г. Саратов |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А57-431/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Строймаш-58" (ИНН 6454060273 ОГРН 1026403342437, адрес местонахождения: 410000, г. Саратов, дачный поселок Большая Кумысная поляна)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 июня 2014 года по делу N А57-431/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Строймаш-58" (ИНН 6454060273, ОГРН 1026403342437, адрес местонахождения: 410000, Саратов, дачный поселок Большая Кумысная поляна)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, Театральная площадь, 7)
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155, адрес местонахождения: 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1)
о признании незаконным постановления от 18.11.2013 N 2895; обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - председатель СНТ Мирин Б.Б. (выписка из ЕГРЮЛ от 30.12.2013, т.1 л.д. 15), представитель Плюснин М.Б., действующий на основании доверенности от 10.01.2014 (т.1, л.д. 21),
Администрации - не явился, извещена,
Комитета по управлению имуществом - не явился, извещен,
Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Садоводческое некоммерческое товарищество "Строймаш-58" (далее - заявитель, СНТ "Строймаш-58") с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2895 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 59 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:050173:6; обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения и направления в адрес СНТ "Строймаш-58" проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 59 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:050173:6 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Саратов Кумысная поляна.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству).
Решением от 04 июня 2014 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных Садоводческим некоммерческим товариществом "Строймаш-58" требований отказал.
СНТ "Строймаш-58" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2895 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:050173:6.
Лица, участвующие в деле в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (распечатка с сайта Почты России о вручении 25.07.2014 года корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Администрация не обеспечила.
Комитет по управлению имуществом извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 99676 5 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечил.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 99677 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 09 июля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Саратова от 18.05.1998 N 250-91 садоводческому товариществу "Строймаш-58" предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0054 га под трансформаторной подстанцией.
Подстанция располагается на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050173:6, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.01.2012 N 64/201/2012-178.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2013 года по делу N А57-1743 0/2012 признано право собственности СНТ "Строймаш-58" на трансформаторную подстанцию, о чем 25 марта 2013 года в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 64-64-01/160-2013-221. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2013 серии 64-АГ N 876004.
12 сентября 2013 года СНТ "Строймаш-58" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 70445 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Кумысная поляна в Октябрьском районе, с кадастровым номером 64:48:050173:6.
18 ноября 2013 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" вынесено постановление N 2895 "Об отказе СНТ "Строймаш-58" в предоставлении в собственность, земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого сооружением - трансформаторной подстанцией N 1749".
СНТ "Строймаш-58", не согласившись с постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2895, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое СНТ "Строймаш-58" постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2895 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 59 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:050173:6, является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязанность уполномоченного органа заключить договор аренды земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, также закреплена в земельном законодательстве.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Законом Саратовской области от 07.10.09г. N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле" в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования "Город Саратов".
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18.12.05г., Администрация муниципального образования "город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Статьями 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2013 года по делу N А57-17430/2012 признано право собственности СНТ "Строймаш-58" на недвижимое имущество - трансформаторную подстанцию - 1749, расположенную на земельном участке площадью 54 кв. м. с кадастровым номером 64:48:050173:6 (т.1, л.д. 85-92).
На основании данного судебного акта зарегистрировано право собственности СНТ "Строймаш-58" на трансформаторную подстанцию - 1749, площадь застройки 5,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АГ N 886004 (т.1, л.д. 93).
Являясь собственником объекта недвижимости, СНТ "Строймаш-58" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 70445 о предоставлении в порядке статьи 36 в собственность за плату земельного участка площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Кумысная поляна в Октябрьском районе, с кадастровым номером 64:48:050173:6.
Оспариваемым постановлением Администрация отказала в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:050173:6 площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Кумысная поляна в Октябрьском районе, занимаемого трансформаторной подстанцией по следующим основаниям:
- площадь земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нем объекта недвижимости;
- документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка площадью 59 кв.м для эксплуатации здания, принадлежащего СНТ "Строймаш-58" не представлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрация в обосновании отказа в предоставлении земельного участка не вправе просто констатировать несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятой объектом недвижимости, принадлежащим заявителю и необходимой для использования указанного объекта недвижимости.
Из пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 следует, что согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Решение органа местного самоуправления должно быть мотивированно и содержать ссылки на нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, в соответствии с которыми Администрация пришла к выводу о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятой объектом недвижимости, принадлежащим заявителю и необходимой для использования указанного объекта недвижимости.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Данный перечень не содержит необходимости предоставления документов, обуславливающих площадь испрашиваемого земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что заявителем для приобретения прав на испрашиваемый земельный участок Администрации был представлен пакет документов, соответствующий требованиям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Однако оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется в силу следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.03.2011 N 13535/10 разъяснил, что не подлежат удовлетворению требования о продаже в собственность земельного участка в нарушение требований статьи 33 Земельного кодекса при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Согласно правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 06.09.2011 N 4275/11, от 23.12.2008 N8985/08 приватизация земельного участка осуществляется собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, приобретение такого участка определяется в той части, которая необходима для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Как указано выше, СНТ "Строймаш-58" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - трансформаторная подстанция - 1749, площадь застройки 5,8 кв.м.
Доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади 59 кв.м. для эксплуатации объекта недвижимого имущества площадью 5,8 кв.м. заявителем суду не представлено.
В апелляционной жалобе Товарищество указывает, что в соответствии с Нормами отвода земель для электрических сетей (14278 тм-т1), утвержденными Минтопэнерго России 01.06.1994, имеющаяся у СНТ подстанция с одним трансформатором мощностью от 25 до 630 кВ А требует отвода земельного участка в 50 кв.м., плюс 11 кв.м. под унифицированные опоры воздушных линий.
Однако доказательств того, что трансформаторная подстанция Товарищества является комплектной подстанцией с одним трансформатором мощностью от 25 до 630 кВ А, а так же нахождения на испрашиваемом земельном участке унифицированных опор воздушных линий, судам первой и апелляционной инстанций не представлено. Как следует из имеющихся в материалах дела фотографий спорного земельного участка, унифицированные опоры воздушных линий находятся за пределами огороженного земельного участка (т.2, л.д. 50-51).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу СНТ "Строймаш-58" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно абзацу второму пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139) в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
Платежным поручением от 14.01.2014 N 1 СНТ "Строймаш-58" за рассмотрение дела судом первой инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Чеком-ордером от 30.06.2014 СНТ "Строймаш-58" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
При таких обстоятельствах, СНТ "Строймаш-58" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 июня 2014 года по делу N А57-431/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Садоводческому некоммерческому товариществу "Строймаш-58" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной чеком-ордером от 30.06.2014 государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-431/2014
Истец: Мирин Б. Б., Садоводческого некоммерческого товарищества "Строймаш-58", СНТ "Строймаш-58"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Мирин Б. Б., Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО "Город Саратов"