город Москва |
|
14 августа 2014 г. |
дело N А40-48801/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014
по делу N А40-48801/14, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
по заявлению ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2; 125047, Москва, пл. Тверской заставы, д. 5, к. 1)
к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (143405, Московская область, Красногорский район, Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области от 11.03.2014 по делу об административном правонарушении N 10/987/15 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 11 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области, отказано.
ОАО "РЖД" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители в судебное заседание не явились, извещены, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.02.2014 сотрудниками территориального отдела N 10 Госадмтехнадзора Московской области в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, обнаружены нарушения в текущем содержании полосы отвода железной дороги вблизи улицы Речная поселка Красная Горка сельского поселения Лучинское Истринского района Московской области, выраженные в создании ОАО "РЖД" несанкционированных очаговых навалов мусора, общим объемом около 10 кубических метров на площади до 50 квадратных метров, о чем составлен акт осмотра территории (объекта) от 24.02.2014 N 10/987 и фототаблица, осмотр мест общественного пользования осуществлялся, при этом осмотр внутренних помещений, занимаемых заявителем, не производился.
На основании акта осмотра, составлен протокол об административном правонарушении N 10/987/15 от 04.03.2014, копия протокола и материалов дела направлена заявителю и вручена 06.03.2014.
Постановлением от 11.03.2014 N 10/987/15 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 11 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" в виде взыскания штрафа в размере 460.000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд в порядке ст. ст. 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004, места общественного пользования - это земельные участки, здания, строения и сооружения, улицы, водные пути или иные места, их части, доступ к которым в установленном законодательством порядке для населения не ограничен.
Федеральным законом N 294-ФЗ предусмотрено, что положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Законом Московской области N 161/2004-ОЗ на должностных лиц Госадмтехнадзора Московской области возложены обязанности по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего содержания расположенных на ней земельных участков, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, строений, зданий и сооружений, нежилых помещений, мест погребения (кладбищ) и иных объектов, а также предупреждению административных правонарушений в этой сфере.
При осуществлении государственного административно-технического надзора не требуется взаимодействие должностных лиц Госадмтехнадзора Московской области и юридического лица, поскольку большая часть объектов надзора находится в местах общественного пользования (в данном случае на территорию ж/д станции доступ для населения не ограничен). Взаимодействие юридического лица с должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области возникает при выявлении признаков административного правонарушения, соответственно предоставление документов и сведений юридическими лицами осуществляется в рамках требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяется на мероприятия по надзору, проводимые должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области.
Согласно п. 5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 04.05.2012 N 11 - р. Госадмтехнадзор Московской области осуществляет государственной надзор на территории Московской области в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов путем проведения: наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствия их требованиям законодательства Московской области в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства.
В ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области осуществляется: визуальный осмотр; анализ имеющихся в Госадмтехнадзоре Московской области документов (материалы дел об административных правонарушениях, нормативные правовые акты муниципальных образований Московской области и т.п.).
Визуальный осмотр объекта осуществляется без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.
Должностные лица Госадмтехнадзора Московской области производят визуальный осмотр объектов, расположенных на территории Московской области с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов на территории Московской области.
По результатам наблюдения должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области составляется акт осмотра территории (объекта) по установленной форме.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 создание (размещение) несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора на территории Московской области, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200.000 до 500.000 руб.
Статьей 1 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 определено понятие очагового навала мусора - скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования, объемом до 30 кубических метров, на площади до 50 квадратных метров.
Наличие очаговых навалов мусора в полосе отвода железной дороги вблизи улицы Речная поселка Красная Горка зафиксировано актом осмотра от 24.02.2014 и зафиксировано фотоматериалами.
Закон Московской области N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ предусмотренные настоящим Законом обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов в случае возложения их в соответствии с п. 1 настоящей статьи на собственников, владельцев, пользователей территорий и иных объектов, а также в случаях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на владельцев и /или пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц; по объектам, находящимся в частной собственности, на собственников объектов: граждан и юридических лиц.
Территория, на которой выявлено административное правонарушение, является железнодорожной станцией.
В соответствии с Федеральным законом от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также подзащитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В данном Законе применяется и понятие "полосы отвода", под которой понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями, путевыми устройствами.
Статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 29-ФЗ.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшей до начала проведения приватизации организаций железнодорожного транспорта, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Указанные земли отнесены к федеральным землям.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены... дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земли в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем до 01.01.2015.
В соответствии со ст. 2 Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепляющих устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 сброс мусора вне отведенных и оборудованных для этой цели мест на территории Московской области запрещается.
Проезжая часть, обочины, полосы отвода, разделительные полосы автомобильных и железных дорог должны быть очищены от посторонних предметов и загрязнений.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона Московской области N 249/2005-03, обязанности по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров возлагаются на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания (ст. 5 п. 1 Закона МО N 249/2005-03).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом мер по содержанию вверенной ему территории в надлежащем состоянии, обществом не представлены, что свидетельствует о наличии вины в действиях ОАО "РЖД".
Доводы заявителя со ссылкой на договор N 34/ДМВУО от 20.02.2014, заключенный с ООО "ТРАНС СЕРВИС", обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку административным органом 11.03.2014 осуществлен повторный осмотр полосы отвода железной дороги вблизи улицы Речная поселка Красная горка, с целью проверки исполнения ОАО "РЖД" требований предписания от 04.03.2014 N 10/987/15, выданного при возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе осмотра установлено, что требование предписания не исполнено, нарушения ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ч. 19, 20 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ - ОАО "РЖД", не устранены.
Таким образом, ОАО "РЖД" допущено образование навалов мусора в течении длительного времени с даты первоначальной проверки 24.02.2014 по дату повторной проверки 11.03.2014.
Вместе с тем, сам по себе факт заключения договора не исключает ответственность ОАО "РЖД" за указанное правонарушение.
Согласно положениям ст. ст. 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалы дела содержат доказательства, подтверждающие нарушения ОАО "РЖД" действующего законодательства, следовательно, административным органом доказан состав вменяемого правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-48801/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48801/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Главное Управление государственного административно-технического надзора Московской области, ГУ государственного административно-технического надзора МО, ГУ государственного административно-технического надзора Московской области
Третье лицо: ООО "Транс Сервис"