г. Москва |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А41-4132/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2014 года по делу N А41-4132/14, принятое судьей Соловьевым А.А., по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302, третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее - истец, орган ПФР) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302 (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 279 927 рублей 73 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Решением от 07 апреля 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования пенсионного фонда удовлетворил в части взыскания с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 26302 в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 1 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на нарушение страхователем установленных законом сроков представления индивидуальных сведений за отчетный период - 2012 год. Суд необоснованно снизил наказание, предусмотренное статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, до 1000 рублей. Просит решение суда отменить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области, ФБУ - войсковая часть 26302, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 26302 зарегистрировано в Государственном учреждении - Главном Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя.
15.07.2013 ответчик представил в орган ПФР сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год. При проверке указанных сведений выявлено нарушение в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год, в связи с чем, органом ПФР составлен акт от 17.07.2013 N 83 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и вынесено решение от 16.08.2013 N 82 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым на ответчика наложен штраф в размере 279 927 рублей 73 копеек.
Орган ПФР направил ответчику требование от 10.09.2013 N 52 с предложением в срок до 28.09.2013 уплатить указанную выше сумму финансовой санкции.
В связи с тем, что указанное требование оставлено ответчиком без исполнения, Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в размере 279 927 рублей 73 копеек.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о снижении страхователю назначенного наказания до 1000 рублей в связи со следующим
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже.
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи до 15 числа второго календарного месяца, следующим за отчетным периодом, представляют в органы Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на всех застрахованных лиц вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно материалам дела ФБУ - войсковая часть 26302 за отчетный период - 2012 год сведения необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета представлены 15.07.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчиком не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек войсковую часть к ответственности.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
В рассматриваемом случае из решения органа ПФР не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции с 2012 года деятельность по выплате денежного довольствия военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации централизованно осуществляет Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ").
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2012 N 12 организовано зачисление военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ на финансовое обеспечение ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" реализует государственную, социальную, финансовую и налоговую политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 18-19 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в компетенцию данного учреждения входит своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности.
Централизация системы оплаты страховых взносов по месту нахождения головной организации - Министерства обороны Российской Федерации и ее уполномоченного финансового учреждения - ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществлялась в соответствии с разъяснением Заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.10.2010 N ТМ-30-19/10590 "Об уплате страховых взносов за воинские формирования" (ответ на запрос заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе от 13.08.2010 исх. N 205/181/4/348). В данном письме было указано, что при переходе организации на централизованную уплату страховых взносов обособленные подразделения данной организации утрачивают признаки самостоятельности. Уплата (перечисление) страховых взносов и представление отчетности по ним осуществляется в составе платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения с момента централизации учета.
В соответствии с полномочиями, делегированными Министерством обороны Российской Федерации, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Управление N 7 Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области единый отчет за все юридические лица Министерства обороны Российской Федерации, за 2012 год, что подтверждается электронной квитанцией от 21.02.2013.
Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме, что подтверждается платежным документами на оплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, а также на оплату страховых взносов в ФФОМС.
На совместном совещании Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" 24.09.2012 было принято решение о сдаче отчетов за каждое юридическое лицо в отдельности (Протокол от 24.09.2012 ).
Во исполнение данного решения ФКУ "ЕРЦ МО РФ" письмом N У-3/3/7037 от 14.03.2013 представило в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области реестры платежей за 2012 год в разрезе платежей с разбивкой по каждому юридическому лицу для зачисления в территориальные управления по месту регистрации организации с последующим представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Требование Пенсионного фонда РФ о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было выполнено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ""О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) уточненный отчет за весь период 2012 года направлен с использованием информационно-телекоммуникационных сетей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" 21 февраля 2013 года.
Факт получения территориальным управлением Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается электронной квитанцией.
При этом каких-либо обстоятельств, отягчающих ответственность, органом ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности не установлено.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно расценил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, то, что правонарушение совершено ответчиком не умышленно; правонарушение не повлекло вредных последствий для бюджета ПФР, страховые взносы ответчиком были уплачены своевременно и в полном объеме; обстоятельства организационного характера, связанные с реорганизацией структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации; ответчик является некоммерческой военной организацией - государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей социально и государственно необходимую деятельность по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а финансирование его расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Доказательств обратного органом ПФР не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно снизил размер назначенного штрафа до 1000 рублей.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-4132/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4132/2014
Истец: Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области, Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение- войсковая часть 26302
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение- войсковая часть 26302