г. Тула |
|
8 августа 2014 г. |
Дело N А09-7513/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Капустиной Л.А. (по взаимозаменяемости с судьей Волковой Ю.А.) и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителей истца - индивидуального предпринимателя Абрамовой Евгении Валерьевны (город Москва) - Родюковой Т.В., Скрипина Р.Е. (доверенность от 26.08.2013 серии 32 АБ N 0632755) и третьего лица - Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - Савенко В.В. (доверенность от 31.12.2013 N 1-8979и), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) (далее - Управление Росреестра по Брянской области) и третьего лица - Управления имущественных отношений Брянской области (город Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ИП Абрамовой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, установил следующее.
ИП Абрамова Е.В. обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Брянская область, город Брянск, улица Флотская, в размере их рыночной стоимости: кадастровый номер 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м в размере 1 676 000 рублей; кадастровый номер 32:28:0015701:26, площадью 2 195 кв. м в размере 2 956 000 рублей; о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в виде рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 1, л. д. 2 - 6; том 3, л. д. 54 - 55).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: город Брянск, улица Флотская, равная рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012: площадью 1 246 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:24 в размере 1 678 000 рублей; площадью 2 195 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:26 в размере 2 956 000 рублей. На ответчиков возложена обязанность устранить выявленные нарушения посредством внесения изменений сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: город Брянск, улица Флотская, по состоянию на 01.01.2012: площадью 1 246 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:24 в размере 1 678 000 рублей; площадью 2 195 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:26 в размере 2 956 000 рублей.
С ИП Абрамовой Е.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория экспертизы и оценки" взысканы судебные расходы в размере 15 000 рублей (том 3, л. д. 59 - 66).
Не согласившись с указанным судебным актом, Правительство Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт (том 3, л. д. 81 - 85).
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости муниципальных земельных участков, что следует, по его мнению, из требований статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку ему принадлежат только права аренды земельных участков, но не сами участки.
По мнению заявителя жалобы, поскольку истец не является лицом, уполномоченным заказывать оценку муниципальных земельных участков, представленные отчеты от 22.08.2013 N 236130Ц, N 235130Ц, выполненные ООО "Деловое партнерство", не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания проведения судебной экспертизы рыночной стоимости спорных земельных участков ввиду отсутствия документального подтверждения экономической необоснованности увеличения арендной платы.
Заявитель апелляционной жалобы отметил, что размер арендной платы, порядок ее исчисления исходя из кадастровой стоимости земельных участков, согласованы сторонами договоров аренды земельных участков, в связи с чем полагает, что удовлетворение заявленных истцом требований фактически приведет к изменению условий о размере арендной платы, согласованных сторонами в договорах аренды.
Заявитель указал на то, что Правительство Брянской области, как правопреемник администрации Брянской области, являясь высшим органом исполнительной власти Брянской области, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков, и при рассмотрении настоящего спора затрагиваются права и обязанности правительства, которое вопреки требованиям части 1 статьи 51 АПК РФ не было привлечено судом к участию в деле.
Также заявитель жалобы отметил, что арендная плата поступает в доход бюджета города Брянска. Однако к участию в деле не была привлечена администрация города Брянска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, тем самым позиция муниципального образования, являющегося стороной договоров аренды и напрямую заинтересованного в величине кадастровой стоимости оспариваемых земельных участков, не устанавливалась.
От ИП Абрамовой Е.В. в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 3, л. д. 107 - 111).
Истец в отзыве указал на то, что ИП Абрамовой Е.В. заявлены требования в исковом порядке к органу кадастрового учета, требования не связанны с оспариванием действий органов кадастрового учета и не могут затрагивать права Правительство Брянской области. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на его действительную рыночную стоимость, а не оспаривание действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
По мнению истца, Правительство Брянской области ни каким образом не могло влиять на процесс оценки спорных земельных участков при формировании государственного кадастра недвижимости.
Полагает, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект; наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение достоверной оценки стоимости соответствующих объектов.
Истец считает, что арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством, в связи с чем арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки наряду с собственником земельного участка.
По мнению истца, из содержания оспариваемого судебного акта не следует, что он принят о правах и обязанностях Правительства Брянской области и создает препятствия для реализации его прав или надлежащего исполнения обязанностей по отношению к одной из сторон спора; наличие заинтересованности Правительства Брянской области в исходе дела само по себе не создает правовых оснований для обжалования принятых по делу судебных актов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Брянской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 31.01.2014 отменить, привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц Правительство Брянской области и Управление имущественных отношений Брянской области.
Представил в суд апелляционной инстанции копию договора на выполнение работ по определению кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012 города Брянска от 21.11.2012 N 11А, заключенного Управлением имущественных отношений Брянской области с ООО "ФинГрупп" (том 3, л. д. 121 - 126).
Представители истца не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу и ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц - без удовлетворения.
Представили в суд апелляционной инстанции копии: приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 22.05.2014 N 1199 "О передаче в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Абрамовой Евгении Валерьевне на праве собственности"; договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Абрамовой Е.В. от 22.05.2014 N 08387, кадастровый номер 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Флотская; акта приема-передачи земельного участка от 22.05.2014; расчета цены земельного участка; письма Управления имущественных отношений Брянской области в адрес Управления Росреестра по Брянской области о проведенной оплате от 30.06.2014 N 30-8000; расписки от 27.06.2014 о сдаче документов на государственную регистрацию (том 3, л. д. 127 - 135).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и Правительства Брянской области, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что договор на выполнение работ по определению кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012 города Брянска от 21.11.2012 N 11А заключен Управлением имущественных отношений Брянской области с ООО "ФинГрупп" (том 3, л. д. 121 - 126), результаты государственной кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (том 3, л. д. 93 - 94).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-3 "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" Правительство Брянской области является правопреемником администрации Брянской области.
Таким образом, Правительство Брянской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Брянской области от 09.10.2006 N 76-3 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - города Брянска", пунктом 1 постановления администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - город Брянск", Положением об областной земельной комиссии" функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - город Брянска возложены на Управление имущественных отношений Брянской области.
Договоры аренды земельных участков от 18.01.2001 N 15277 и от 20.10.2011 N 45971 заключены ИП Абрамовой Е.В. с Управлением имущественных отношений Брянской области, как и договор купли-продажи от 22.05.2014 N 08387 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, представляющим в данном случае интересы собственника.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, посчитав, что решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 по делу N А09-7513/2013 затрагивает права и обязанности Правительства Брянской области и Управления имущественных отношений Брянской области, которые не были привлечены к участию в деле, в связи с чем не могли представить суду свои доводы относительно заявленных требований и доказательства в подтверждение этих доводов, определением от 18.07.2014 перешел к рассмотрению дела N А09-7513/2013 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области и Управление имущественных отношений Брянской области (том 3, л. д. 142 - 149). Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2013 по делу N А62-1546/2012.
Пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ установлено, что основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно пункту 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
С учетом положений пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение.
Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 АПК РФ могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), и принимает новый судебный акт.
В связи с принятием судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 по делу N А09-7513/2013 подлежит отмене в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, так как принятое решение затрагивает права и обязанности Правительства Брянской области и Управления имущественных отношений Брянской области, которые не были привлечены к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Правительство Брянской области представило отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований (том 3, л. д. 159 - 162).
В отзыве третье лицо изложило доводы, приведенные им в апелляционной жалобе.
В дополнение указало на то, что собственник земли - город Брянск имеет право в равной степени извлекать в пользу бюджета доход от аренды принадлежащего ему имущества соразмерно ценам в регионе; обстоятельства, свидетельствующие о явном произвольном нарушении баланса интересов и прав истца и города, ИП Абрамовой Е.В. не названы и не доказаны, так же как не представлено доказательств нарушения общих начал определения арендной платы, установленных пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца поддержали уточненные исковые требования.
Представитель Правительства Брянской области возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ответчики и Управление имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явились.
От Управления Росреестра по Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (том 3, л. д. 157), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 АПК РФ.
Исковое заявление, с учетом отсутствия возражений со стороны представителей истца и Правительства Брянской области, рассматривалось в отсутствие ответчиков и Управления имущественных отношений Брянской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив исковые требования, отзыв на иск и пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 подлежит отмене, а исковые требования ИП Абрамовой Е.В. удовлетворению ввиду следующего.
На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.01.2001 N 15277; договора об уступке прав по договору аренды от 06.08.2009, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 20.10.2011 N 45971 Абрамовой Е.В. были переданы в пользование на условиях аренды земельные участки с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0015701:26, площадью 2 195 кв. м.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м принадлежит Абрамовой Е.В. на праве собственности, что подтверждается копиями: приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 22.05.2014 N 1199 "О передаче в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Абрамовой Евгении Валерьевне на праве собственности"; договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Абрамовой Е.В. от 22.05.2014 N 08387, кадастровый номер 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Флотская; расчета цены земельного участка; письма Управления имущественных отношений Брянской области в адрес Управления Росреестра по Брянской области о проведенной оплате от 30.06.2014 N 30-8000; акта приема-передачи земельного участка от 22.05.2014; свидетельства о государственной регистрации права от 25.07.2014 (том 3, л. д. 127 - 134, 168).
Из кадастровых паспортов земельных участков от 15.08.2013 N 32/201/13-221964, N 32/201/13-221974, выданных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:24 составляет 3 795 203 рублей 86 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:26 составляет 7 247 560 рублей 75 копеек (том 1, л. д. 25 - 32).
В целях определения достоверности утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 (том 3, л. д. 93 - 94) кадастровой стоимости земельных участков Абрамова Е.В. заключила с ООО "Деловое партнерство" договоры на проведение оценочных работ от 22.08.2013 N 23513 и N 23613 (том 1, л. д. 33 - 35, 39 - 41). Согласно отчетам от 22.08.2013 N 23513ОЦ, N 23613ОЦ, выполненным ООО "Деловое партнерство", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:24 составляет 1 733 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:26 составляет 3 053 000 рублей (том 1, л. д. 51 - 131; том 2, л. д. 1 - 80).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ИП Абрамова Е.В. обратилась в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л. д. 2 - 6; том 3, л. д. 54 - 55).
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 31.10.2013 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" (том 2, л. д. 129 - 130).
Согласно поступившему в суд экспертному заключению ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 29.11.2013 N 62613ОЦ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 678 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:26, площадью 2 195 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 956 000 рублей (том 3, л. д. 3 - 35 - 45).
Оценив экспертное заключение ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 29.11.2013 N 62613ОЦ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
При этом суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы Правительства Брянской области о том, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости муниципальных земельных участков в силу статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку ему принадлежат только права аренды земельных участков, но не сами участки; что представленные истцом отчеты от 22.08.2013 N 236130Ц, N 235130Ц, выполненные ООО "Деловое партнерство", не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания проведения судебной экспертизы рыночной стоимости спорных земельных участков ввиду отсутствия документального подтверждения экономической необоснованности увеличения арендной платы, на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных ЗК РФ. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а так же в силу положений статьи 36 ЗК РФ для определения цены земельного участка, приватизируемого собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, или обладателем права постоянного (бессрочного) пользования. При этом арендаторы и потенциальные покупатели в названных случаях, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Следовательно, арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Рекомендациях Научно-консультативного совета Федерального арбитражного суда Центрального округа, принятых на заседании 20.11.2013, а также судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.01.2014 по делу N А35-1082/2013, от 05.02.2014 по делу N А35-12386/2012, от 24.03.2014 по делу N А14-2486/2012).
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 29.11.2013 N 62613ОЦ надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 678 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:26, площадью 2 195 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 956 000 рублей (том 3, л. д. 3 - 45).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 с кадастровым номером 32:28:0015701:24, площадью 1 246 кв. м, равной его рыночной в размере 1 678 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015701:26, площадью 2 195 кв. м, равной его рыночной в размере 2 956 000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 подлежит отмене в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, а кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: город Брянск, улица Флотская, площадью 1 246 кв. м и 2 195 кв. м, подлежит установлению в размере их рыночной стоимости в размере 1 678 000 рублей и 2 956 000 рублей соответственно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что обращение истца в арбитражный суд вызвано не нарушением его прав и законных интересов со стороны ответчиков по делу, а необходимостью установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в судебном порядке, а также соответствующее ходатайство ИП Абрамовой Е.В. (том 3, л. д. 54), судебные расходы по настоящему делу относятся на истца и не подлежат взысканию с ответчиков в возмещение судебных расходов.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - Правительством Брянской области.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2014 по делу N А09-7513/2013 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: город Брянск, улица Флотская, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012: площадью 1 246 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:24 в размере 1 678 000 рублей; площадью 2 195 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:26 в размере 2 956 000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) внести изменения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: город Брянск, улица Флотская, по состоянию на 01.01.2012: площадью 1 246 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:24 в размере 1 678 000 рублей; площадью 2 195 кв. м, кадастровый номер 32:28:0015701:26 в размере 2 956 000 рублей.
Взыскать с Абрамовой Евгении Валерьевны (город Москва) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" (город Брянск, ОГРН 1113256000076, ИНН 3250521308) судебные расходы в размере 15 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7513/2013
Истец: Абрамова Евгения Валерьевна, ИП Абрамова Е. В., Скрипин Р. Е.
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы по Брянской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ ФКП Росреестра), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Третье лицо: МИФНС России N10 по Брянской области, ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки", Правительство Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области