Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2015 г. N Ф02-5429/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А33-3016/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Никитиной Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Фарт"): Петрусенко М.В., представителя по доверенности от 16.12.2013 N 08, паспорт (до и после перерыва); Пугачева М.М., представителя по доверенности от 16.12.2013 N 09, паспорт (до перерыва),
от ответчика: от ответчика (департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) Федерального агентства по недропользованию): Яхина Р.Р., представителя по доверенности от 30.04.2014 N 06-/1403, паспорт (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарт" (ИНН 2465206865, ОГРН 1082468015123)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" мая 2014 года по делу N А33-3016/2014, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фарт" (ИНН 2465206865, ОГРН 1082468015123, далее - заявитель, общество, ООО "Фарт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) Федерального агентства по недропользованию (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - департамент, ответчик) о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) Федерального агентства по недропользованию от 03.12.2013 N 238.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" мая 2014 года по делу N А33-3016/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, с учетом дополнительных пояснений, сославшись на следующие обстоятельства:
- при проведении проверки законный представитель общества не присутствовал, общество о проведении проверки не уведомлялось, в связи с чем, было лишено возможности дать по существу вопроса свои объяснения, представить необходимые документы,
- представленными в материалы дела документами опровергаются обстоятельства, указанные в акте проверки N Н-458в,
- Центрсибнедра и Росприроднадзор два самостоятельных органа и ответчик должен был самостоятельно установить обстоятельства, на которые он ссылается как на основание прекращения права недропользования, и, соблюдая процедуру предварительного уведомления (3 месяца), инициировать рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права недропользования ООО "Фарт",
- указанные в акте обстоятельства не могут служить основанием для прекращения права недропользования по пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах",
- нарушение лицензионного соглашения не может являться условием, с возникновением которого прекращается право пользования недрами по пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", т.к. такое основание специально предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 20 указанного закона, и, следовательно, в таких случаях требуется соблюдение органом, предоставившим лицензию, специального порядка досрочного прекращения права пользования недрами,
- доказательства соблюдения ответчиком установленного частью 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" порядка досрочного прекращения права недропользования в материалах дела отсутствуют.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Фарт" (далее - общество, заявитель) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082468015123.
24 июня 2008 года ООО "Фарт" как победителю аукциона была выдана лицензия КРР 01926 БР с целевым назначением: геологическое изучение и добыча рассыпного золота на объекте р. Караган, правый приток р. Кан с притоками в Саянском районе Красноярского края (далее по тексту - Лицензия КРР 01926 БР). Срок действия Лицензии устанавливался до 01.07.2018.
Приложением N 3 к лицензии является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения и добычи рассыпного золота на объекте р.Караган, правый приток р. Кан с притоками в Саянском районе Красноярского края.
04 июля 2013 по результатам плановой выездной проверки проведенной Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю в отношении заявителя были выданы предписания N НЗАТ-241, N НЗАТ-241/2, N НЗАТ-241/3 со сроком исполнения 10.10.2013.
28 октября 2013 административным органом на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю N 458-р/п от 14.10.2013 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки, в котором зафиксировано не выполнение предписаний N НЗАТ-241, N НЗАТ-241/2, N НЗАТ-241/3.
Приказом Центрсибнедра от 03.12.2013 N 238 лицензия КРР 01926 БР досрочно прекращена на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Полагая, что данный приказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно положениям статьи 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу положений статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Из толкования пункта 3 части статьи 20 названного закона следует, что право пользования недрами подлежит прекращению, а не может быть прекращено (в отличии от части 2 статьи 20 Закона о недрах) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
Из анализа указанных норм Закона "О недрах" следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, принимает на себя обязанность по его исполнению.
Условия пользования недрами утверждены Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения и добычи рассыпного золота на объекте р.Караган, правый приток р. Кан с притоками в Саянском районе Красноярского края, являющимся Приложением N 3 к лицензии.
Согласно пункту 10.1 лицензионного соглашения к выданной ООО "Фарт" лицензии КРР 01926 БР, право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий, оговоренных в абзацах "а", "в", "г", "д" пункта 4.1. и пункта 5.2, 5.4. Соглашения.
Лицензионным соглашением были установлены следующие основные условия пользования участком недр (раздел 4):
4.1. По объемам, основным видам работ и срокам их проведения Недропользователь должен обеспечить:
а) в течение полутора лет после регистрации лицензии (до 24.12.2009) разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на добычу учитываемых государственным балансом запасов золота р. Караган;
б) обеспечить ввод предприятия по добыче золота в количестве 60 кг в год (уточняется по предложению недропользователя проектом) не позднее 2010 года;
в) в течение полутора лет после регистрации лицензии (до 24.12.2009) разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение недоизученной площади р. Караган и р. Кузье.
г) в течение четырех лет после регистрации лицензии (до 24.06.2012) выполнить геологическое изучение лицензионной площади и представить отчет с подсчетом запасов на государственную геологическую экспертизу;
д) не позднее полутора лет со дня утверждения запасов разработать технический проект на их отработку с учетом требований промышленной безопасности, охраны недр и природоохранного законодательства, согласовать проект в установленном порядке, получить положительное заключение государственной экспертизы промышленной безопасности и охраны недр.
Пунктами 5.2. и 5.4. установлены размер разового платежа за пользование недрами, а также размер и порядок уплаты сбора за выдачу лицензии.
Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю на основании распоряжения от 30.05.2013 N 241-р/п была проведена плановая выездная проверка в отношении заявителя.
В ходе проверки выявлены нарушения, в том числе пункта 4.1 лицензионного соглашения, а именно:
- в нарушении абзаца "а" пункта 4.1 лицензионного соглашения недропользователь не в полном объеме разработал "Технический проект на горно-эксплуатационные работы месторождения р. Караган", отсутствует раздел "Охрана недр и окружающей среды" (Постановление правительства от 03.03.2010 N 218, Приказ Минприроды от 25.06.2010 N 218).
Используемое оборудование по обогащению песков не соответствует проектному.
Проект не прошел согласование с территориальной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых по Красноярскому краю (ТКР-ТПИ Красноярск недра). Фактически ООО "Фарт" с 2011 года (начало первого года добычи) проводит отработку месторождения по проекту не согласованному в установленном порядке.
- в нарушении абзаца "г" пункта 4.1 лицензионного соглашения ООО "Фарт" не представлял отчетность по формам 1-гр, 2-гр по выполнению геологоразведочных работ в рамках лицензионной площади в 2011-2012. Не представлены геологические отчеты в Красноярскнедра по итогам разведочных работ за 6, 9, 12 месяцев, предусмотренные пунктом 7.3 лицензионного соглашения.
Отчет с подсчетом запасов по геологическому изучению не представлен на государственную экспертизу в 2012 году.
По результатам проверки административным органом составлен Акт проверки от 04.07.2013 N НЗАТ-241, выданы предписания от 04.07.2013 N НЗАТ-241, NНЗАТ-241/2, NНЗАТ-241/3, срок исполнения до 10 октября 2013 года.
В период с 21.10.2013 по 28.10.2013 на основании распоряжения от 14.10.2013 N 458-р/п руководителя Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в отношении ООО "Фарт" проведена внеплановая выездная проверка в части выполнения ранее выданных предписаний.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 28.10.2013, согласно которому установлено не исполнение ранее выданных предписаний от 04.07.2013 г N НЗАТ-241, N НЗАТ-241/2, N НЗАТ-241/3, а именно:
- нарушение по предписанию от 04.07.2013 г N НЗАТ-241 не устранено - предприятие не разработало и не согласовало в установленном порядке рабочий проект на отработку запасов учтенных государственным балансом. При натурном осмотре участка недр 23 октября 2013 года установлено, что ООО "Фарт" продолжает ведение горных работ на лицензионной площади без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта;
- предприятие не устранило нарушение по предписанию от 04.07.2013 N НЗАТ-241/2 - ООО "Фарт" не провело геологоразведочные работы на лицензионной площади и не представило отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу.
Довод заявителя о том, что событие, которое должно квалифицироваться как нарушение условий лицензионного соглашения, не может одновременно являться условием, с возникновением которого безусловно прекращается право пользования недрами согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Закона "О недрах", правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не соответствует заключенному соглашению между Красноярскнедра и ООО "Фарт".
ООО "Фарт", получая право пользования недрами по лицензии, согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования недрами при возникновении условий, предусмотренных пунктом 10.1 лицензионного соглашения.
Поскольку обществом не выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 4.1 лицензионного соглашения, а пункт 10.1 соглашения относит эти обстоятельства к условиям, с наступлением которых прекращается право пользования недрами, оспариваемый право недропользования правомерно прекращено ответчиком на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 3133/08.
Довод общества о том, что им фактически не были допущены нарушения абзацев "а", "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения, опровергается материалами дела, в том числе актом проверки, предписаниями N НЗАТ-241, N НЗАТ-241/2, N НЗАТ-241/3 от 04.07.2013. Общество не представило доказательств, подтверждающих соблюдение им требований абзацев "а", "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения. Документы, на которые имеется ссылка в дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе, соблюдение обществом требований абзацев "а", "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения не подтверждают.
Доводы общества о несоблюдении процедуры принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу пункта 94 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315, государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий, в том числе в следующих случаях: 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах;
В силу пункта 95 указанного Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является, в том числе представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией; данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
В силу пункта 99 названного Административного регламента осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 103 Административного регламента в случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами.
Пунктом 104 Административного регламента установлено, что после получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах", должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
В силу пункта 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Порядок работы Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
Приказом Роснедр от 15.02.2006 N 131 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр (Приложение 1).
В соответствии с пунктом 6 данного Положения, комиссия вправе приглашать на заседания представителей недропользователей, иных заинтересованных лиц, вопрос по которым включен в повестку дня заседания Комиссии.
Из содержания указанного пункта следует, что действующим законодательством не установлена обязанность Роснедр уведомлять недропользователя о проведении заседаний Комиссии.
На основании пункта 107 Административного регламента на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
В соответствии со статьей 108 Административного регламента решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. Протокол оформляется в течение 3 рабочих дней с даты заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии и секретарем. Подписанный протокол в течение 2 рабочих дней направляется секретарем Комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование.
Пунктом 112 Административного регламента предусмотрено, что в приказе Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, подготовленным в соответствии с пунктом 102 настоящего Административного регламента, указываются:
1) основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах";
2) сведения о заявлении владельца лицензии о досрочном прекращении права пользования недрами;
3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий по ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) дата прекращения права пользования недрами;
5) данные об исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц либо данные об исключении сведений об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае досрочного прекращения права пользования недрами в связи с ликвидацией предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности);
6) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
В настоящем случае указанный порядок рассмотрения вопроса о прекращении действия лицензии соблюден. Оспариваемый приказ принят ответчиком по результатам рассмотрения материалов, представленных Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, в соответствии с установленным порядком и в пределах предоставленной законом компетенции.
Доводы общества о том, что Центрсибнедра и Росприроднадзор два самостоятельных органа и ответчик должен был самостоятельно установить обстоятельства, на которые он ссылается как на основание прекращения права недропользования, и, соблюдая процедуру предварительного уведомления (3 месяца), инициировать рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права недропользования ООО "Фарт"; доказательства соблюдения ответчиком установленного частью 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" порядка досрочного прекращения права недропользования в материалах дела отсутствуют, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами, установленный статьей 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на случаи прекращения права пользования недрами по пункту 3 части 1 статьи 20 указанного закона не распространяется.
Ссылка общества на то, что при проведении проверки исполнения предписаний законный представитель общества не присутствовал, общество о проведении проверки не уведомлялось, в связи с чем, было лишено возможности дать по существу вопроса свои объяснения, представить необходимые документы, не имеет правового значения, т.к. не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения.
В силу приведенных выше положений действующего законодательства для принятия решения о прекращении права пользования недрами по пункту 3 части 1 статьи 20 Закона "О недрах" достаточно установления факта возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.
Возникновение указанного условия является основанием для прекращения права пользования недрами в обязательном и безальтернативном порядке, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, при наступлении которого Роснедра обязаны прекратить право пользования недрами, независимо от устранения или не устранения нарушений пользователем недр, после их выявления.
В данном случае возникновение данного условия подтверждается актом проверки от 04.07.0213 N НЗАТ-241, составленным в присутствии директора общества Марьясова В.Н., подписанным директором общества без возражений.
Последующие действия контролирующего органа (выдача предписаний, проверка их исполнения) не имеют значения для оценки правомерности оспариваемого приказа.
Более того, несмотря на нарушение обществом положений пункта 10.1 лицензионного соглашения, в котором предусмотрены безусловные основания для прекращения права пользования недрами, и при нарушении которого по смыслу статьи 21 Закона РФ "О недрах" не предусмотрено направление обществу письменного уведомления и предоставление трехмесячного срока для устранения допущенных нарушений, в рассматриваемом случае такой срок обществу был установлен Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю. В предписаниях от 04.07.2013, врученных директору общества Марьясову В.Н. лично, что подтверждается его подписью в названных документах, указано на необходимость направления обществом в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю информации о выполнении предписаний не позднее 5 рабочих дней по истечении срока выполнения предписаний (до 10.10.2013), что не было выполнено обществом.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ ответчика является законным, обоснованным и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) Федерального агентства по недропользованию от 03.12.2013 N 238 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРР 01926 БР" соответствует нормам действующего законодательства, издан на законных основаниях, в связи с чем, отмене не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая сказанное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции оставлено изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя (ООО "Фарт").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" мая 2014 года по делу N А33-3016/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3016/2014
Истец: ООО "Фарт"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ