город Ростов-на-Дону |
|
13 августа 2014 г. |
дело N А32-33754/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Черномортранснефть": Никульникова Е.В., паспорт, по доверенности 23.12.2013 N 485; Пелипенко С.В., паспорт, по доверенности 02.12.2013 N 354;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу: Исаакян А.М., удостоверение N 146, по доверенности от 18.12.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Черномортранснефть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 по делу N А32-33754/2013, принятое судьей Руденко Ф.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Черномортранснефть" к заинтересованному лицу Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Черномортранснефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 0227/06/6493/1471/ПР/2013 от 27.09.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу N 0227/06/6493/1471/ПР/2013 от 27.09.2013 о привлечении Открытого акционерного общества "Черномортранснефть" к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ признано незаконным и изменино в части установленной санкции в виде штрафа 60000 рублей на 20000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, объективная сторона совершения которого не установлена оспариваемым постановлением.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Черномортранснефть" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу от 14.06.2013 г. N 1471 (вх. ОАО "Черномортранснефть" N 20398 от 18.06.2013 г.) в отношении ОАО "Черномортранснефть" с 02 июля 2013 г. по 29 июля 2013 г. (20 рабочих дней) проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 29.07.2013 г. N 0067/06/6500/1471/ПР/2013: в процессе и в результате деятельности ОАО "Черномортранснефть" образуются различные виды отходов. Отходы образовывались в 2013 г, в 2012 году, в других промежутках времени. ОАО "Черномортранснефть" осуществляет свою деятельность постоянно (круглосуточно, круглогодично). Общество осуществляет обращение с отходами I-V класса опасности, в т.ч. их хранение, накопление, обезвреживание в объектах ОАО "Черномортранснефть", расположенных на территории муниципального образования г. Новороссийск (г. Новороссийск, Шесхарис (Перевалочный комплекс "Шесхарис", площадка "Шесхарис"); г. Новороссийск, Грушовая балка (Перевалочный комплекс "Шесхарис", площадка "Грушовая"); г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, урочище Сухая Щель (СОК "Фрегат")). Установлено, что ОАО "Черномортранснефть" с 20.10.2012 г. до 18.12.2012 г. не имело согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с отходами Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, порядок осуществления которого определен по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, Обществом в период времени с 20.10.2012 г. до 18.12.2012 г. не был организован, не осуществлялся. При этом обращение с отходами не прекращалось, деятельность ОАО "Черномортранснефть" осуществлялась постоянно. Нарушены требования ст. 3, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11, ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
ОАО "Черномортранснефть" при осуществлении своей деятельности (г. Новороссийск, Шесхарис (Перевалочный комплекс "Шесхарис", площадка "Шесхарис"); г. Новороссийск, Грушовая балка (Перевалочный комплекс "Шесхарис", площадка "Грушовая"); г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, урочище Сухая Щель (СОК "Фрегат")) оказывает негативное воздействие на окружающую среду (согласно акту проверки от 29.07.2013 г. N 0067/06/6500/1471/ПР/2013, соответствующим приложениям к нему, имеющимся материалам), имеет источники выбросов (стационарные, передвижные) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, через которые осуществляет выброс указанных веществ в атмосферу. ОАО "Черномортранснефть" осуществляло свою деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в 2012, 2013 годах, ранее. ОАО "Черномортранснефть" не имеет, не имело в 2012 г. (в т.ч. после 27.09.2012 г.), 2013 г. (в т.ч. по 29.07.2013 г. включительно) согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", не имело возможности проводить в указанном промежутке времени (в т.ч. с 28.09.2012 г. по 29.07.2013 г. включительно) такие мероприятия (согласованные с указанным уполномоченным органом) в случае получения прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не проводило (в т.ч. в промежутке времени с 28.09.2012 г. по 29.07.2013 г. включительно) мероприятия (согласованные с указанным уполномоченным органом) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях. При этом ОАО "Черномортранснефть" получает прогнозы о неблагоприятных метеорологических условиях, регистрирует поступающую информацию в журналах. Нарушены требования ст. 3, ст. 4, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 19, ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
ОАО "Черномортранснефть" представлены журналы учета стационарных источников загрязнения и их характеристик ПОД-1, а также журналы учета работы газоочистных и пылеулавливающих установках ПОД-3. Установлено, что часть необходимых сведений в указанные журналы не вносится (согласно акту проверки от 29.07.2013 г. N 0067/06/6500/1471/ПР/2013, соответствующим приложениям к нему, имеющимися материалам; в т.ч. в промежутке времени с 28.09.2012 г. по 29.07.2013 г. включительно). В журналах ПОД-1 не заполняются надлежащим образом колонки 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и другие. ОАО "Черномортранснефть" в указанных промежутках времени надлежащим образом не вело по установленной форме ПОД-1 первичный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников загрязнения и их характеристик. В журналах ПОД-3 не заполняются колонки 4, 5. Из сведений журнала ПОД-3 невозможно установить время простоя. ОАО "Черномортранснефть" в указанных промежутках времени надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела образом не вело по установленной форме ПОД-3 соответствующий первичный учет. Нарушены требования п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 373, ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 3, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По результатам проведения вышеуказанной проверки установлено, что паспорта установок очистки газа ОАО "Черномортранснефть" не содержат в себе некоторых сведений (согласно акту проверки от 29.07.2013 г. N 0067/06/6500/1471/ПР/2013, соответствующим приложениям к нему), предусмотренных Правилами эксплуатации установок очистки газа (далее - ПЭУ), утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983 г., а именно: 1) сведений об авторах проектов (раздел 2 паспорта согласно Приложению 1 ПЭУ); 2) сведений о годах ввода в эксплуатацию (раздел 2 паспорта согласно Приложению 1 ПЭУ); 3) таблица с эксплуатационными показателями работы установок очистки газа не соответствует ПЭУ по своему содержанию (раздел 4 паспорта согласно Приложению 1 ПЭУ); 4) таблица с эксплуатационными показателями работы установок очистки газа (согласно паспортам - показатели пылеулавливающих установок) не заполняется должным образом (раздел 4 паспорта согласно Приложению 1 ПЭУ), часть сведений в нее не вносится. ОАО "Черномортранснефть" нарушены Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ), утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983 г., в т.ч. требования Приложений 1,2 ПЭУ.
По данному факту, 03.09.2013 в присутствии представителей общества, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 0227/06/6493/1471/ПР/2013 по статье 8.1 КоАП РФ. Уведомление от 30.07.2013 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 03.09.2013, получено обществом 26.08.2013, согласно оттиску штампа входящей корреспонденции N 29494 от 26.08.2013.
27.09.2013 в присутствии представителей общества вынесено постановление N 0227/06/6493/1471/ПР/2013 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60 000 руб. Определение N 0227/06/6493/1471/ПР/2013 от 23.09.2013 о времени и месте рассмотрения 27.09.2013 административного дела, получено обществом 23.09.2013, согласно оттиску штампа входящей корреспонденции N 33350 от 23.09.2013.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество ссылается на неверную квалификацию административным органом вмененного заявителю в вину правонарушения. По мнению общества, выявленные в ходе проверки нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьей 8.21 КоАП РФ, а не 8.1 настоящего Кодекса, как утверждает административный орган и суд первой инстанции.
Данный довод подателя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия и бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований.
Вместе с тем ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Рассматриваемые деяния ОАО "Черномортранснсфть" не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, среди; прочего обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха" и (или) организуют экологические службы.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздухе" юридически" лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух среди прочего обязаны: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферами воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральном органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее - порядок) утверждены Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 899 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 08.02.2012 г. N 23173). Указанный Порядок является действующим.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного порядка, он предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
Согласно подпункту 3 пункта 3 порядка, заинтересованными лицами в целях названного порядка являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В Краснодарском крае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является Министерство природных ресурсов Краснодарского края. Именно о таком органе идет речь в пункте 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Указанный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может подменять какой-либо иной орган, тем более федеральный (в т.ч. Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея).
Министерство природных ресурсов Краснодарского края согласовывает мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". При согласовании рассматриваемых мероприятий указанный орган руководствуется Положением о нем, пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", РД 52.04.52-85 "Методические указания. регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (руководящий документ).
В разделе 5 "Порядок разработки мероприятий по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий "Методических указаний РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных экологических условиях" указано, что разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы.
В соответствии с абзацем 4 общих положений "Методических указаний РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных экологических условиях" мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются на всех предприятиях, имеющих источники выбросов вредных веществ в атмосферу, с участием отраслевых институтов. Если на предприятии устанавливаются нормы ПДВ, то разработка мероприятий по регулированию выбросов проводится совместно с головными ведомственными организациями в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78. Мероприятия по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ являются обязательной составной частью сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) и утверждаются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 и "Временной методикой нормирования выбросов". Они пересматриваются в том числе при изменении технологии производства и выбросов вредных веществ в атмосферу.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Суд апелляционной инстанции изучив материалы дела установил, что требования к составлению и заполнению паспортов установок очистки газа содержатся в Правилах эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ), утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983 г., в т.ч. в Приложениях 1, 2 ПЭУ. В соответствии с разделом 1 Инструкции по заполнению паспорта установки очистки газа (Приложение 2 ПЭУ), паспорт установки очистки газа (далее - Паспорт) заполняется в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа. Паспорт является документом, характеризующим техническое состояние и параметры работы установки, и находится на предприятии. Указания по заполнению разделов Паспорта, содержащиеся в разделе 2 Приложения 2 ПЭУ, нарушены.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы в части правильности заполнения журналов ПОД-1. ПОД-3 и ведения соответствующего учета обоснованы, и согласуются с нормами права.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования даны разъяснения письмом от 21.12.2012 N АА-03-01-32/17473. Согласно указанного письма, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. При этом Закон не содержит указаний на то, что данный учет предприятия обязаны вести в порядке, определенном каким-либо органом государственной власти.
Таким образом, хозяйствующий субъект, имеющий стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут использовать и заполнять, как формы журналов ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 утвержденных приказом ЦСУ СССР от 09.06.1981 N 329, так и иную документацию в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Методических рекомендаций по заполнению граф и строк журналов ПОД-1, ПОД-3, где сведения для их заполнения отсутствуют не имеется. Таким образом, не заполнение соответствующих строф и граф (оставление пустого места) нарушением требований нормативных правовых актов не является.
Следующий довод апелляционный жалобы сводится к тому, что отсутствие в период с 20 октября по 18 декабря 2012 года порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не может составлять состав административного правонарушения, поскольку с 20 октября по 18 декабря 2012 года общество разрабатывало и согласовывало надлежащим образом вышеуказанный порядок.
Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Статьей 26 Закона N 89-ФЗ определено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Так из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что во временном промежутке с 20.10.2012 по 18.12.2012 согласованный Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами отсутствовал, при этом обращение с отходами не прекращалось.
Довод общества о повторном привлечении к административной ответственности, не находит своего подтверждения, поскольку систематическое невыполнение законодательства РФ в различные временные промежутки и зафиксированное в различное время не может быть одним и тем же административным правонарушением. Более того на территории общества регулярно образуются, перемещаются, накапливаются, передаются другим лицам различные отходы, т.е. правонарушения совершались повторно (при отсутствии соответствующего порядка осуществления производственного контроля). Деятельность, для которой был нужен рассматриваемый порядок, обществом не прекращалась, осуществлялась при отсутствии соответствующего порядка.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пп. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам подлежащим федеральному государственному экологическому надзору (пл. 5.5.8 введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 975, в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2010 г. N 191. от 05.06.2013 г. N476).
Программа производственного контроля за состоящем окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов на промплощадке ПНБ "Грушовая", утвержденная главным инженером ПНБ "Грушовая" ОАО "Черномортранснефть" 26.03.2007 г., была "согласована" 27.03.2007 г. с государственным инспектором Черноморского отдела по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора Бай В.Б. При этом действия указанного должностного лица не соответствовали имеющимся у него полномочиям, не соответствовали положению о Черноморском отделе по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
ОАО "Черномортранснефть" следует согласовывать что-либо только в соответствии с законом только с лицами, органами, имеющими полномочия для соответствующего согласований,
Программа производственного контроля за состоянием окружающей среды в местах временного накопления отходов на промплощадке ПНБ "Шесхарис,"| утвержденная главным инженером ПНБ "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" 12.02.2009 г., была "согласована" 10.04.2009 г. с заместителем начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю Мастиковым Р.Т. При этом действия указанного должностного лица не соответствовали имеющимся у него полномочиям, не соответствовали положению об отделе надзора за водными и земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю. Более того, даже указанный территориальный орган Росприроднадзора и сам Росприродаадзор не имели полномочий на согласование такой Программы в рассматриваемом периоде времени.
Подпункт 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере водопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, был введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 975, отсутствовал 27.03.2007 г., 10.04.2009 г.
Требования Федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства в потребления" изменялись во времени.
Более того, вышеуказанные Программы, согласованные 27.03.2007 г., 10.04.2009 г. с лицами, не имеющими права для такого согласования, не охватывали в полном объеме обращение с отходами, касавшееся ОАО "Черномортранснефть" в соответствующих промежутках времени.
При разработке Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами среди прочего необходимо руководствоваться общими положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования среди прочего было опубликовано письмо от 19 октября 2011 года N ВК-03-03-36/13634 "О разъяснении по дополнению государственной функции". Данное письмо имеется в базе Консультант плюс, в сети Интернет.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, является правильным.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения требований, предусмотренных природоохранным законодательством, однако, не принял своевременно всех зависящих от него мер по их соблюдению.
При исследовании порядка привлечения общества к ответственности, судом нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявления общества в части суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере именно 60 000 рублей.
Учитывая наличие смягчающих вину обстоятельств, а также руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части применения вида санкции и установил административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 по настоящему делу. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 по делу N А32-33754/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33754/2013
Истец: ОАО "Черномортранснефть"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природоользования по Южному Федеральному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природоользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу