город Москва |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А40-124899/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 04.08.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительство Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "08" апреля 2014 г., принятое судьей Махалкиным М.Ю., по делу N А40-124899/13
по иску Закрытого акционерного общества "Хлебозавод N 28" (ОГРН 1037739429210, юр. адрес: 124460, г. Москва, г. Зеленоград, 3-й Западный проезд, д. 12) к Росреестру (ОГРН: 1047796940465; юр. адрес: 109830, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 4А) и ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757, юр адрес: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1) третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР",
о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Коленько В.Ф. по доверенности от 21.08.2013 от ответчика: от Росреестра - не явился, извещен
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен
от третьего лица: от Управление Росреестра по Москве - Велиев М.Н. оглы по доверенности от 23.04.2014
от ДГИГМ - Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013
от Правительство Москвы - Вейн К.В. по доверенности от 24.09.2013
от ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР" - не явился, извещен
ЗАО "Хлебозавод N 28" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Росреестру и ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчики) о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадь 17 402 кв.м. с кадастровым номером 77:10:0003002:1002, расположенного по адресу: г. Москва, 3-й Западный проезд, вл. 12, стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, равной его рыночной стоимости в размере 13 826 000 рублей.
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2014 года требования истца удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка, что рыночная стоимость земельного участка определена в установленном порядке, иного размера рыночной стоимости ответчиком суду не представлено.
С решением суда первой инстанции не согласились Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы, подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что избранный Обществом способ защиты права не соответствует действующим нормам Закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Кроме того, суд вышел за пределы исковых требований, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной на 01.01.2013 года.
Представитель заявителей и третье лицо Управление Росреестра по Москве в судебном заседании полностью поддержали доводы апелляционной жалобы. Истец с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчики ФГБУ "ФКП Росреестра" и Росреестр другие третьи лица в судебном не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка общей площадь 17 402 кв.м. с кадастровым номером 77:10:0003002:1002, расположенного по адресу: г. Москва, 3-й Западный проезд, вл. 12, стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2012 г. (л.д. 17 т. 1).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно п. 1 указанной статьи, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ от 25.07.98г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из указанной нормы права следует, что под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена продажи объекта оценки на открытом рынке в условиях конкуренции.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Отчётом об оценке N 2013-01/107 от 25.06.2013 г., составленным независимым оценщиком ООО "Бюро оценки бизнеса" (л.д. 22 - 164 т. 1), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:10:0003002:1002 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 13 826 000 рублей.
Согласно Экспертному заключению N 421/01-13 от 27.06.2013 г., составленному НП "Межрегиональный союз оценщиков" (л.д. 1 - 20 т. 2), Отчёт N 2013-01/107 от 25.06.2013 г. соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в РФ" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. и Федеральным стандартам оценки ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3 и может использоваться в качестве доказательства, подтверждающего реальную рыночную стоимость объекта оценки; итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в размере 13 826 000 рублей подтверждается и является действительной рыночной стоимостью.
Доводы апелляционной жалобы заявителей судебная коллегия не принимает исходя из следующего.
Статья 66 Земельного кодекса РФ устанавливает правила оценки земли, в соответствии с которыми оценка может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель, либо путем определения ее рыночной стоимости.
При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Установление измененной кадастровой стоимости земельного участка не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время. Следовательно, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Указанное не противоречит позиции, установленной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "08" апреля 2014 г. по делу N А40-124899/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124899/2013
Истец: ЗАО "Хлебозавод N 28"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрастрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра", ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "Городской кадастр", Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ), филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"