город Воронеж |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А64-166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Мокроусовой Л.М., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "АНГАР 10 В": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014 (судья Тишин А.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АНГАР 10 В", г. Тамбов к Администрации Тамбовской области, г. Тамбов, Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, г. Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов Администрация города Тамбова, г. Тамбов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АНГАР 10 В" (далее - ООО "АНГАР 10 В", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Тамбовской области Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.04.2014 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица.
Также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Администрация города Тамбова.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.02.2014 г. производство по делу было приостановлено до окончания производства экспертизы.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2014 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что отчет N 325/13 от 27.12.2013 является недостоверным и ненадлежащим доказательством.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 31.07.2014 представители участников процесса не явились.
21.07.2014 и 25.07.2014 через канцелярию суда от Администрации Тамбовской области и от Федеральной кадастровой палаты в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "АНГАР 10 В" является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Московская, дом 10 В, с кадастровыми номерами:
- 68:29:0204009:307, площадью 2667 кв.м; что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68-АБ N 575589, выданного 27.12.2012 г., о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2012 г. сделана запись регистрации N 68-68-01/221/2012-383;
- 68:29:0204009:243, площадью 2892 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68-АБ N 575588, выданного 27.12.2012 г., о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2012 г. сделана запись регистрации N 68-68-01/221/2012-382.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в следующем размере:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 12 466 411 руб. 44 коп.
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 13 518 133 руб. 44 коп.
Не согласившись с установленным размером кадастровой стоимости спорных земельных участков, ООО "АНГАР 10В" обратилось ООО "Co-Эксперт" с целью установления их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г.
Согласно отчету ООО "Co-Эксперт" N 325/13 от 27.12.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 166 998 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 342 904 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, ООО "АНГАР 10 В" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 установлена в размере 12 466 411,44 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 установлена в размере 13 518 133,44 руб.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, выкупную стоимость земельного участка и земельный налог, их установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы пользователя и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету N 325/13 от 27.12.2013, выполненному ООО "Co-Эксперт", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 166 998 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 342 904 руб.
Согласно заключению эксперта N 2653с-13, полученному в результате проведения судебной экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела, отчет N 325/13 от 27.12.2013, составленный ООО "Co-Эксперт" об определении рыночной стоимости земельного участка, соответствует требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом экспертом установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет, 2 344 300 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 по состоянию на 01.01.2013 г. - 2 524 700 руб.
Представитель истца уточнил заявленные требования с учетом заключение эксперта N 2653с-13.
Заявитель жалобы выражает несогласие с указанным экспертным заключением, но ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы при рассмотрении апелляционной жалобы заявлено не было.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области правомерно признал заключение эксперта N2653с-13 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 22.07.2010 N167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 равной его рыночной стоимости размере 2 344 300 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:243 - 2 524 700 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307 и с кадастровым номером 68:29:0204009:243 на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Тамбова- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-166/2014
Истец: ООО "АНГАР 10 В"
Ответчик: Администрация Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области
Третье лицо: Администрация г. Тамбова, ООО "Тамбов-Альянс"