город Омск |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А46-303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.
судей Семёновой Т.П., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Мироновой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4954/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-303/2014 (судья Голобородько Н.А.) по искам общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" (ОГРН 1055504088199, ИНН 5503090948), общества с ограниченной ответственностью "ФИРМА "МАК-АРТ" (ОГРН 1025500744785, ИНН 5503035834) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) об изменении стоимостей выкупаемых долей в праве общей долевой собственности на земельный участок
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" Мерлакова С.П. по доверенности от 15.01.2014 сроком действия один год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" (далее - истец, ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ"), общество с ограниченной ответственностью "ФИРМА "МАК-АРТ" (далее - истец, "ФИРМА "МАК-АРТ") обратились в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) об изменении стоимостей выкупаемых долей в праве общей долевой собственности на земельный участок.
ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" обратилось в арбитражный суд с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, в котором просило пункт 1.2 договора о купле-продаже 855/7130 долей в праве общей долевой собственности за земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:151 изложить в следующей редакции:
Расчёт цены выкупа доли в праве на участок (кадастровый номер 55:36:070402:151), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности покупателю.
Площадь земельного участка |
Кадастровая стоимость доли земельного участка |
% от кадастровой стоимости земельного участка |
Цена выкупа доли земельного участка |
1 |
2 |
3 |
4 |
855/7130 |
1 029 904,24 |
2,5 |
25 747,61 |
Цена доли в праве на участок, подлежащая оплате покупателем, составляет 25 747, 61 руб. (двадцать пять тысяч семьсот сорок семь рублей 61 копейка).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 25 августа 2005 г. N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственника расположенных на них зданий, строений, сооружений", кадастрового паспорта земельного участка".
На основании указанного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2014 возбуждено производство по делу N А46-303/2014.
ООО "ФИРМА "МАК-АРТ" обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, в котором просило пункт 1.2 договора о купле-продаже 206/7130 долей в праве общей долевой собственности за земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:151 изложить в следующей редакции:
Расчёт цены выкупа доли в праве на участок (кадастровый номер 55:36:070402:151), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности покупателю
Площадь земельного участка |
Кадастровая стоимость доли земельного участка |
% от кадастровой стоимости земельного участка |
Цена выкупа доли земельного участка |
1 |
2 |
3 |
4 |
206/7130 |
248 140,67 |
2,5 |
6203,52 |
Цена доли в праве на участок, подлежащая оплате покупателем, составляет 6203,52 руб. (шесть тысяч двести три рубля 52 копейки).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 25 августа 2005 г. N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственника расположенных на них зданий, строений, сооружений", кадастрового паспорта земельного участка".
На основании указанного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 20.01.2014 возбуждено производство по делу N А46-302/2014.
Исковые требования со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) мотивированы возникновением разногласий между сторонами по договору в части определения цены отчуждаемого земельного участка.
В ходе рассмотрения указанных дел истцами было заявлено ходатайство об объединении дел N А46-302/2014 и N А46-303/2014 в одно производство.
Определением от 11.02.2014 ходатайство истцов удовлетворено, дела N А46-302/2014 и N А46-302/2014 объединены в одно производство, делу присвоен N А46-303/2014.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-303/2014 заявленные требования удовлетворены. С ответчика в пользу каждого из истцов взыскано по 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ФИРМА "МАК-АРТ", ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ".
В обосновании апелляционной жалобы ее податель указал, что распоряжение "О предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка" было принято Департаментом лишь 11.10.2013, в то время как возможность продажи земельных участков по льготной цене была предусмотрена Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012.
Истцы представили отзыв на апелляционную жалобу.
Представители Департамента и ООО "ФИРМА "МАК-АРТ", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание не явились. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников спора.
Представитель ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав представителя ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ", проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в феврале и мае 2012 года собственники нежилых помещений, в том числе ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" и ООО "ФИРМА "МАК-АРТ" обратились в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:151, местоположение которого установлено относительно 2 этажного кирпичного здания (мастерские), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 30 Северная, д. 67, по ставке 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмами от 11.04.2012 N 04-01/3596, от 15.06.2012 N 04-01/6349 Управлением в представлении испрашиваемого земельного участка в общую долевую собственность отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2013 по делу N А46-27619/2012 выраженный в письмах от 11.04.2012 N 04-01/3596, от 15.06.2012 N 04-01/6349 отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области признан незаконным, на Управление возложена обязанность принять решение о предоставлении пропорционально площади находящихся в собственности заявителей нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 30-я Северная, д. 67, в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:151.
Указанным решением установлено, что истцы имели право на получение в общую долевую собственность земельного участка на основании поданного ими в 2012 заявления.
Определением от 29.05.2013 в порядке процессуального правопреемства Главное управление по земельным ресурсам Омской области заменено на Департамент имущественных отношений администрации г. Омска.
Письмом от 22.10.2013 Департамент сообщил, что во исполнение определения от 29.05.2013 им принято распоряжение от 11.10.2013 N 5086-р "О предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка" и подготовлен проект договора купли-продажи ООО "ФИРМА "МАК-АРТ" 206/7130 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 7130 кв.м, относящийся к категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером 55:36:070402:151. В пункте 2.1 договора Департаментом цена выкупа доли земельного участка была определена на основании постановления Правительства Омской области от 18.07.2012 N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков" и составила 49 628 руб. 13 коп., исходя из расчёта 20% от кадастровой стоимости земельного участка (248 140 руб. 67 коп.).
ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" и ООО "ФИРМА "МАК-АРТ" были представлены протоколы разногласий к договорам купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, в которых покупатели указали на необходимость расчёта цены выкупа долей в праве на участок на основании постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", действовавшего на момент обращения покупателей с заявлением о выкупе земельного участка, являющегося предметом настоящего договора.
В свою очередь, Департамент подготовил протокол согласования разногласий к договору купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, который истцами не подписан.
В связи с возникшими при заключении договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок разногласиями ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" и ООО "ФИРМА "МАК-АРТ" обратились в арбитражный суд с исковыми заявлениями.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования ООО "КОМПАНИЯ "МАК-АРТ" и ООО "ФИРМА "МАК-АРТ", исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьёй 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные частью 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются (часть 1 статьи 555 ГК РФ).
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (здесь и ниже пункты 5 и 6 статьи 36 приводимого кодекса).
В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в пределах сумм, установленных данной статьёй.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьёй 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя (определение ВАС РФ от 08.09.2011 N ВАС-1124-/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2012 по делу N А27-8062/2011, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2012 N Ф09-1089/12).
В рассматриваемом случае, в материалах дела имеется заявление, подписанное представителями истцов и полученное Главным управлением по земельным ресурсам Омской области 15.05.2012, о заключении договора купли-продажи долей в праве собственности на спорный земельный участок по ставке 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, в материалы дела представлено письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области N 0401/3596 от 11.04.2012. Указанные доказательства свидетельствуют о том, что с заявлением о приватизации земельного участка истцы обратились до 01.07.2012. Факт обращения с заявлением о выкупе долей в праве собственности на земельный участок до 01.07.2012 подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2013 по делу N А46-27619/2012.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 01.01.2012 осуществляется, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 приводимой статьи при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенной в иной местности.
Действие указанных норм распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной частью 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14649/08 от 09.04.2009 по делу N А82-251/2008-14.
Из буквального толкования вышеприведенных норм законодательства не следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки могут быть собственники зданий, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности только и исключительно в порядке приватизации.
При этом действующим законодательством не установлено никаких различий для приобретения земельного участка по льготной стоимости в зависимости от того, кто приобретает такой земельный участок: лицо, которое приобрело строения непосредственно в процессе приватизации, или лицо, которое приобрело ранее находящиеся в государственной собственности строения в последующем.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Из материалов дела следует, что принадлежащие истцам встроенные нежилые помещения инженерного корпуса административного назначения общей площадью 238,2 кв.м, расположенные по адресу: город Омск, улица 30-я Северная, 67, приобретены у ГП "Омсккоммунтехналадка".
Таким образом, истцами доказано, что принадлежащее им имущество первоначально было отчужден из государственной собственности, то есть от государственного предприятия "Омсккоммунтехналадка".
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что нормами права не закреплено, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки могут быть собственники зданий, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности только и исключительно в порядке приватизации, суд первой инстанции обоснованно установил правомерность применения положений абзаца 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым цена продаваемого земельного участка установлена в пределах 2,5% от его кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о том, что он не является правопреемником Главного управления по земельным ресурсам Омской области, в связи с чем, заявка, поданная истцом в Управление, не может служить основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка, отклоняется ввиду его несостоятельности.
В соответствии со статьёй 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-ОЗ в Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" внесены изменения, согласно которым ГУЗР Омской области утратило указанные выше полномочия.
Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
В соответствии с Постановлением администрации города Омска от 06.02.2013 N 120-п полномочия по распоряжению неразграниченными землями переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города.
Передача функций по распоряжению земельными участками иному органу не прекращает соответствующих обязательств уполномоченного органа в связи с ликвидацией лица, на которое ранее такие функции были возложены.
Равным образом, заинтересованное лицо, не может быть поставлено в более невыгодные для него условия по приобретению земельного участка по льготной цене, учитывая, что невозможность реализации данного права в установленные сроки была вызвана незаконными действиями уполномоченного органа.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-303/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-303/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-303/2014
Истец: ООО "Компания Мак-Арт", ООО "Фирма "Мак-Арт"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Третье лицо: ООО "Фирма "Мак-Арт"