город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2015 г. |
дело N А32-2505/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 107 Мин А.И., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2014 по делу N А32-2505/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "ТатСталь" к Новороссийской таможне о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ТатСталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее - таможня) на основании п.6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - закон N 311-ФЗ) процентов в сумме 552 132,546 руб., начисленных за просрочку в возврата излишне взысканных таможенных платежей по таможенной декларации N 10317090/290612/0008625 (с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ и принятых судом требований, л.д. 55).
Решением суда первой инстанции от 30.04.14г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.14г., обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что у общества не возникло право на получение предусмотренных п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов за просрочку возврата излишне взысканных таможенных платежей, так как указанные таможенные платежи возвращены обществу в пределах месячного срока, установленного для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.
При этом суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Общество обратилось с заявлением о взыскании в его пользу из федерального бюджета процентов в связи с излишним взысканием таможенных платежей на основании п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ.
В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен законом N 311-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно ч. 7 ст. 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
В силу ч. 9 ст. 147 закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 закона N 311-ФЗ.
Пунктом 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, на которую сослалось в поданном в суд заявлении общество в обоснование вывода о необходимости взыскания в его пользу из федерального бюджета заявленных обществом ко взысканию денежных средств установлено буквально следующее:
1) Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
2) Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
3) При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, из буквального толкования приведенных выше положений ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ прямо следует, что право на взыскание предусмотренных ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ установленные ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
При этом, само по себе указание в п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не изменяет указанного выше правового основания начисления процентов - просрочка рассмотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае, исходя из буквального смысла ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, законодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только срок начала начисления предусмотренных ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов, определив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днем взыскания излишних платежей.
Однако, само по себе изменение начала периода начисления процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, не изменяет правовой природы предусмотренных данной нормой процентов - это проценты за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных платежей производится в силу ст. ст. 89, 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 147 закона N 311-ФЗ только в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
При этом, одно лишь установление того, что соответствующие таможенные платежи являются излишне уплаченными (взысканными) само по себе не является безусловным основанием для принятия таможней решения о возвращении данных платежей.
Частью 12 ст. 147 закона N 311-ФЗ прямо установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Также ч. 13 ст. 147 закона N 311-ФЗ установлено, что при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 158 закона N 311-ФЗ.
Кроме того, в силу п. 7, 10 ст. 147 закона N 311-ФЗ, перечисление излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на расчетный счет плательщика не является единственным способом возвращения данных платежей, данный возврат по желанию плательщика (его правопреемника) может также производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов, в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин.
В дополнение к этому, согласно ч. 4 ст. 147 закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Из этого следует, что само по себе признание решением суда незаконности корректировки таможенной стоимости, влекущее, как следствие, вывод о незаконности доначисления в результате такой корректировки таможенных платежей, не является для таможни основанием для возвращения излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по результатам данной корректировки, если их плательщик (его правопреемник) не обращался к таможне в установленном ст. 147 закона N 311-ФЗ порядке с заявлением о возвращении ему данных платежей.
Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей носит заявительный характер, то есть, инициирование данной процедуры возврата осуществляется плательщиком платежей (его правопреемником) путем подачи предусмотренного ст. 147 закона N 311-ФЗ заявления.
В случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни, то есть, из федерального бюджета, процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Это прямо обусловлено тем, что такой просрочки таможенным органом не допущено.
Соответственно, если просрочки при рассмотрении заявления и принятия решения по нему не таможней допущено, то не имеется и предусмотренных п. 6 ст. 147 ТК РФ правовых оснований для взыскания из федерального бюджета денежных средств в качестве процентов - фактически штрафной санкции за ненадлежащее исполнение таможенным органом установленной ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ обязанности рассмотреть заявление о возвращении излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей и принять по нему решение в месячный срок с даты поступления данного заявления.
Так же не имеется оснований для начисления предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов за нарушение срока возвращения излишне взысканных таможенных платежей в установленных ч.12 ст. 147 закона N 311-ФЗ случаях, когда они не подлежат возвращению.
Иной подход к толкованию положений ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счет хозяйствующего субъекта.
Однако, п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ не предусматривает правовой возможности для взыскания процентов при указанных фактических обстоятельствах.
В действующем законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, также отсутствуют правовые нормы, предусматривающие возможность взыскания из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта - участника таможенных правоотношений процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к суммам излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей.
Данным законодательством (п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ) предусмотрена только правовая возможность взыскания в пользу такого хозяйствующего субъекта из федерального бюджета процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Сходная правовая позиция высказана так же Пленумом ВАС РФ в п. 4 постановления от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в котором Пленум ВАС РФ разъясняет арбитражным судам, что в случае нарушения таможенным органом установленного п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, взыскиваются проценты в связи с таким нарушением, который взыскиваются судом и в том случае, если пропуск указанного месячного срока таможенный орган обосновывает проведением дополнительной проверки заявленных при декларировании сведений, в частности сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций и, соответственно, на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования.
Суды первой и апелляционной инстанций так же не нашли оснований для применения к рассматриваемому спору, возникшему из таможенных правоотношений, норм налогового законодательства, в котором так же имеются нормы относительно процентов в связи с излишним взысканием или излишней уплатой налогов и сборов.
В частности, правовые основания для начисления процентов по излишне взысканным или излишне уплаченным налогам и сборам, установленные НК РФ, отличаются от оснований, в связи с которыми у декларанта возникает право на получение процентов по излишне взысканным или уплаченным таможенным платежам.
Так, в таможенном законодательстве основание для начисления процентов в связи с излишней уплатой или излишним взысканием таможенных платежей одно - это нарушение таможенным органом установленного п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возвращении данных излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей (что прямо установлено п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ). В п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ данные платежи фактически не разделяются, обозначаясь как: "излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные платежи".
В отличие от этого, в налоговом законодательстве основания для начисления процентов по излишне взысканным налогам, сборам, и излишне уплаченным налогам, сборам различны и установлены отдельными статьями НК РФ.
Так, основания и порядок начисления процентов в отношении сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и штрафов установлены ст. 78 НК РФ.
Основания и порядок начисления процентов в отношении сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штраф установлены ст. 79 НК РФ.
Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ, основанием для начисления процентов по излишне уплаченным налогам, сборам, является нарушение налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 НК РФ срока возвращения налогов сборов. Проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ, основанием для начисления процентов по излишне взысканным налогам, сборам, является сам факт излишнего взыскания данных налогов, сборов. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Заявляя требование о взыскании из федерального бюджета процентов по излишне взысканным таможенным платежам, общество фактически, несмотря на ссылки на п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, правовым основанием для взыскания в его пользу данных процентов в сумме более 500 000 руб. указывает факт излишнего взыскания с него таможенных платежей - основание, предусмотренное п.5 ст. 79 НК РФ для излишне взысканных сумм налога.
Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям по поводу излишнего взыскания таможенных платежей нормы не налогового (НК РФ), а таможенного (ТК ТС, закон N 311-ФЗ) законодательства исходя из следующего.
Пунктом 2 ст. 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п.1 ст. 3 ТК ТС, таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Правовое регулирование отношений в области таможенного дела в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно ст. 4 закона N 311-ФЗ:
- правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (п.1);
- отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.3);
- если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 4).
В соответствии с п.1 ст. 70 ТК ТС, к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Согласно материалам дела, общество, ссылаясь в заявлении на п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, просит взыскать в его пользу из федерального бюджета проценты за излишне взысканные суммы доначисленных таможенных платежей, состоящих из ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Пленум ВАС РФ в п. 6 постановления от 08.11.2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательств" разъяснил арбитражным судам, что в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Возврат (зачет) названного налога, излишне уплаченного или излишне взысканного в рамках таможенных процедур, осуществляется по правилам ст. 147 Закона о таможенном регулировании (закон N 311-ФЗ).
Налоговый кодекс Российской Федерации к таможенному законодательству не относится.
В рассматриваемом деле общество просит взыскать в его пользу из федерального бюджета на основании п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ проценты в связи с излишним взысканием таможенных платежей, предусмотренных п.1 ст. 70 ТК ТС
При таких обстоятельствах правовых оснований для применения к спорным правоотношениям, возникшим из таможенного законодательства, норм налогового законодательства у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04 и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О высказаны правовые позиции о применении ст. 79 НК РФ к налоговым правоотношениям.
В настоящем деле рассматривается вопрос о наличии установленных п.6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" процентов в отношении излишне взысканных таможенных платежей. Этот вопрос возник из таможенных правоотношений.
В части вопроса о том, является ли выставление таможней требования об уплате таможенных платежей и его исполнение декларантом случаем принудительного взыскания таможенных платежей, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что данное действие таможни не может быть отнесено к принудительному взысканию таможенных платежей в связи со следующим.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч.3 ст. 154 закона N 311-ФЗ.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 закона N 311-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст. 154 и ч.2 ст. 157 закона N 311-ФЗ, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Соответственно, в силу особенностей правого регулирования отношений по принудительному взысканию таможенных платежей, выставление требования об уплате таможенных платежей является мерой направленной на добровольное исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Только в случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей в добровольном порядке в силу прямого указания ч.3 ст. 150 Закона N 311-ФЗ возможно принятие мер по принудительному взысканию таможенных платежей.
В силу абз.2 ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В связи с этим, несмотря на некоторое сходство правовой природы отношений в сфере налогового и таможенного регулирования позиция ВАС РФ, представленная в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04 относительно характера взыскания недоимки налоговым органом, не может быть распространена на отношения по принудительному взыскания таможенных платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций при принятии решения в вопросе о том, является ли выставление требования об уплате таможенных платежей и его исполнение декларантом случаем принудительного взыскания таможенных платежей, учитывали правовую позицию ВАС РФ, приведённую в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13328/12 по делу, в рамках которого рассматривался вопрос о том, препятствует ли декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости факт самостоятельной корректировки декларантом таможенной стоимости ввозимого товара. По данному вопросу Президиум ВАС РФ указал, что данный факт не является препятствием для реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости, а также права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Соответственно, несмотря на то, что корректировка таможенной стоимости и уплата дополнительно начисленных таможенных платежей носили вынужденный характер, Президиум ВАС РФ квалифицировал таможенные платежи в качестве излишне уплаченных, а не излишне
В связи с этим, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, оснований для распространения приведённых выше норм ст.ст. 78, 79 НК РФ, а так же правовой позиции Президиума ВАС РФ относительно налоговых правоотношений на рассматриваемые в настоящем деле таможенные правоотношения, возникающие в связи с излишним взысканием или уплатой таможенных платежей, не имеется - данные правоотношения прямо урегулированы ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, относящегося к таможенному законодательству.
С учётом приведённых выше положений суды первой и апелляционной инстанции при принятии решения по делу исходили из того, что право на взыскание из федерального бюджета предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов, вне зависимости от того, являются таможенные платежи излишне взысканными или излишне уплаченными, возникает, в отличие от положений ст. 79 НК РФ, только в случае нарушения таможенным органом установленного ч. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов - об этом прямо указано в ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ.
Иное толкование положений ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ признано судами первой и апелляционной инстанции не соответствующим буквальному содержанию указанной нормы и влечёт за собою возмещение из федерального бюджета сумм процентов без прямо установленных на то действующим законодательством оснований.
Сходная правовая позиция относительно того, что правовым основанием для начисления предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов является не сам по себе факт излишнего взыскания таможенных платежей, а нарушение таможенным органом установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ срока рассмотрения заявления о возвращении излишне взысканных таможенных платежей высказана АС СКО в постановлении от 03.12.12г. по делу N А53-8736/2012, АС СЗО в постановлении от 24.02.14г. по делу N А52-988/2013, АС ДВО в постановлении от 24.04.14г. по делу N А51-28148/2013
Рассмотрев дело с учётом приведённых выше правовых позиций, суды первой и апелляционной инстанции отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о взыскании в его пользу на основании ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов за нарушение срока возвращения излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей, поскольку у общества не возникло предусмотренного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ права на начисление таможне процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей. Так, указанные таможенные платежи были возвращены обществу в пределах месячного срока, установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей: заявление общества о возвращении платежей поступило в таможню 09.12.13г., а возвращение денежных средств произведено на расчётный счёт общества 27.12.13г.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 21.10.14г. признал данную правовую позицию судов первой и апелляционной инстанции неверной, сославшись на следующее.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды указали, что толкование ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ основывается на том, что проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкций за нарушение таможенным органом установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Так как указанные таможенные платежи были возвращены обществу в пределах месячного срока, установленного для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, у него не возникло право на начисление и взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей.
Однако суды не учли следующее.
В силу ст. 90 Т ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно ч.1 ст. 129 Закона N 311-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным этим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии ст.ст. 1, 2 ст. 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
В силу ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной таможней корректировкой таможенной стоимости товаров, на основании решения о зачете денежного залога N 103170000/051012/ЗДз-6480, требований об уплате таможенных платежей N 6982, N 6983, а также решения о зачете авансовых платежей N 10317000/311012/ЗАвЗ-4808 с общества взыскано 5 492 186 рублей 71 копейка дополнительных таможенных платежей. Таким образом, списание денежных средств в счет погашения требования не является добровольным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, а направлено на избежание негативных последствий, возникающих в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей. Эта правовая позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04 и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О.
Учитывая, что судебными актами по делу N А32-35376/2012 подтвержден факт незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 147 Закона N 311-ФЗ подлежат на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Указание в судебных актах на отсутствие оснований для начисления процентов, основан на неверном толковании ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Поскольку судебные инстанции при рассмотрении дела не проверили период начисления обществом процентов, размер ставки рефинансирования, правильность расчета, а суд кассационной инстанции в силу ст.ст. 286, 287 АПК РФ не наделен полномочиями по исследованию обстоятельств дела и оценке доказательств, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Таким образом, суд кассационной инстанции дал в названном постановлении своё толкование норм материального права - ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ и при новом рассмотрении обязал суд первой инстанции рассмотреть дело с учётом данного толкования, согласно которому, по мнению суда кассационной инстанции, у общества имеется право на получение и федерального бюджета предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов поскольку платежи, на которые начислены проценты, имеют статус излишне взысканных, а не уплаченных.
Согласно правовой позиции суда кассационной инстанции, данное право на получение процентов возникло у общество только в связи с фактом излишнего взыскания с него таможенных платежей, вне зависимости от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления общества о возвращении данных платежей. Фактически данное основание аналогично основанию для начисления процентов в отношении излишне взысканных налогов и сборов, установленному ст. 79 НК РФ.
Пунктом 15 ч.2 ст. 289 АПК РФ прямо установлено, что указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела обществом на основании ст. 110 АПК РФ так же заявлено ходатайство о возмещении понесённых в связи с ведением в суде дела судебных расходов по оплате госпошлины, а так же судебных расходов: по получению выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика в сумме 400 руб.; по уплате апелляционной жалобы - 2000 руб.; кассационной жалобы - 2000 руб.; расходов связанных с командировкой представителя истца в г. Краснодар - 26461 руб.
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 08.12.14г. суд первой инстанции частично удовлетворил заявление общества, взыскав в его пользу с таможни из федерального бюджета на основании п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ и во исполнение обязательных указаний суда кассационной инстанции проценты за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 546 191,36 руб. за просрочку возврата обществу таможенных платежей в сумме 5492186, 71 руб. в период с 6.10.12 по 27.12.13г. включительно, сославшись на то, что общество неверно произвело расчёт данных процентов. Суд так же частично удовлетворил ходатайство общества о возмещении судебных расходов по делу, взыскав в его пользу с таможни судебные расходы по оплате госпошлины по делу в сумме 17923,82 руб. и судебных расходов по ведению дела в сумме 14 495 руб.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований и ходатайства, таможня подала на него жалобу в Пятнадцатый арбитражный суд, в которой просит решение суда в данной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований и ходатайства в полном объёме. Жалоба мотивирована тем, что у общества не возникло предусмотренного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ права на начисление таможне процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей. Так, указанные таможенные платежи были возвращены обществу в пределах месячного срока, установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей: заявление общества о возвращении платежей поступило в таможню 09.12.13г., а возвращение денежных средств произведено на расчётный счёт общества 27.12.13г.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать таможне в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ определением председателя судебного состава произведена замена: судья Сурмалян Г.А. в связи с нахождением в отпуске заменён на судью Соловьёву М.В., в связи с чем рассмотрение жалобы начато с самого начала.
Учитывая отсутствие возражений со стороны общества против решения суда первой инстанции в не обжалованной таможней части, суд апелляционной инстанции руководствуясь ч.5 ст. 268 АПК РФ, проверяет законность решения суда только в обжалованной таможней части удовлетворения заявленных требований и ходатайства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции не нашёл предусмотренных АПК РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку при принятии решения суд первой инстанции исходил из обязательных в силу п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указаний суда кассационной инстанции, данных суду первой инстанции при направлении дела на новое рассмотрение.
Так, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом на таможенную территорию Таможенного союза на основании договора аренды оборудования с правом последующего выкупа (лизинг), заключенного 21.06.2012 обществом с компанией TRABIKUM LIMITED (Англия), ввезен товар из Китая, оформленный по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10317090/290612/0008625. Таможенная стоимость товара определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При предъявлении товара к таможенному оформлению, ссылаясь на то, что он не может быть возвращен лизингодателю после использования, общество заявило режим для внутреннего потребления, в связи с чем, произвело расчет таможенных платежей по ставке 5 процентов (код ТН ВЭД 8426190000). В качестве основы для определения таможенной стоимости обществом использована сумма, подлежащая уплате за товар (возмещение стоимости оборудования) без учета процентов по лизингу (вознаграждение лизингодателя) и стоимости услуг шефмонтажа, определенных в договоре аренды оборудования с правом последующего выкупа (лизинг) от 21.06.2012. Ввезенный обществом товар 10.07.2012 выпущен таможней для внутреннего потребления.
В последующем таможня пришла к выводу о необходимости корректировки таможенной стоимости товара, поскольку общество не включило в ее структуру оплату процентов по договору лизинга (вознаграждение лизингодателя) и стоимость услуг шефмонтажа оборудования. Кроме того, по мнению таможни, общество документально не подтвердило расходы по перевозке товара после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем необоснованно вычло из таможенной стоимости данные расходы.
Таможней 20.09.2012 принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по названной ГТД, согласно которому таможенная стоимость определена таможней по шестому (резервному) методу, с учетом процентов по договору лизинга (вознаграждения лизингодателя), стоимости услуг по шефмонтажу и расходов по транспортировке товара до места прибытия. В результате принятия данного решения обществу начислено 15 095 248 рублей 56 копеек таможенных платежей и НДС. Вследствие проведенной корректировки таможенной стоимости товаров таможней на основании решения о зачете денежного залога N 103170000/051012/ЗДз-6480, требований об уплате таможенных платежей N 6982, N 6983, а также решения о зачете авансовых платежей N 10317000/311012/ЗАвЗ-4808 с общества взыскано 5 492 186 рублей 71 копейка дополнительных таможенных платежей.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможни, общество обратилось в суд с заявлением об их оспаривании.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2013 года по делу N А32-35376/2012/2012 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Общество направило таможне заявление о возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 5 492 186 рублей 71 копейки, которое 09.12.2013 получено адресатом. Таможенным органом вышеуказанное заявление рассмотрено и в установленный законом месячный срок удовлетворено, излишне взысканные таможенные платежи возвращены на расчетный счет заявителя 27.12.2013, что подтверждается выпиской из расчетного счета общества.
Так как таможней не начислены и не уплачены обществу проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в суд с заявлением о взыскании с таможни процентов в сумме 552 132 рубля 46 копеек (с учетом увеличения размера требований) за нарушение срока возвращения излишне взысканных таможенных платежей на основании ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, проверив во исполнение указаний суда кассационной инстанции представленный обществом расчёт заявленных ко взысканию процентов, взыскал с таможни в пользу общества 546 191,36 руб. за просрочку возврата обществу таможенных платежей в сумме 5492186, 71 руб. в период с 6.10.12 по 27.12.13г.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для отмены решения суда в указанной части, поскольку суд при принятии решения и определении объёма подлежащих выяснению по делу обстоятельств руководствовался обязательными для него указаниями суда кассационной инстанции.
В частности, возражая против удовлетворения заявленных требований, таможня в апелляционной жалобе ссылается на то, что у общества не возникло предусмотренного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ права на начисление таможне процентов за несвоевременный возврат таможней излишне взысканных таможенных платежей, так как данные платежи были возвращены обществу таможней пределах месячного срока, установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ для рассмотрения заявления о возврате.
Такой же правовой позиции придерживались суды первой и апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении дела, однако суд кассационной инстанции признал данное судами толкование ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ неверным, указав, что в части излишне взысканных таможенных платежей право на получение предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов возникает уже в связи с самим фактом излишнего взыскания таможенных платежей. То есть, фактически это проценты не за нарушение срока возвращения излишне взысканных таможенных платежей, а проценты за излишнее взыскание таможенных платежей.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции исполнял обязательные для него в силу п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указания суда кассационной инстанции и руководствовался обязательным для него толкованием ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, данным судом кассационной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 23.10.2014 N 2527-О относительно установленных п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции указал следующее.
В соответствии с положениями ст. 287, п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части и направляя дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, указывает в постановлении на те действия, которые должны быть выполнены вновь рассматривающим дело арбитражным судом первой или апелляционной инстанции. Такие постановления арбитражного суда кассационной инстанции являются обязательными для нижестоящих арбитражных судов. Законодательное возложение на арбитражный суд кассационной инстанции полномочий по проверке законности судебных актов арбитражных судов в связи с кассационными жалобами, равно как и придание принимаемым этим арбитражным судом решениям обязательного характера вытекают из положений статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющих право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 21 апреля 2010 года N 10-П и др.).
По смыслу названного конституционного положения, а также конкретизирующих его норм арбитражного процессуального законодательства, устанавливающих порядок производства в арбитражном суде кассационной инстанции и находящихся в системной связи со статьей 6 АПК РФ, закрепляющей предъявляемые ко всем судебным актам (независимо от принявшей их инстанции) требования законности, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции указания на действия, которые должны быть выполнены соответствующим арбитражным судом, вновь рассматривающим дело, представляют собой неотъемлемую составную часть такого постановления и имеют столь же обязывающий характер, как и любой иной судебный акт. Гарантией выполнения нижестоящими арбитражными судами указаний суда кассационной инстанции выступают установленные АПК РФ процедуры проверки постановлений арбитражных судов и основания для их отмены или изменения.
Неисполнение нижестоящими судами при новом рассмотрении дела обязательных в силу п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указаний суда кассационной инстанции является основанием для отмены принятых ими судебных актов и направления дел на новое рассмотрение для исполнения данных указаний. По этим основаниям были отменены судебные акты судов нижестоящих инстанций АС СКО постановлениями от 24.02.15г. по делу N А77-532/2012, от 27.01.2015 по делу N А20-3054/2012, от 25.12.2014 по делу N А32-38393/2012.
Соответственно, суд кассационной инстанции обязал своим постановлением суд первой инстанции только проверить правильность предоставленного обществом расчёта заявленных ко взысканию процентов.
Право на получение обществом процентов на основании ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ только в связи с излишним взысканием с него таможенных платежей уже установлено в принятом постановлении судом кассационной инстанции, и не подлежит дополнительной проверке судами нижестоящих инстанций.
Исходя из изложенного, на основании п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ суд первой инстанции при новом рассмотрении во исполнение прямых указаний суда кассационной инстанции только проверил представленный обществом расчёт заявленных ко взысканию процентов, приняв в качестве обязательного толкование судом кассационной инстанции ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ в том смысле, что правовым основанием для начисления предусмотренных данной нормой процентов за просрочку возвращения излишне взысканных таможенных платежей является только факт излишней уплаты таможенных платежей, вне зависимости от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления об их возвращении, а так же о том, что произведённые обществом платежи, на которые начислены проценты имеют статус излишне взысканных.
В связи с этим у суда апелляционной инстанции, для которого указания суда кассационной инстанции, данные при направлении дела на новое рассмотрение, так же обязательны, не имеет процессуальных прав на принятие данного таможней толкования ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, отличного то толкования данной нормы, данного судом кассационной инстанции по настоящему делу.
Поскольку суд кассационной инстанции, исходя из своего толкования ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ пришёл к выводу о наличии у общества права на получение предусмотренных ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с положениями п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ, принял вывод суда кассационной инстанции о наличии у общества права на получение данных процентов и проверил представленный обществом расчёт данных процентов.
В результате данной проверки суд первой инстанции установил, что данный расчёт неверен.
Так, по результатам проведенной таможней корректировкой таможенной стоимости товаров, на основании решения о зачете денежного залога N 103170000/051012/ЗДз-6480, требований об уплате таможенных платежей N 6982, N 6983, а также решения о зачете авансовых платежей N 10317000/311012/ЗАвЗ-4808 с общества взыскано 5 492 186, 71 руб. дополнительных таможенных платежей.
Взыскание таможней с общества даных таможенных платежей следующим образом:
- 5 023 716,57 руб. взыскано 05.10.12, что подтверждается решением о зачете денежного залога N 103170000/051012/3Дз- 6480;
- 353 803,81 руб. взыскано 31.10.12, что подтверждается решением о зачете авансовых платежей N 10317000/311012/ЗАвЗ-4808;
- 175,36 руб. взыскано 20.11.12, что подтверждается платежным ордером N 415 от 20.11.12;
- 114 490,94 руб. взыскано 27.12.12, что подтверждается платежным ордером N 415 от 27.12.12.
При расчёте подлежащих взысканию из федерального бюджета на основании ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ процентов, общество не учло, что при расчете процентов следует принимать во внимание фактическое количество календарных дней с учетом дня фактического возврата налога, при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Указанный подход изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.14 N 11372/13.
Суд первой инстанции так же установил, что обществом неверно указан период просрочки, ставка процентов (не учтено, что в 2012 году было 366 дней, а в 2013 году - 365, дней, соответственно ставка процентов в 2012 и в 2013 годах разная).
Согласно произведённому судом первой инстанции расчёту, размер процентов, подлежащих взысканию с пользу общества процентов за просрочку возврата обществу таможенных платежей составят 546 191,36 руб., из них:
1. Для суммы 5023716,57 руб.,
период просрочки с 06.10.12 по 31.12.12 - 81 день, с 01.01.13 по 27.12.2013 - 361
день,
ставка рефинансирования: 8.25%.
Проценты с 06.10.12 по 31.12.12 : 5023716,57 х 8.25%/366 х 81 = 91720 руб. Проценты с 01.01.13 по 27.12.13 : 5023716,57 х 8.25%/365 х 361 = 409864,94 руб.
2) Для суммы 353 803, 81 руб.,
Период просрочки с 01.11.12 по 31.12.12 - 61 день, С 01.01.13 по 27.12.2013 - 361 день,
Проценты за период с 01.11.12 по 31.12.12 : 353 803,81 х 8.25%/366 х 61 = 4864,59 руб.
Проценты с 01.01.13 по 27.12.13 : 353 803,81 х 8.25%/365 х 361 = 28865,44 руб.
3) Сумма 175, 36 руб.,
Период просрочки с 21.11.12 по 31.12.12 - 41 день, С 01.01.13 по 27.12.2013 - 361 день, Ставка рефинансирования: 8.25%
Проценты за период с 21.11.12 по 31.12.12 : 175,36 х 8.25%/366 х 41 = 1,62 руб. Проценты с 01.01.13 по 27.12.13 : 175,36 х 8.25%/365 х 361 = 1430,69 руб.
4) Сумма 114 490, 97 руб.,
Период просрочки с 28.12.12 по 31.12.12 - 4 дня, С 01.01.13 по 27.12.2013 - 361 день,
Ставка рефинансирования: 8.25%,
Проценты за период с 28.12.12 по 31.12.12 - 114490,97 х 8.25%/366 х 4 = 103,22
Проценты с 01.01.13 по 27.12.13 : 114490,97 х 8.25%/365 х 361 = 9340,86 руб.
Основываясь на приведённом выше расчёте, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что подлежащие взысканию из федерального бюджета в пользу общества проценты в связи с указаниями суда кассационной инстанции составляют сумму 546 191,36 за период с 6.10.12г. по 27.12.13г. включительно.
Руководствуясь изложенным суд удовлетворил заявление общества о взыскании процентов а данной сумме.
Таможня в апелляционной жалобе возражений против приведённого выше расчёта суда с арифметической точки зрения не заявила. Общество с расчётом суда так же не спорит.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда в указанной части.
Суд апелляционной инстанции так же не находит оснований для отмены решения суда в части возмещения обществу судебных расходов.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу взыскиваются в пользу понесшего их лица с лица, не в пользу которого принят судебный акт.
Пленум ВАС РФ в п. 21 постановления от 11.07.14г. N 46 разъяснил арбитражным судам следующее.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст. 110 АПК РФ).
В связи с изложенным само по себе то обстоятельство, что таможня как ответчик по делу является государственным органом не является основанием для освобождения её от обязанности возместить обществу, в пользу которого принят судебный акт по делу, понесённые в связи с участием в деле судебные расходы.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно взыскал с таможни в пользу общества на основании ст. 110 АПК РФ 17923,82 руб. судебных расходов общества по оплате госпошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
В части необходимости компенсации проезда до здания суда экономичным видом транспорта (троллейбус, трамвай) в размере 34 руб., а не на такси вывод суда первой инстанции обоснован достаточным образом и обществом не оспаривается. Таможня не указала более дешёвый вид общественного транспорта, на котором иногородние представители общества могли бы добраться до здания суда.
Суд первой инстанции так же правомерно, как доказанные, реальные и относимые к делу, взыскал с таможни в пользу общества судебные расходы общества по проезду к месту проведения судебных заседаний по делу на авиатранспорте в размере 13 561 руб. (т.2, л.д. 50, 51), экономичным видом транспорта (на троллейбусе, трамваев размере 34 руб. и суточные в сумме 900 руб.
Транспортные расходы общества и суточные подтверждены представленными обществом авансовым отчетом N 23 от 10.04.14, командировочным удостоверением N 4 от 4.02.14, служебным заданием, посадочными талонами, распечатками электронных билетов, распечаткой заказа авиабилетов, копией кассовых чеков об оплате за авиабилеты по маршруту Нижнекамск - Краснодар и Краснодар-Нижнекамск (с пересадкой в г. Москве) на сумму 13212 руб. и на сумму 349 руб. (агентский сбор), трудовом договором между обществом и Чилигиным О.А., п. 3.6 Положения общества о служебных командировках, утверждённым приказом исполнительного директора общества от 30.12.10г. N 276 (т.2, л.д. 68).
Данные расходы так же относятся к рассмотрению дела в суде.
С учётом изложенного в данной части решение суда первой инстанции так же не подлежит отмене.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба таможни отклоняется судом апелляционной инстанции. Решение суда первой инстанции в обжалованной таможней части не подлежит отмене ввиду того, что суд при его принятии исполнял обязательные для него в силу требований п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указания суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2014 по делу N А32-2505/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2505/2014
Истец: ЗАО "ТАТСТАЛЬ"
Ответчик: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Новороссийская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3769/15
09.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1525/15
08.12.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2505/14
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7525/14
12.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11232/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2505/14