город Омск |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А46-5318/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5910/2014) общества с ограниченной ответственностью "АШАН" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2014 по делу N А46-5318/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (ОГРН 1027739329408, ИНН 7703270067) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АШАН" - представитель Кайгородцева Т.А., предъявлен паспорт, по доверенности N А-22/01/2014-1 от 22.01.2014, сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - представитель Новрузова Ю.С., предъявлено удостоверение, по доверенности от 06.02.2014, сроком действия 1 год;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее по тексту - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (далее по тексту - заинтересованное лицо, Общество, ООО "АШАН") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.05.2014 по делу N А46-5318/2014 требования Управления удовлетворены, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вменяемого правонарушения.
Суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. без конфискации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "АШАН" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2014 по делу N А46-5318/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "АШАН" были соблюдены все условия приемки, хранения и реализации продукции, вся продукция имеет необходимую документацию, подтверждающую качество продукции и ее происхождение.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Ряполовой Н.А. N 149 от 21.01.2014, специалистами-экспертами Управления Роспотребнадзора проведена плановая, выездная проверка ООО "АШАН", с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам), на основании ежегодного плана проверок на 2014 год.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, что зафиксировано в акте проверки N 149 от 05.03.2014.
01.04.2014 главным специалистом-экспертом отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Нуждиной Л.Е., с участием представителя ООО "АШАН" - Кайнородцевой Т.А., в отношении ООО "АШАН" был составлен протокол N 4-54-14 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколом N 4-54-14 от 01.04.2014 установлено, что ООО "АШАН" нарушены требования Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - статьи 11, пункта 5 статьи 15, части 3 статьи 39, Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - статьей 3, 4, 19,20 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" - статей 4, 7, Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" - части 1 статьи 17, статьи 24, статьи 25, статьи 26, статьи 36 TP ТС 021-2011 "О безопасности пищевых продуктов", TP ТС 029-2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", TP ТС 008/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек", СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" - пунктов 7.1, 8.1, 8.2, 14.1, 14.2, ГОСТ Р 53436-2009 "Консервы молочные, молоко и сливки сгущённые с сахаром. Технические условия" - пунктов 5.1.2, 5.1.3, 7.22, MУ 4.1./4.2.2484-09 "Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции", а именно:
- находящаяся в реализации в свободной продаже с оформленным ценником, отобранная для исследования 05.02.2014 проба Суши и Ролы Калифорния "Big Roll" торговой марки "ХОРОШИКИ" (ролл Филадельбия, калифорния бонито харакири), даты выработки 03.02.2014 производства по ТУ 9266-025-23805166-2007 OOО "РОСТКО" г. Омск, не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по микробиологическим показателям БГКП (колиформы), КМАФАнМ, что подтверждено протоколом испытаний N 1825 от 10.02.2014 и экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 453 ГП/Л от 24.02.2014 (БГКП (колиформы) обнаружены в 0.1 г, в норме не допускается в 0.1 г; КМАФАнМ 120000 КОЕ в 1г при норме не более 50000 КОЕ в 1г);
-принято на реализацию масло сладко - сливочное несолёное "Традиционное" с м.д.ж. 82,5% весовое в картонных коробках по 20 кг, изготовитель ОАО "Мытищинский молочный завод", Московская область, г. Мытищи, ул. Бояринова, 26 с маркировкой даты изготовления - 23.10.2011, в количестве 100.0 кг с сопроводительными документами - сертификатом соответствия N C-RU.AIQ18.B.00293 сроком действия с 06.03.2013 по 06.03.2015, выдан органом по сертификации продукции и услуг ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ И МОНИТОРИНГА" г. Сергиев Посад Московской области, пр-т Красной армии, 212; товарной накладной от 20.11.2013 N 2015 от поставщика ООО "ИНГРИД" г. Москва, б-р Яна Райниса, 10 - не соответствующее требованиям нормативных документов: "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", Федеральный закон N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", п. 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 "Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия", МУ 4.1./4.2.2484-09 "Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции по жирно-кислотному составу" по жирно-кислотному составу молочного жира коровьего молока, что подтверждено экспертным заключением N 449 ГП/Л от 24.02.14, протоколом N 1919 от 11.02.14 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области";
-находящаяся в реализации в свободной продаже с оформленным ценником, отобранная для исследования 05.02.2014 проба икра лососевая зернистая "Горбуша" торговой марки "Тунгутун" 1 сорт в потребительской упаковке, даты выработки 11.11.2013, производства по ТУ 9264-001-46412104-09 ЗАО "СевероВосточная компания ЛТД" Завод Б29 г. Москва, не соответствует требованиям ТР ТС 029-2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" по содержанию сорбиновой кислоты и сорбатов в комбинации с бензойной кислотой и бензоатами в пересчёте на соответствующую кислоту, что подтверждено протоколом испытаний N 2573 от 19.02.2014 и экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 476 ГП/Л от 25.02.2014 (сорбиновая кислота и сорбаты в комбинации с бензойной кислотой и бензоатами в пересчете на соответствующую кислоту 2,1 г/кг при нормируемом значении не более 2 г/кг).
Повторное исследование данной партии в удвоенном объёме, отобранной 26.02.2014 свидетельствует о несоответствии требованиям по содержанию сорбиновой кислоты и сорбатов в комбинации с бензойной кислотой и бензоатами в пересчете на соответствующую кислоту, что подтверждено протоколом испытаний N 3410 от 03.03.2014 и экспертным заключением N 582 ГП/Л от 05.03.2014 ФБУЗ "ЦГиЭ в Омской области". В рамках производственного контроля данная продукция в 2013 году не исследовалась.
В ходе проверки для лабораторных исследований были отобраны игрушки в количестве 4-х штук (3 образца), в том числе: музыкальный инструмент в Форме собачки, изготовитель "Шаньтоу Джипей Пластик Индастриал Ко Лтд". Китай. 1 шт. по цене 81,62 руб.(на остатке - 85 штук); шарик Ё-Ёжики, изготовитель "Вита Продакшн Лимитед". Гонконг, 2 шт. по цене 58.75 руб. (на остатке 28 штук); кукла "Mini Fashion Dou", производитель "Юни-Регент Холдинc ЛТД".
В результате лабораторных исследований от 24.02.2014 N 454 ГП/Л, N 455 ГП/Л 4 протокола испытаний, заключения по протоколу испытаний от 17.02.2014 N 2262 и протокола испытания параметров уровня шума от 12.02.2014 N628 установлено, что
-игрушка-шарик Ё-Ёжики, изготовитель "Вита Продакшн Лимитед", Гонконг не соответствуют требованиям ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 по показателю - уровень интенсивности запаха (результат испытания - 4 балла, допустимая величина - 2 балла);
-игрушка музыкальный инструмент в форме собачки, изготовитель "Шаньтоу Джипей Пластик Индастриал Ко Лтд", Китай не соответствует по показателям эквивалентного уровня звука (81,84.85 дБа - ПДУ-60 дБа) и максимального уровня звука (87.89,90 дБа - ПДУ-70 дБа1 требованиям МСанПин 001-96. МУ К4.1/4.3.2038-05. ТР ТС 008/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек".
Исследование игрушек не предусмотрено программой производственного контроля.
На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ООО "АШАН" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.05.2014 по делу N А46-5318/2014 требования Управления удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 данного Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, образуют нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующие таким требованиям.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В свою очередь частью 1 статьи 7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя требовать, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их реализации определены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту - Закон N 29-ФЗ), в соответствии с положениями которого, при реализации пищевых продуктов граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования государственных стандартов, санитарных правил и норм.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 29 ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей 4 Закона N 29 ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 1 статьи 5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Приложение 8 к техническому регламенту "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012) "Гигиенические нормативы применения консервантов" установлено, что максимальный уровень сорбиновой кислоты (E200) и ее солей сорбатов: натрия (E201), калия (E202), кальция (E203) - по отдельности или в комбинации, в пересчете на сорбиновую кислоту для Пресервы из рыбы, включая икру составляет не более 2 г/кг.
Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" установлены обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрено, что реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" идентификация молока и продуктов его переработки проводится в целях:
- отнесения молока и продуктов его переработки к сфере применения настоящего Федерального закона;
- установления соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям настоящего Федерального закона;
- установления соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом.
Пунктом 3 части 8 статья 25 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрено, что при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания) в части следующих установленных настоящим Федеральным законом показателей идентификации и других показателей, в том числе, жирнокислотный состав жировой фазы продуктов переработки молока (за исключением продуктов переработки молока, массовая доля жира в которых составляет менее чем 1,5 процента, и мороженого, массовая доля жира в котором составляет не более чем 8 процентов).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 введены в действие Санитарные правила "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Действие данных Правил распространяется на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.2 СП 2.3.6.1066-01).
Пунктом 7.1 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
Пунктами 8.1, 8.2 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено также, что пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю новыми видами продукции, должна быть размещена информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, а также рекомендации по приготовлению и использованию.
В соответствии с пунктом 14.1. СП 2.3.6.1066-01 руководитель организации торговли обеспечивает выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли;
Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с приложением N 2 ТР ТС 008/2011 требования гигиенической безопасности игрушек включают:
-органолептические показатели (запах, привкус);
-физические факторы (уровень звука, уровень напряженности электростатического поля, уровень напряженности электромагнитного поля радиочастотного диапазона, уровень напряженности электрического поля, уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения, уровень локальной вибрации, удельная эффективная активность естественных радионуклидов); интенсивность запаха игрушки в естественных условиях и водной вытяжке не должна превышать 1 балла в игрушках, предназначенных для детей до 1 года, 2 баллов - для детей старше 1 года.
Озвученные игрушки должны соответствовать следующим требованиям:
Эквивалентный уровень звука игрушек, кроме игрушек-моделей для спортивных игр, должен быть:
для детей до 3 лет - не более 60 дБА;
для детей от 3 до 6 лет - не более 65 дБА;
для детей старше 6 лет - не более 70 дБА.
Эквивалентный уровень звука игрушек, для игры на открытом воздухе, кроме игрушек, издающих импульсный звук, должен быть не более 75 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек должен быть:
для детей до 3 лет - не более 70 дБА;
для детей от 3 до 6 лет - не более 75 дБА;
для детей старше 6 лет - не более 80 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 85 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек, издающих импульсный звук, должен быть не более 90 дБА.
Как было указано выше, административный орган установил, что ООО "АШАН" допущены нарушения требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - статьи 11, пункта 5 статьи 15 статьи части 3 статьи 39, Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - статьей 3, 4, 19, 20, Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" - статей 4, 7 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" - части 1 статьи 17, статьи 24, статьи 25, статьи 26, статьи 36, TP ТС 021-2011 "О безопасности пищевых продуктов", TP ТС 029-2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", TP ТС 008/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек", СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" - пункта 7.1, пунктов 8.1, 8.2, 14.1, 14.2, ГОСТ Р 53436-2009 "Консервы молочные, молоко и сливки сгущённые с сахаром. Технические условия" - пунктов 5.1.2, 5.1.3, 7.22, MУ 4.1./4.2.2484-09 "Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции" (нарушения описаны выше).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющимися в материалах дела актом проверки N 149 от 05.03.2014, протоколом об административном правонарушении N 4/54-14 от 01.04.2014, протоколом испытаний N 1825 от 10.02.2014, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N. 453 ГП/Л от 24.02.2014, экспертным заключением N 449 ГП/Л от 24.02.14, протоколом N 1919 от 11.02.14 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", протоколом испытаний N 2573 от 19.02.2014, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N. 476 ГП/Л от 25.02.2014, протоколом испытаний N 3410 от 03.03.2014 и экспертным заключением N 582 ГП/Л от 05.03.2014 ФБУЗ "ЦГиЭ в Омской области", результатам лабораторных исследований от 24.02.2014 N 454 ГП/Л, N 455 ГП/Л 4, заключением по протоколу испытаний от 17.02.2014 N 2262 и протоколом испытания параметров уровня шума от 12.02.2014 N 628, а также объяснением законного представителя ООО "Ашан", данным в ходе производства по делу об административном правонарушении, в полном объеме подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив все представленные в дело доказательства, апелляционный суд считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению указанных выше требований законодательства.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем обозначенных требований действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, в деле отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Общество обязано осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказания услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие в том числе деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям оборота пищевых продуктов.
В силу пункта 2 данной статьи, производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Несоблюдение Обществом требований по осуществлению мероприятий производственного контроля привели к появлению в продаже недоброкачественного товара.
Общество как профессиональный участник рынка, осуществляющий розничную продажу пищевой и промышленной продукции потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней; предпринимать действия по контролю качества реализуемой продукции.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля-продажа).
Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, не обеспечило должного контроля за исполнением работниками своих должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленным.
Нарушение порядка и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности причинения вреда жизни и здоровью граждан либо угрозы причинения такого вреда вследствие нарушения обязательных требований подлежит отклонению, поскольку учитывая вид продукции, установленные факты нарушения нормативов и реализации не соответствующей нормативам продукции, поступления ее в розничную сеть, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АШАН" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2014 по делу N А46-5318/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5318/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Ответчик: ООО "АШАН"