г. Томск |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А27-2203/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: С. В. Кривошеиной, Л. Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным с использованием средств ауди, видиоозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: от ФСС РФ - Худина Т.В. - доверенность от 09.01.14, от ПФ РФ - без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.05.2014 по делу N А27-2203/2014 (судья В. В. Власов)
по заявлению закрытого акционерного общества "Шахта "Костромовская" (ОГРН 1024201298373, ИНН 4212018504) к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области (ОГРН 1064212018650, ИНН 4212017412) об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Шахта Костромовская" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными:
1. решения государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, КРО ФСС РФ) N 73 (о.с.с.р. 212-ФЗ) от 09.12.2013 в части непринятия к зачету сумм страховых взносов в размере 41 060,46 рублей, в том числе выплаченных:
- Сабитову Ильдару Габдулхаковичу в размере 5 964,48 рублей,
- Галимову Евгению Равильевичу в размере 3 319,14 рублей,
- Филимонову Николаю Семеновичу в размере 6 013,70 рублей,
- Поповой Надежде Владимировне в размере 1 361,60 рубля,
- Смолину Дмитрию Николаевичу в размере 2 752,22 рублей,
- Поздееву Алексею Анатольевичу в размере 21 649,32 рублей;
2. решения Учреждения N 73 (о.с.с.в. 212-ФЗ) от 09.12.2013 в части доначисления страховых взносов в общей сумме 388,56 рублей по следующим работникам:
- Сабитову Ильдару Габдулхаковичу в сумме 172,97 рублей,
- Галимову Евгению Равильевичу в сумме 96,26 рублей,
- Поповой Надежде Владимировне в сумме 39,49 рублей,
- Смолину Дмитрию Николаевичу в сумме 79,84 рублей;
в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 77,71 рублей и взыскания пени в сумме 22,93 рублей;
3. решения Учреждения N 73н/с от 16.12.2013 в части доначисления страховых взносов в общей сумме 1 138,79 рублей, в том числе по:
- Сабитову Ильдару Габдулхаковичу в сумме 506,98 рублей,
- Галимову Евгению Равильевичу в сумме 282,13 рублей,
- Поповой Надежде Владимировне в сумме 115,74 рублей,
- Смолину Дмитрию Николаевичу в сумме 233,94 рублей;
взыскания штрафов в общей сумме 227,76 рублей и взыскания пеней в сумме 65,94 рублей;
4. решения Управления Пенсионного фонда России по г. Ленинск-Кузнецкий и Ленинск-Кузнецкому району (далее - Управление, УПФ РФ) N 39 от 16.12.2013 в части доначисления страховых взносов в общей сумме 4 160,42 рублей, в том числе по:
- Сабитову Ильдару Габдулхаковичу в сумме 1 804,26 рублей (1 312,19 рублей - на страховую часть, 492,07 рублей - на накопительную часть),
- Галимову Евгению Равильевичу в сумме 1 095,32 рублей (796,60 рублей - на страховую часть, 298,72 рублей - на накопительную часть),
- Поповой Надежде Владимировне в сумме 389,42 рублей (283,22 рубля - на страховую часть, 106,20 рублей - на накопительную часть),
- Смолину Дмитрию Николаевичу в сумме 871,42 рубля (670,32 рублей - на страховую часть, 201,10 рубль - на накопительную часть);
взыскания штрафа в сумме 832,08 рублей и доначисления пеней в сумме 788,20 рублей.
Решением суда от 20.05.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Учреждение и Управление обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Учреждение в своей жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Учреждение указывает, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на Обществе; Обществом представлены листки нетрудоспособности, оформленные с нарушениями; выявленные в ходе проверки нарушения Обществом не устранены; выплаты, осуществленные Обществом по указанным листкам нетрудоспособности, подлежат обложению страховыми взносами.
В своей апелляционной жалобе Управление также просит отменить решение суда, указывает, что непринятые к зачету по обязательному социальному страхованию выплаты работникам подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование; судом не учтены уточненные расчеты сторон по доначислению страховых взносов, пеней и штрафов.
Заявитель, Управление ПФ РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей заявителя и Управления ПФ РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 04.10.2013 по 11.10.2013 КРО ФСС РФ проведена выездная проверка ЗАО "Шахта Костромовская" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 2010 по 2012 годы.
По результатам проведенной Учреждением совместной проверки с УПФ РФ составлены акты проверки от 15.11.2013 N 6000073 (о.с.с.р. 212-ФЗ), от 15.11.2013 N 6000073 (о.с.с.в. 212-ФЗ), от 15.11.2013 N 6000073 н/с, в которых отражены выявленные нарушения законодательства об обязательном социальном страховании и обязательном пенсионном страховании.
Общество представило возражения по результатам составленных актов проверок.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Учреждение и Управлением вынесены следующие решения:
- решение КРО ФСС РФ N 73 (о.с.с.р. 212-ФЗ) от 09.12.2013 о непринятия к зачету суммы страховых взносов в размере 41 060,46 рублей;
- решение КРО ФСС РФ N 73 (о.с.с.в. 212-ФЗ) от 09.12.2013 о доначислении страхователю страховых взносов в общей сумме 388,56 рублей, о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 77,71 рублей, о доначисления пени в сумме 22,93 рублей;
- решение КРО ФСС РФ N 73н/с от 16.12.2013 о доначисления страховых взносов в общей сумме 1 138,79 рублей, штрафов в общей сумме 227,76 рублей, пеней в сумме 65,94 рублей;
- решение УПФ РФ N 39 от 16.12.2013 о доначисления страховых взносов в общей сумме 4 160,42 рублей, штрафа в сумме 832,08 рублей, пеней в сумме 788,20 рублей.
Не согласившись с указанными решениями Учреждения и Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о необоснованном отказе Учреждением в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности; о неизменности правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию в случае отказа в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 6 Закона Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ также предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенного условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений, подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности, документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Факт наступления утраты трудоспособности работниками Общества Сабитовым И. Г., Галимовым Е. Р., Филимоновым Н. С., Поповой Н. В., Смолиным Д. Н., Поздеевым А. А. Учреждением не оспаривается.
Также Учреждением не оспаривается факт оплаты листков нетрудоспособности указанным работникам в полном объеме.
При этом отказывая в зачете произведенных Обществом расходов по оплате листков нетрудоспособности, Учреждение указало на оформление листков нетрудоспособности с нарушением требований пунктов 56, 60, 61 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок).
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что указанные Учреждением нарушения, допущенные медицинским учреждением, являются незначительными.
Фактически из материалов дела следует, что Учреждением выявлено ненадлежащее внесение медицинским учреждением исправлений в листки нетрудоспособности при отсутствии фактов внесения недостоверных, искаженных или не соответствующих действительности сведений.
Указывая на выявленные нарушения порядка внесения исправлений в листки нетрудоспособности Учреждение не обосновало, на что повлияли данные нарушения.
Доказательств необоснованной выдачи листков нетрудоспособности не представлено, равно как не представлено доказательств, что перечисленные КРО ФСС РФ недостатки в оформлении листков нетрудоспособности повлияли на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что из системного толкования пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, следует, что орган фонда социального страхования принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями порядка выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
В связи с этим являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на Обществе.
Установление ответственности администрации страхователя за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования не означает обязанности администрации страхователя контролировать порядок выдачи листков нетрудоспособности.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ни в пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, ни в статье 11 Закона N 165-ФЗ, ни в статье 4.7 Закона N 255-ФЗ не определено, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке влечь отказ в возмещении расходов страхователя по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, сам по себе факт представления Обществом листков нетрудоспособности, имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Иных оснований для непринятия понесенных Обществом расходов по оплате листков нетрудоспособности своих работников Сабитова И. Г., Галимова Е. Р., Филимонова Н. С., Поповой Н. В., Смолина Д. Н., Поздеева А. А. Учреждением не приведено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение Учреждения N 73 (о.с.с.р. 212-ФЗ) от 09.12.2013 в части непринятия к зачету сумм страховых взносов в размере 41 060,46 рублей.
Решения Учреждения N 73 (о.с.с.в. 212-ФЗ) от 09.12.2013 в части начисления страховых взносов в общей сумме 388,56 рублей, штрафа в размере 77,71 рублей и пени в сумме 22,93 рублей и N 73н/с от 16.12.2013 в части начисления страховых взносов в общей сумме 1 138,79 рублей, штрафов в общей сумме 227,76 рублей и пеней в сумме 65,94 рублей, а также решение УПФ РФ N 39 от 16.12.2013 в части начисления страховых взносов в общей сумме 4 160,42 рублей, штрафа в сумме 832,08 рублей и пеней в сумме 788,20 рублей обусловлены отказом КРО ФСС РФ в принятии к зачету сумм страховых взносов в размере 41 060,46 рублей.
Принимая во внимание необоснованность отказа КРО ФСС РФ в принятии к зачету сумм страховых взносов в размере 41 060,46 рублей, решения Учреждения N 73 (о.с.с.в. 212-ФЗ) от 09.12.2013 и N 73н/с от 16.12.2013 и решение УПФ РФ N 39 от 16.12.2013 также подлежат признанию недействительными в оспариваемых частях.
Самостоятельных доводов в отношении законности указанных решений Учреждением и Управлением не приведено.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено следующее.
В силу положений части 2 статьи 15, части 6 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ расходы, понесенные страхователем в счет начисленных страховых взносов и не принятые фондом социального страхования к зачету, представляют собой неуплаченные страховые взносы.
Таким образом, по своей правовой природе непринятые к зачету расходы являются недоимкой по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
При этом Законом N 212-ФЗ не предусмотрено возможности начисления страховых взносов на суммы, не принятые к зачету.
Суммы не принятых к зачету расходов не могут быть автоматически признаны выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Обществом требования.
Указание в апелляционной жалобе УПФ РФ на то, что судом не учтены уточненные расчеты сторон по доначислению страховых взносов, пеней и штрафов, подлежит отклонению, как противоречащее фактическим обстоятельствам дела.
После согласования расчетов с Управлением Обществом представлено уточнение к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, в котором уточнена сумма пени.
Указанные уточнения приняты судом первой инстанции и учтены при вынесении решения.
Доводы апелляционных жалоб, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.05.2014 по делу N А27-2203/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2203/2014
Истец: ЗАО "Шахта Костромовская"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области