г. Воронеж |
|
8 августа 2014 г. |
Дело N А48-1241/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Донцова П.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу:
от общества с ограниченной ответственностью "Великая Стена":
|
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.06.2014 по делу N А48-1241/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Капишникова Т.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Великая Стена" (ОГРН 1115742000032, ИНН 5751040486) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Великая Стена" (далее - заявитель, ООО "Великая Стена", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее также - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.06.2013 N 05-13/1707-01.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.06.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы указывает:
- существенный вред правонарушений в области декларирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заключается в невозможности проведения своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа и, как следствие, невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов;
- состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, а является законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Управлением по тарифам Орловской области установлен факт не представления ООО "Великая Стена" в предусмотренный Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей, утв. постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 срок 10.04.2013 декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 г. (по форме Приложения N11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815),
Административный орган пришел к выводу о том, что в результате указанных действий Обществом были нарушены пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правила предоставления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 23.08.2012 N 231, что в свою очередь образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.13 КоАП РФ 26.04.2013.
Управлением в адрес Общества направлено извещение N 35 о необходимости явки 16.05.2013 в 15 час. 00 мин. по адресу г. Орел, наб. Дубровинского д.70 каб. 416 для составления протокола об административном правонарушении (л.д.78).
Должностным лицом Управления по тарифам Орловской области в присутствии законного представителя - генерального директора ООО "Великая Стена" Шрамук Д. Н. 16.05.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 01-17-59. При составлении протокола об административном правонарушении генеральный директор Шрамук Д. Н., указал, что декларация об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 г. была сформирована и направлена 09.04.2013, то есть в установленный срок, но из-за сбоя компьютерной программы на протяжении месяца отсутствовала возможность распечатать квитанцию об отправке декларации либо протокол о ее приеме; после получения протокола об отправке, содержащего указание на наличие ошибки в декларации, заявитель полагал, что декларация сдана; также просил учесть, что от представления отчетности юридическое лицо не уклоняется, а также то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые.
В протоколе об административном правонарушении от 16.05.2013 N 01-17-59 Обществу разъяснялось, что материалы дела об административном правонарушении будут рассматриваться Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу 03.06.2013 в 11 час. 00 мин. по адресу: 123022, г. Москва, ул. Б. Декабрьская д.7, стр. 3, ком. 103.
Копия протокола об административном правонарушении от 16.05.2013 N 01-17-59 получена законным представителем ООО "Великая Стена" 16.05.2014, о чем свидетельствует соответствующая подпись (л.д.12-14, 64-66).
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 05-13/1707 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу 03.06.2013, в отсутствие представителя юридического лица, принято постановление по делу об административном правонарушении N 05-13/1707-1, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.6-11, 82-87). Указанное постановление направлено в адрес Общества по почте.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Арбитражный суд Орловской области удовлетворил заявленное требование. Принимая названное решение, суд исходил из доказанности состава административного правонарушения, но вместе с тем, возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ для освобождения Общества от административной ответственности.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных в виде административного штрафа для юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 15 Правил)
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 N 52н (далее - Порядок), при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота: - после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования; - в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций); - при получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации; - если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Как следует из материалов дела, Обществом не представлена в установленный срок декларация об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 г. (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей, утв. постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815),
Из объяснений законного представителя Общества следует, что указаннаядекларация направлялась в МРУ Росалкогольрегулирование по Центральному федеральному округу 09.04.2013, однако файл декларации не прошел контроль по техническим причинам и в срок, предусмотренный пунктом 5.2 Порядка, заявитель не получил ни квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи, ни протокол форматно-логического контроля декларации. Данный факт не оспаривается административным органом.
Однако повторно в установленный срок декларация заявителем не направлялась.
Спорная декларация представлена заявителем только после вызова на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлены, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установлено статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание то, что заявителем представлена декларация за 1 квартал 2013 года до рассмотрения дела об административном правонарушении, допущенные нарушения не повлекли за собой никаких неблагоприятных последствий, не свидетельствуют о пренебрежительном отношении Предпринимателя к исполнению своих обязанностей, суд правомерно расценил правонарушение в качестве малозначительного.
Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, суд правомерно посчитал, что в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений возможно не применять меру наказания, а ограничиться устным замечанием.
Убедительных доводов, в опровержение такому выводу, Управление не привело, доказательств обратного - не представило.
Обоснования того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, и необходимость применения наказания заявитель апелляционной жалобы не представил.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
С учетом указанных обстоятельств, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 10.06.2014 по делу N А48-1241/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1241/2014
Истец: ООО "ВЕЛИКАЯ СТЕНА"
Ответчик: Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по ЦФО