город Москва |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А40-128330/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 04.08.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ПСФ "Крост" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" февраля 2014 г., принятое судьей Пуловой Л.В., по делу N А40-128330/2013
по иску ООО "ПСФ "Крост" (ОГРН 1037739184537) к ответчику ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757)
Правительству г. Москвы, третье лицо: ООО "МОК-Центр", Департамент городского имущества г. Москвы,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Осина Т.А. по доверенности от 17.07.2012 от ответчика: от ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен
от Правительства г. Москвы - Вейн К.В. по доверенности от 24.09.2013
от третьего лица: от ООО "МОК-Центр" - не явился, извещен
от ДГИГМ - Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013
ООО "ПСФ "Крост" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:1234 равной его рыночной стоимости в размере 118 464 073 руб.; обязании Правительства Москвы в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу передать сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:1234, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летная, вл.98, общей площадью 13 251 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 118 464 073 руб. в орган государственного кадастрового учета ( с учетом уточнения исковых требований).
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Истец свои требования в полном объеме, основывает на том, что с января 2013 г. существенно увеличился размер налоговых платежей за указанный земельный участок, что нарушило его права и законные интересы. Истец полагает, что в случае удовлетворения исковых требований, у него появится право на произведение перерасчета налога.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2014 года в удовлетворении исковых требований к Правительству Москвы отказано, в отношении требования ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ( ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве) производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска. Решение суда мотивировано тем, что на момент рассмотрения спора с 01.01.2014 г. вступило в законную силу постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Таким образом, в государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Сведения, внесенные в ГКН по состоянию на 01.01.2012 г. утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела.
С решением суда первой инстанции не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что суд первой инстанции неправильно указал на то, что Правительство Москвы является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.200 N 316 именно Правительство Москвы принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и утверждает полученные результаты государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель истца полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Ответчик и Департамент городского имущества города Москвы с решением суда согласны, просили оставить его без изменения. Третьи лица и ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:1234, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летная, вл.98, общей площадью 13 251 кв.м., на основании договора купли-продажи от 25.07.2012 г. N М-08-СО1605.
Согласно кадастровому паспорту от 28.03.2013 г. N 77/501/13-382217 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составила 257 877 578,49 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости названого участка составляет 19 460,99 руб. за кв.м. Указанная кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2013 г.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании отчета, составленному по заказу истца в ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" рыночная стоимость земельного участка составляет 118 464 073 руб. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение N Э13-0516-02-01 от 31.05.2013 г.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ истец, как собственник земельного участка и плательщик налога, для определения размера которой используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При рассмотрении данного спора судом принимается во внимание, что действие сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При этом, рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, а применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН, соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу), она распространяет свое действие лишь на будущий период.
В силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается.
На момент рассмотрения спора с 01.01.2014 г. вступило в законную силу постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Таким образом, в государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость подлежит установлению решением суда на ту же дату, которая была использована оценщиком, осуществившим оспариваемую кадастровую оценку, в качестве даты оценки (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 по делу N А11-5098/2010).
Однако момент, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости, определяется по-иному.
По смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Следовательно, если в ходе судопроизводства органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель, то определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение, так как возникновению, изменению, прекращению его прав и обязанностей не приведет.
Таким образом, сведения, внесенные в ГКН по состоянию на 01.01.2012 г. утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г., при наличии новой утвержденной и внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости, противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в котором закреплен принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, Правительство Москвы не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре, поскольку не имеет полномочия по ведению Государственного кадастра недвижимости. Не могут быть также возложены на Правительство Москвы обязанности по передаче сведений о кадастровой стоимости земельного участка в федеральный орган государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" февраля 2014 г. по делу N А40-128330/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128330/2013
Истец: ООО "ПСФ "Корст", ООО "ПСФ "Крост"
Ответчик: Высший Исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП "Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве
Третье лицо: ДГИ, Департамент городского имущества города Москвы, ООО "МОК-Центр", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росереестра" по Москве