г. Москва |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А40-42740/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2014
по делу N А40-42740/2014, судьи Лапшиной В.В. (94-369)
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы (ОГРН 1117746024076; 125009, г.Москва, ул. Тверская, д. 19, стр. 2)
к ООО "Турецкие Кофейни" (ОГРН 1097746407660, 101000, г.Москва, ул. Маросейка, 6-8, стр. 1)
об аннулировании лицензии
при участии:
от заявителя: |
Таланов П.П. по доверенности N И/01-614/4 от 10.07.2014; Лут С.С. по доверенности N И/01-643/4 от 14.07.2014; |
от ответчика: |
Быханов М.В. по доверенности от 10.04.2014; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований Департамента торговли и услуг г. Москвы (далее - Департамент, заявитель) об аннулировании лицензии ООО "Турецкие Кофейни" (далее - Общество, ответчик) на розничную продажу алкогольной продукции, выданную на объект лицензирования "кафе", серии ДПРУ N 013330 код ВВ4 сроком действия с 13.01.2011 по 14.01.2017 на объект лицензирования, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене на основании п. 3 ч.1 ст.270 АПК РФ, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом выдана ООО "Турецкие Кофейни" лицензия серии ДПРУ N 013330 код ВВ4 сроком действия с 13.01.2011 по 14.01.2017 на объект лицензирования, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы", Департамент осуществляет функции по предоставлению государственных услуг в сфере оборота алкогольной продукции, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных лицензиями на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства (или) оборота.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть в Росалкогольрегулирование.
Порядок (правила) представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма деклараций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций б объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила представления деклараций).
В соответствии с п. 19 Правил представления деклараций декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил представления деклараций декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Порядок заполнения деклараций и формат представления в электронном виде размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования по адресу: http://fsrar.ru, а также установлен приложениями 11 и 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций б объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 N 231.
Заявителем установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Турецкие Кофейни" нарушены сроки подачи деклараций об объемах розничной продажи пива и пивных напитков по форме 11, 12 за 1, 2, 3, 4 квартал 2012 года, по форме 11 за 2, 3 квартал 2013 года, по форме 12 за 1, 2, 3 квартал, что подтверждается выпиской из базы данных АИС "Мосдекларация":
Своевременность |
Год |
Квартал |
Форма |
Дата представления |
Не вовремя |
2013 |
3 |
12 |
13.10.2013 |
Не вовремя |
2013 |
3 |
11 |
13.10.2013 |
Не вовремя |
2013 |
2 |
12 |
12.07.2013 |
Не вовремя |
2013 |
2 |
11 |
12.07.2013 |
Не вовремя |
2013 |
1 |
12 |
11.04.2013 |
Вовремя |
2013 |
1 |
11 |
10.04.2013 |
Не вовремя |
2012 |
4 |
12 |
22.01.2013 |
Не вовремя |
2012 |
4 |
11 |
22.01.2013 |
Не вовремя |
2012 |
3 |
12 |
11.10.2012 |
Не вовремя |
2012 |
3 |
11 |
12.10.2012 |
Не вовремя |
2012 |
2 |
12 |
11.10.2012 |
Не вовремя |
2012 |
2 |
11 |
12.10.2012 |
Не вовремя |
2012 |
1 |
12 |
11.10.2012 |
Не вовремя |
2012 |
1 |
11 |
12.10.2012 |
Таким образом, Общество за 2012 и 2013 год только единожды исполнило свою обязанность перед государством в срок.
Декларации по форме 11 и 12 должны быть представлены не позднее:
За 1 и 2 квартал 2012 года до 20 сентября 2012 года
За 3 квартал 2012 года до 10 октября 2012 года
За 4 квартал 2012 года до 20 января 2013 года
За 1 квартал 2013 года до 10 апреля 2013 года
За 2 квартал 2013 года до 10 июля 2013 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Представление деклараций является прямой обязанностью юридического лица до момента окончания срока действия лицензии, в независимости осуществляет или нет лицензионную деятельность юридическое лицо, приостановлена ли лицензия.
При этом нормативные правовые акты, не делают для хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ее в области оборота алкогольной продукции, исключений в виде предоставления им преференций в форме возможности несвоевременного представления деклараций в лицензирующий орган.
Таким образом, Обществом неоднократно не представлены декларации о розничной продаже алкогольной продукции в установленный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования является в том числе: повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (абзац 9 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Последствия указанных нарушений законодательства, вопреки выводам суда первой инстанции об обратном, Обществом не устранены. Материалы дела документального подтверждения данного вывода не содержат, не представлены они и суду апелляционной инстанции.
Указанные нарушения сроки подачи деклараций об объемах розничной продажи пива и пивных напитков в течение двух лет в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм.
Относительно определений Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в решении суда первой инстанции, то в них отмечается, что мера должна быть соразмерна, но не исключающая ответственность полностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исследовав материалы дела, фактические обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу о том, что причин, объективно свидетельствующих о невозможности выполнения обязанности по своевременному представлению деклараций в лицензирующий орган, Обществом не представлено.
Довод Общества о том, что его подводят поставщики, несвоевременно возвращающее документацию, необходимую для формирования деклараций, отклоняется, поскольку обязанность своевременного представления декларация не может быть обусловлена действиями третьих лиц.
Учитывая, что указанные нарушения в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение Обществом установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (серия ДПРУ регистрационный номер 013330 код ВВ4) сроком действия с 13 января 2011 года по 14 января 2017 года, выданную ООО "Турецкие Кофейни", что явится также и предупреждением дальнейших нарушений со стороны Общества в указанной сфере деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2014 по делу N А40-42740/2014 отменить.
Аннулировать лицензию ООО "Турецкие Кофейни" (ОГРН 1097746407660, 101000, г.Москва, ул. Маросейка, 6-8, стр. 1) на розничную продажу алкогольной продукции, выданную на объект лицензирования "кафе", серии ДПРУ N 013330 код ВВ4 сроком действия с 13.01.2011 по 14.01.2017 на объект лицензирования, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1.
Взыскать с ООО "Турецкие Кофейни" (ОГРН 1097746407660, 101000, г.Москва, ул. Маросейка, 6-8, стр. 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42740/2014
Истец: Департамент торговли и услуг г Москвы
Ответчик: ООО "Турецкие Кофейни"