г. Красноярск |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А74-910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Радзиховской В.В., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.,
при участии, находясь в задании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от заявителя (открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Добрынина О.А., представителя по доверенности от 29.05.2014 N 19/22,
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия): Широковой О.В., представителя по доверенности от 04.06.2014 N 05-3672/ОШ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "07" мая 2014 года А74-910/2014, принятое судьей Каспирович Е.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243) (далее - Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) от 29.11.2013 по делу N 20-А-Т-13.
Определением арбитражного суда от 24 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аскизсервис" (ИНН 1905009450, ОГРН 1081902000311) (далее - ООО "Аскизсервис").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 мая 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "МРСК Сибири" указывает следующее:
- объекты ООО "Аскизсервис", в отношении которых был введен режим ограничения режима потребления электрической энергии, не являются объектами, отключение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не являются объектами водоснабжения, то есть не входят в перечень, приведенный в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии) следовательно, отключение объектов должно осуществляться в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии;
- поскольку у ООО "Аскизсервис" имелась задолженность, ОАО "МРСК Сибири" правомерно в пределах своих гражданских прав в соответствии с требованиями пункта 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ввело режим полного ограничения потребления электрической энергии;
- ненаправление уведомления о введении режима полного ограничения потребления электрической энергии энергосбытовой организации, обслуживающей ООО "Аскизсервис" не свидетельствует о злоупотреблением доминирующим положением.
Хакасское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Аскизсервис", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "Аскизсервис".
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.07.2005.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров общества от 25.12.2007 ОАО "МРСК Сибири" реорганизовано путем присоединения к нему ОАО "Хакасэнерго".
ОАО "МРСК Сибири" имеет в г. Абакане филиал "Хакасэнерго" (приложение 1 к уставу, т.1, л.д.39).
Основными видами деятельности общества согласно пунктам 3.1, 3.2 устава являются, в том числе обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии), оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-технологическое управление (т. 1, л.д. 37).
В адрес антимонопольного органа поступило заявление ООО "Аскизсервис", указывающее на признаки нарушения ОАО "МРСК Сибири" как сетевой организацией антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии котельными, эксплуатируемыми ООО "Аскизсервис" (т. 2, л.д. 6-7).
Приказом руководителя антимонопольного органа от 17.09.2013 N 273 (т. 3, л.д. 95) в отношении ОАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 20-А-Т-13 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела N 20-А-Т-13 антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ОАО "МРСК Сибири" Правил ограничения режима потребления электрической энергии и ущемление указанными действиями (бездействием) прав третьих лиц.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 29.11.2013 в соответствии с которым:
1) положение, занимаемое обществом на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу и расположенных на территории Республики Хакасия, признано доминирующим;
2) действия общества, выразившиеся в несоблюдении порядка ограничения режима потребления электрической энергии котельными N N 3, 4, 6, эксплуатируемыми ООО "Аскизсервис", признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения подпункта "б" пункта 4, абзаца 2 пункта 14, абзацев 2 и 3 подпункта "а" пункта 17, подпункта "б" пункта 17, подп. "в" пункта 17, абз. 1, 2 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.
3) предписание обществу решено не выдавать.
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 29.11.2013 по делу N 20-А-Т-13, общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, проверив полномочия должностных лиц антимонопольного органа на вынесение оспариваемого решения, установил, что указанный акт вынесен в пределах представленной законом компетенции.
Из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, следует, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Хакасское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний.
С учетом приведенных правовых норм антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и вынесения решения от 29.11.2013 по делу N 20-А-Т-13 судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа обществу вменяется нарушение пункта части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Следовательно, по настоящему делу антимонопольный орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о доминирующем положении ОАО "МРСК Сибири" и совершение им действий (бездействия), которые повлекли или могли повлечь ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 "179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" (регистрационный номер 24.1.58).
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах расположения принадлежащих обществу электрических сетей. Данный факт ОАО "МРСК Сибири" не оспаривается.
Следовательно, в рассматриваемых отношениях ОАО "МРСК Сибири" правомерно признано субъектом, занимающим доминирующее положение.
В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства; оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:
обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;
обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;
обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены, в том числе Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (Правила ограничения режима потребления электрической энергии).
Из положений подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии, следует, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Согласно положениям подпункта "б" пункта 4 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.
В силу положений пункта 5 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).
Согласно абзацу 2 пункта 14 Правил ограничения режима потребления электрической энергии в случае если ограничение режима потребления было введено по инициативе исполнителя, то исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня подписания акта о введении ограничения режима потребления направляет 1 экземпляр гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему соответствующего потребителя.
Пунктом 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии также предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
В соответствии с положениями подпунктов "а", "б", "в" пункта 17 Правил ограничения режима потребления электрической энергии при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:
а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;
даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления;
б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони.
Как установлено судом первой инстанции, антимонопольным органом и следует из материалов дела, между сетевой организацией - ОАО "МРСК Сибири" (исполнитель) и ООО "Аскизсервис" (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2012 N 18.1900.478.12 (далее - договор от 01.11.2012) (т. 2 л.д. 8-20), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки, указанные в приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя.
В соответствии с пунктами 3.4.2, 3.4.15 договора от 01.11.2012 заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя по передаче электрической энергии (мощности) в размере и сроки, определенные договором; обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес исполнителя в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В силу пунктов 5.1, 9.1, 9.2 договора от 01.11.2012 порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Договор от 01.11.2012 вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2012 года.
В случае если ни одна из сторон не направила другой стороне в срок не менее чем за 30 дней до окончания срока действия договора уведомление о расторжении договора, то договор считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях.
Между ОАО "Хакасэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) с ООО "Аскизсервис" (покупатель) заключен договор купли продажи (поставки) электрической энергии (мощности) от 10.09.2012 N 51120 (т.2, л.д. 68-72), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 2.2.14 договора от 10.09.2012 N 51120 потребитель обязан составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони и передать гарантирующему поставщику копию данного акта не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.
17 января 2013 года в адрес филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" от ООО "Аскизсервис" поступил для предварительного рассмотрения акт согласования технологической и аварийной брони энергоснабжения (подписан ООО "Аскизсервис" 15.01.2013) (т. 2, л.д. 77-88).
Письмом от 06.03.2013 N 1.7/20/730-исх (т. 2, л.д. 89-90) ОАО "МРСК Сибири" сообщило ООО "Аскизсервис" о том, что представленный акт не соответствует требованиям нормативных документов. ООО "Аскизсервис" предложено устранить замечания к акту и привести его в соответствие с Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 N 124, и направить исправленный акт для согласования.
Письмом от 04.04.2013 N 1.7/18.2.1/1122-исх (т. 3, л.д. 93-94) ОАО "МРСК Сибири" уведомило Правительство Республики Хакасия, Госкомтарифэнерго Хакасии, прокурора Республики Хакасия, Управление ФСБ по Республике Хакасия, Главное управление МЧС России по Республике Хакасия об имеющейся у ООО "Аскизсервис" задолженности по договору от 01.11.2012 и о возможном ограничении режима потребления электрической энергии объектов ООО "Аксизсервис" по окончании отопительного сезона.
Письмом от 29.04.2013 N 310 (т. 2, л.д. 92) ООО "Аскизсервис" направило в адрес ОАО "МРСК Сибири" для повторного рассмотрения акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения. Письмо получено ОАО "МРСК Сибири" 30.04.2013.
Письмом от 16.05.2013 N 1.7/20/1600-исх (т. 2 л.д. 93-94) ОАО "МРСК Сибири" ответило, что акт не соответствует требованиям Правил, утвержденных приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 N 124, ООО "Аскизсервис" предложено устранить замечания к акту и направить акт филиалу для согласования.
Письмом от 28.05.2013 N 1.7/18.2/1726-исх (т. 2, л.д. 76) ОАО "МРСК Сибири" уведомило в ООО "Аскизсервис" (получено ООО "Аскизсервис" 29.05.2013) о планируемом ограничении режима потребления электрической энергии, в котором сообщено, что задолженность ООО "Аскизсервис" составляет 18 миллионов рублей ООО "Аскизсервис предложено в срок до 07.06.2013 погасить задолженность либо 07.06.2013 самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем полного отключения электроустановок котельных NN 1, 3, 4, 6. В случае неоплаты и невыполнения действий по самостоятельному ограничению ООО "Аскизсервис" следует 11.06.2013 обеспечить доступ персонала ОАО "МРСК Сибири" к электроустановкам для осуществления контроля над самостоятельным вводом ограничения или осуществления фактических действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии персоналом сетевой организации.
Согласно актам ограничения (т. 2, л.д. 58-60) 11.06.2013 ОАО "МРСК Сибири" введено полное ограничение режима потребления электроэнергии объектов котельных N N 3, 4, 6.
18 июня 2013 года в ОАО "МРСК Сибири" от ООО "Аскизсервис" с сопроводительным письмом от 17.06.2013 N 387 (т. 4, л.д. 72) поступил для рассмотрения акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения электрической энергии (мощности).
Письмом от 15.07.2013 N 1.7/18.2/2301-исх (т. 4, л.д. 73) ОАО "МРСК Сибири" проинформировало о согласовании с замечаниями данного акта от 11.06.2013. ООО "Аскизсервис" предложено рассмотреть выявленные замечания и после их устранения повторно направить акт в филиал на согласование.
04 июля 2013 года режим потребления электрической энергии котельными N 3 и N 6 ООО "Аскизсервис" возобновлен (акты о возобновлении - т. 3, л.д. 68-69), с 26.09.2013 режим потребления электрической энергии возобновлен иными котельными в связи с началом отопительного сезона.
Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ОАО "МРСК Сибири" в нарушение подпункта "б" пункта 4, подпункта "б" пункта 17 Правил N 442 не уведомило ОАО "Хакасэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и уполномоченные органы о планируемом введении 11.06.2013 ограничения режима потребления ООО "Аскизсервис".
Данные обстоятельства подтверждаются ответом ОАО "МРСК Сибири" от 06.11.2013 N 1.7/29.1/3963-исх. (т. 4, л.д. 77), ответом ОАО "Хакасэнергосбыт" от 07.11.2013 N 9666 (т. 4, л.д. 81), ответом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия от 01.10.2013 N 3958-3-3-6 (т. 3, л.д. 98), ответом Енисейского управления Ростехнадзора от 09.10.2013 N 2272-х/65 (т. 3, л.д. 99), ответом Госкомтарифэнерго Хакасии от 04.10.2013 N ГКТЭ-2923/С (т. 3, л.д. 100), ответом Министерства регионального развития Республики Хакасия от 08.10.2013 N 090-4043-СН (т. 3, л.д. 101).
Письмо общества от 04.04.2013 N 1.7/18.2.1/1122-исх не является надлежащим уведомлением уполномоченных органов о планируемом введении частичного ограничения режима потребления котельных ООО "Аскизсервис", так как не содержит информации о планируемой дате введения такого ограничения.
Доказательств направления в течение 1 рабочего дня со дня подписания акта о введении ограничения режима потребления 1 экземпляра акта гарантирующему поставщику (ОАО "Хакасэнергосбыт" ) ОАО "МРСК Сибири" также не представило, что свидетельствует о нарушении им пункта 14 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.
Из письма ООО "Аскизсервис" от 31.10.2013 N 964 (т.4, л.д. 71), направленного в адрес антимонопольного органа, следует, что на момент введения ограничения не имелось подписанного акта согласования технологической и аварийной брони. 17 июня 2013 года ООО "Аскизсервис" повторно направило в адрес филиала акт согласования технологической и аварийной брони энергоснабжения. Подписанный акт согласования получен 16 июля 2013 года, после чего его копия направлена иным лицам (т. 4, л.д. 72-76).
Вместе с тем в соответствии с абзацами 1, 2 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В рассматриваемой ситуации полное ограничение режима потребления электроэнергии котельными N N 3, 4, 6 введено в период с 11.06.2013 по 04.07.2013 по инициативе исполнителя - без введения режима ограничения до технологической и аварийной брони. Этим нарушены, подпункт "в" пункта 17, абзацы 1, 2 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что в согласованном между сторонами акте у котельной N 3 имеется технологическая броня (т.3, л.д. 77).
Таким образом суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган доказал нарушение обществом требований подпункта "б" пункта 4, абзаца 2 пункта 14, абзацев 2 и 3 подпункта "а" пункта 17, подпункта "б" пункта 17, подпункта "в" пункта 17, абзацев 1, 2 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.
ОАО "МРСК Сибири" не согласно с выводами о допущенных нарушениях, указывает, что объекты ООО "Аскизсервис", в отношении которых был введен режим ограничения потребления электрической энергии, не являются объектами, отключение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не являются объектами водоснабжения, то есть не входят в перечень приведенный в приложении к Правилам ограничения режима потребления электрической энергии, следовательно, отключение объектов должно осуществляться в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии. Положения пункта 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ОАО "МРСК Сибири" соблюдены.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод.
Из пункта 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии следует, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии)
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Вместе с тем в приложении к Правилам ограничения режима потребления электрической энергии к категориям потребителей электрической энергии (мощности) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Суд апелляционной инстанции считает, что из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что с помощью котельных N N 3, 4, 6, эксплуатируемых ООО "Аскизсервис" и являющихся объектами централизованного теплоснабжения, осуществляется обслуживание объектов, которые используются в целях предоставления населению и организациям с. Аскиз (в том числе социально-значимым объектам) жилищно-коммунальных услуг, в том числе и для подачи горячего водоснабжения.
Указанный вывод следует из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе из договора о передаче в аренду муниципального имущества от 06.12.2012 N 5 с целью предоставления ООО "Аскизсервис" жилищно-коммунальных услуг населению с. Аскиз (т. 2, л.д. 62-67), перечнем объектов, находящихся на обслуживании котельных ООО "Аскизсервис" (т. 4, л.д. 28-29); договорами на поставку ООО "Аскизсервис" теплоснабжения, отпуск горячего водоснабжения школам, детским садам, больницам (т. 4, л.д. 63-70); протоколом рабочего совещания по вопросу деятельности ООО "Аскизсервис" от 30 июля 2013 года (т. 4, л.д. 78-80); письмом Администрации Аскизского района от 13 ноября 2013 года (т. 4, л.д. 82-83), письмом Администрации Аскизского сельсовета от 13 ноября 2013 года (т. 4, л.д. 84).
Из указанных документов, в частности, следует, что ООО "Аскизсервис" оказывает, в том числе услуги по горячему водоснабжению, при введении режима полного ограничения потребления электрической энергии котельными ООО "Аскизсервис" горячее водоснабжения части обслуживаемых ООО "Аскизсервис" (в том числе больниц, школ, детских садов) было прекращено.
Таким образом, ООО "Аскизсервис" относится к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям: нанести вред здоровью населения, прекратить обслуживание социально-значимых объектов (больниц, школ, детских садов и т.п.).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не принимает ссылку ОАО "МРСК Сибири" на соблюдение им пункта 15 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции также не соглашается с доводами ОАО "МРСК Сибири" о том, что поскольку у ООО "Аскизсервис" имелась задолженность, оно правомерно в пределах своих гражданских прав ввело режим полного ограничения потребления электрической энергии.
Как уже отмечалось в целях квалификации выявленных нарушений как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о доминирующем положении ОАО "МРСК Сибири" и совершение им действий (бездействия), которые повлекли или могли повлечь ущемление интересов других лиц.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа, и суда первой инстанции о том, что указанные действия общества по введению режима полного ограничения потребления электрической энергии, неуведмление соответствующих государственных органов, привели к ущемлению интересов ООО "Аскизсервис" и других лиц, в частности население и социально-значимых организаций (больницы, школы, детские сады) с. Аскиз.
В апелляционной жалобе общество указывает, что неправление уведомления о введении режима полного ограничения потребления электрической энергии энергосбытовой организации, обслуживающей ООО "Аскизсервис" не свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением.
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что ненарпалвение уведомления энергосбытовой организации применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела не означало бы злоупотребление доминирующим положением.
Вместе с тем в данном случае помимо вышеуказанного нарушения, антимонопольным органом доказан ряд нарушений обществом Правил ограничения режима потребления электрической энергии, которые привели ущемлению интересов других лиц, совокупность указанных действий (бездействие) правомерно квалифицировано антимонопольным органом как злоупотребление доминирующим положением.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом доказано нарушение обществом требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ОАО "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" мая 2014 года по делу N А74-910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-910/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2014 г. N Ф02-5316/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", ОАО "МРСК Сибири"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
Третье лицо: ООО "Аскизсервис"
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5316/14
14.11.2014 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-910/14
07.08.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3178/14
31.07.2014 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-910/14
07.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-910/14