г. Челябинск |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А07-5119/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2014 по делу N А07-5119/2014 (судья Боброва С.А.).
Судебное заседание проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием средств видеоконференцсвязи.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дина" - Панько Г.Н. (директор, паспорт);
от заинтересованного лица - Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - Полушева Ш.У. (доверенность N 37-05 от 13.01.2014, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Дина" (далее - заявитель, общество, ООО "Дина) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - заинтересованное лицо, Комитет, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 31 от 11.03.2014, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2014 (резолютивная часть объявлена 20.06.2014) постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей N 31 от 11.03.2014 о привлечении к административной ответственности ООО "Дина"" по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Комитет (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения доказана, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении к соблюдению установленных в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции норм и правил. Полагает, что оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в спорной ситуации не имеется.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Дина" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что административный орган при решении вопроса о назначении наказания имел возможность применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не сделал этого.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции Комитетом проверен порядок представления ООО "Дина" в электронном виде декларации об объёме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) по форме согласно приложению N 11 (далее - декларация N 11) к "Правилам представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), за 4 квартал 2013 года.
В ходе проверки установлено, что ООО "Дина" в нарушение требований пунктов 15, 19 Правил, п.1 ст.14, п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в установленный законом срок (20.01.2014) декларация N 11 за 4 квартал 2013 года не представлена.
13.02.2014 административным органом в отношении ООО "Дина" в присутствии представителя Гафаровой А.Ф., действовавшей на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении N 136 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ. При составлении протокола представлены письменные объяснения представителя общества от 13.02.2014 (т. 1 л.д. 67,70).
11.03.2014 заместителем председателя Комитета вынесено постановление N 31 о привлечении ООО "Дина" к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб., копия которого вручена представителю общества Гафаровой А.Ф. в тот же день (т. 1 л.д. 65,66).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на указанную дату заявитель извещён определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.02.2014, копия которого вручена представителю 13.02.2014 (т. 1 л.д. 68).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя обжалуемое обществом постановление, исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, однако, признал правонарушение малозначительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учётом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Применительно к данной ситуации это правило означает необходимость применения новой редакции статьи 15.13 КоАП РФ, вступившей в силу с 03.01.2014.
Статьёй 15.13 КоАП РФ в новой редакции, вступившей в законную силу с 03.01.2014, предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, с даты вступления в силу новой редакции ст. 15.13 КоАП РФ в 2014 году ответственность установлена за нарушение сроков представления всех видов деклараций,предусмотренных законом.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, обязывает осуществлять декларирование. Декларирование, как способ государственного регулирования этой деятельности, имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию. Оборот алкогольной продукции с нарушением установленных требований является незаконным, опасным для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционное право на охрану здоровья, так и интересы государства, которое обязано обеспечить их соблюдение и защиту.
Общество является участником оборота алкогольной продукции, в связи с чем организацией получена соответствующая лицензия на осуществление данного вида деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производств и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой
продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается, в числе прочего, розничная продажа алкогольной продукции.
Частью 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены "Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:
об объёме производства и оборота этилового спирта;
об объёме использования этилового спирта;
об объёме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объёме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объёме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объёме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объёме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
об использовании производственных мощностей;
об объёме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;
об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.
В силу пункта 19 Правил N 815, декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно пунктам 15, 16 Правил N 815 в новой редакции, действующей в 2014 году, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
При предоставлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приёма указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Согласно п. 5.2. Порядка представления в электронном виде деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н (далее - Приказ N 52н), в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования (контролирующий орган) следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно - логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларация об объёмах перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013 года по форме N 11 к 20.01.2014 от ООО "Дина" не поступала.
Из представленной квитанции N 3438392 от 20.01.2014 о приёме декларации следует, что направленная обществом 20.01.2014 в электронном формате декларация не прошла контроль в связи с ошибкой: "Данный файл не является электронным документом установленного формата. Подробнее об ошибке: С 4 квартала 2013 подача деклараций возможна только в формате 4.30" (т. 1 л.д.21).
Повторно декларация была сдана обществом 24.01.2014 в формате 4.30, успешно прошла обработку и была сохранена в базу, что подтверждается квитанцией N 3538935 от 24.01.2014 о приёме декларации (т. 1 л.д.19).
Таким образом, факт несвоевременного поступления декларации N 11 за 4 квартал 2013 года подтверждается материалами дела.
Осуществляя специализированный вид деятельности, связанный с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, ООО "Дина" должно было знать регулирующее такую деятельность законодательство и своевременно исполнять его требования. Даты официального опубликования указанных выше нормативных актов, регламентирующих порядок оформления и представления деклараций, свидетельствуют о наличии у заявителя возможности исполнить содержащееся в них требование относительно сроков представления декларации по форме N 11 за 4 квартал 2013 года.
Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения обществом такой обязанности в материалы дела не представлено.
При этом ссылка общества на то, что причиной нарушения срока представления декларации явился неверный формат и сбой программного обеспечения обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку срок представления декларации установлен не позднее 20.01.2014, в связи с чем заявитель имел возможность подать декларацию заблаговременно до наступления указанной даты, а также исправить ошибку незамедлительно, не получив от администратора соответствующие сведения о загрузке декларации,
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено, из материалов дела не усматривается, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения.
Вместе с тем, в статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что нормы КоАП РФ не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учётом характера правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
КоАП РФ не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право её применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о малозначительности административного правонарушения с учётом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Суд первой инстанции оценил характер и степень общественной опасности совершённого обществом правонарушения, учёл непродолжительность периода просрочки представления декларации в электронном виде и добросовестный характер действий заявителя, пришёл к выводу о том, что нарушение не носит систематического характера, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не свидетельствует об умышленном или пренебрежительном отношении общества к исполнению возложенных законом обязанностей, не причинило вреда интересам общества и государства, в связи с чем, расценил данное правонарушение как малозначительное и счёл возможным освободить нарушителя от ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным и переоценке на стадии апелляционного производства не подлежит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, нормы материального права, в том числе статья 2.9 КоАП РФ, им применены правильно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки правильных выводов арбитражного суда первой инстанции.
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2014 по делу N А07-5119/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5119/2014
Истец: ООО "Дина"
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
Третье лицо: ООО "Дина"