город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2014 г. |
дело N А32-2505/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ТатСталь"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 по делу N А32-2505/2014, принятое судьей Гонзус И.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ТатСталь"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о взыскании с таможни процентов за несвоевременное возвращение излишне взысканных таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ТатСталь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее - таможенный орган, ответчик) процентов за несвоевременное возвращение излишне взысканных таможенных платежей в сумме 552 132,46 рублей, начисленных за период с 05.10.2012 года, 27.12.2012 года, 20.11.2012 года, с 31.10.2012 года по 27.12.2013 года (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что из буквального толкования приведённых выше положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что право на взыскание предусмотренных пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Вместе с тем, таможенным органом, до истечении одного месяца с даты получения вышеуказанного заявления, а именно 27.12.2013 года, произведено возвращение на расчетный счет общества излишне взысканных таможенных платежей в сумме 5 492 186,71 5 лист решения по делу N А32-2505/13 от 30.04.2014 года рублей, о чем свидетельствует выписка из расчетного счета общества.
Таким образом, у общества не возникло право на начисление ответчику процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей, так как указанные таможенные платежи были возвращены заявителю в пределах месячного срока, установленного для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, сославшись на то, что предметом исковых требований было взыскание процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, а не за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей. Общество указывает, что неправомерно начисленные и взысканные суммы таможенных платежей в размере 5 492 186,71 рублей повлекли за собой изъятие из оборота общества указанных денежных средств на длительный период, в течение которого общество не имело возможности их использовать в целях осуществления расчетов. Так общество указывает, что указанные денежные средства взысканы 05.10.2012, а возвращены в полном объеме только 27.12.2013. По мнению истца, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не учел прямое указание пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, предусматривающее начисление процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем фактического взыскания по день фактического возврата.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов признаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определён законом N 311-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 7 ст. 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
В силу п. 9 ст. 147 закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 закона N 311-ФЗ.
Пунктом 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, на которую сослались общество и суд первой инстанции в обоснование вывода о необходимости взыскания в пользу общества из федерального бюджета заявленных обществом ко взысканию денежных средств установлено буквально следующее:
1) Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
2) Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
3) При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, из буквального толкования приведённых выше положений п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ следует, что право на взыскание предусмотренных п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ установленные п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Применительно к излишне взысканным в порядке гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных платежей так же отвечает смыслу п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ и толкование предусмотренных данной нормой процентов, данное судом первой инстанции, как финансовая компенсация потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате данных излишне взысканных таможенных платежей. Это обусловлено тем, что в силу прямого указания в п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ в случае излишнего взыскания таможенных платежей проценты начисляются не с даты просрочки принятия таможней решения по заявлению об их возврате, а с даты поступления данных платежей в бюджет.
Однако само по себе указание в п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не изменяет указанного выше правового основания начисления процентов - просрочка рассмотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае, исходя из буквального смысла п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, законодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только срок начала начисления предусмотренных п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов, определив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днём взыскания излишних платежей.
Возврат таможенных платежей производится в силу ст.ст. 89, 90 ТК РФ, п.1 ст. 147 закона N 311-ФЗ только в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
При этом, одно лишь установление того, что соответствующие таможенные платежи являются излишне уплаченными (взысканными) само по себе не является безусловным основанием для принятия таможней решения о возвращении данных платежей.
Пунктом 12 ст. 147 закона N 311-ФЗ прямо установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Так же п.13 ст. 147 закона N 311-ФЗ установлено, что при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 158 закона N 311-ФЗ.
Кроме того, в силу п.7, 10 ст. 147 закона N 311-ФЗ, перечисление излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на расчётный счёт плательщика не является единственным способом возвращения данных платежей, данный возврат по желанию плательщика (его правопреемника) может так же производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов, в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин.
В дополнение к этому, согласно п. 4 ст. 147 закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Из этого следует, что само по себе признание решением суда незаконности корректировки таможенной стоимости, влекущее, как следствие, вывод о незаконности доначисления в результате такой корректировки таможенных платежей, не является для таможни основанием для возвращения излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по результатам данной корректировки, если их плательщик (его правопреемник) не обращался к таможне в установленном ст. 147 закона N 311-ФЗ порядке с заявлением о возвращении ему данных платежей.
Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей носит заявительный характер, то есть, инициирование данной процедуры возврата осуществляется плательщиком платежей (его правопреемником) путём подачи предусмотренного ст. 147 закона N 311-ФЗ заявления.
В случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни, то есть, из федерального бюджета, процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Это прямо в частности обусловлено тем, что такой просрочки таможенным органом не допущено.
Соответственно, если просрочки при рассмотрении заявления и принятия решения по нему не таможней допущено, то не имеется и предусмотренных п.6 ст. 147 ТК РФ правовых оснований для взыскания из федерального бюджета денежных средств в качестве процентов - фактически штрафной санкции за ненадлежащее исполнение таможенным органом установленной п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ обязанности рассмотреть заявление о возвращении излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей и принять по нему решение в месячный срок с даты поступления данного заявления.
Иной подход к толкованию положений п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счёт хозяйствующего субъекта.
Однако, п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ не предусматривает правовой возможности для взыскания процентов при указанных фактических обстоятельствах.
В действующем законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, так же отсутствуют правовые нормы, предусматривающие возможность взыскания из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта - участника таможенных правоотношений процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к суммам излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей.
Данным законодательством (п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ) предусмотрена только правовая возможность взыскания в пользу такого хозяйствующего субъекта из федерального бюджета процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, право на взыскание из федерального бюджета предусмотренных п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов возникает только в случае нарушения таможенным органом установленного п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
При этом решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Как следует из материалов дела, заявление общества о возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 5 492 186,71 рублей было получено таможенным органом 09.12.2013 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 80009383.
Вместе с тем таможенным органом до истечении одного месяца с даты получения вышеуказанного заявления, а именно: 27.12.2013 года, произведен возврат на расчетный счет общества излишне взысканных таможенных платежей в сумме 5 492 186,71 рублей, о чем свидетельствует выписка из расчетного счета общества (л.д. 110).
Таким образом, у общества не возникло право на начисление ответчику процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей, так как указанные таможенные платежи были возвращены заявителю в пределах месячного срока, установленного для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 года по делу N А32-10274/2013.
На основании изложенного, требования заявителя о взыскании с ответчика процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 552 132,46 рублей за период с 05.10.2012 года, 27.12.2012 года, 20.11.2012 года, с 31.10.2012 года по 27.12.2013 года, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 по делу N А32-2505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2505/2014
Истец: ЗАО "ТАТСТАЛЬ"
Ответчик: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Новороссийская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3769/15
09.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1525/15
08.12.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2505/14
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7525/14
12.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11232/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2505/14