г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А56-1962/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Порохина Д.Н. - доверенность от 20.11.2013; предст. Сальникова А.А. - доверенность от 17.12.2013
от заинтересованных лиц: 1) предст. Котова А.А. - доверенность от 06.11.2013; предст. Писяев О.В. - доверенность от 09.04.2014; 2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12726/2014) общества с ограниченной ответственностью "Аксель-Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-1962/2014 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Аксель-Сити"
к 1) Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу
2) Главному управлению МЧС России по г.Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аксель-Сити" (ОГРН 1077847612501; адрес: г.Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 21, корп. 2, лит.А; далее - ООО "Аксель-Сити", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным пункта 1 предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу (далее - ОНД Красногвардейского района) от 26.11.2013 N 2-14-126/3/1-3 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Решением суда от 11.04.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Аксель-Сити", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 11.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Обществом требования. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправильно применены и истолкованы пункты 7 и 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, пункт 5 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства от 03.10.1998 N 1149, а также не применены положения статей 1-4, пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне" в совокупности с положениями вышеуказанного Приказа МЧС России от 21.12.20.1005 N 993. По мнению подателя жалобы, в соответствии с действующим законодательством о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне Общество не является лицом, на которое распространяются требования по обеспечению средствами индивидуальной защиты своих сотрудников в мирное и военное время.
В судебном заседании представители ООО "Аксель-Сити" поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней. Представители ОНД Красногвардейского района возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда от 11.04.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.10.2013 N 2-14-126 ОНД Красногвардейского района в период с 05 по 26 ноября 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Аксель-Сити" на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.
По результатам проверки составлен акт проверки N 2-14-126 от 26.11.2013, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований в области гражданской обороны (работники организаций не обеспечены средствами индивидуальной защиты 105% от общей численности на военное время; план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласован с органом местного самоуправления).
По результатам проверки Обществу было выдано предписание N 2-14-126/3/1-3 от 26.11.2013 по устранению в срок до 30.05.2014 нарушений требований в области гражданской обороны, а именно:
1. Работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты 105% от общей численности на военное время, что является нарушением пунктов 7, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, пункта 5 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства от 03.10.1998N 1149.
2. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласован с органом местного самоуправления, что является нарушением пункта 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687.
Не согласившись с предписанием N 2-14-126/3/1-3 от 26.11.2013 в части пункта 1, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого судом было отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 11.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия организаций в области гражданской обороны установлены статьей 9 Закона N 28-ФЗ, в силу пункта 1 которой организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
При этом согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, к полномочиям МЧС России отнесены, в том числе разработка и утверждение положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение N 933). Указанное Положение разработано в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется, в числе прочего, организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (пункт 4 Положения N 993).
Согласно пункту 6 Положения N 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе: на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего (находящегося) на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 933:
- для работников организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;
- для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства от 03.10.1998 N 1149, к особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Приложением N 16 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" территория Санкт-Петербурга попадает в зоны возможного опасного радиоактивного заражения и зоны опасного химического заражения.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм Закона N 28-ФЗ и Положения N 933 ООО "Аксель-Сити", расположенное на территории, отнесенной пунктом 7 Положения N 933 к территориям, население которого в мирное время должно быть обеспечено СИЗ, обязано соблюдать требования Положения N 933 в части обеспечения работников Общества СИЗ в объемах, установленных Положением N 933.
Ссылки Общества на Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2008 N 217, которым утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при накоплении, хранении и использовании запасов средств индивидуальной защиты гражданской обороны для населения Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 217), отклоняются судом апелляционной инстанции. Как указано в преамбуле к Порядку N 217, данный нормативный акт определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при накоплении, хранении, освежении, организации выдачи и использования запасов средств индивидуальной защиты гражданской обороны для работников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, работников подведомственных им государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (именуемых по тексту Порядка N 217- организации) и иного населения Санкт-Петербурга. В силу пункта 2.4 обеспечению СИЗ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга подлежат только работники исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; работники организаций; неработающее население Санкт-Петербурга.
Факт нарушения Обществом требований пунктов 7 и 8 Положения N 933 (работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты) установлен в ходе проверки и Обществом не опровергнут.
Таким образом, оспариваемое предписание ОНД Красногвардейского района от 26.11.2013 N 2-14-126/3/1-3 в части пункта 1, которым Обществу предписано выполнить требования пунктов 7 и 8 Положения N 933 является правомерным.
Предписание от 26.11.2013 N 2-14-126/3/1-3 выдано должностным лицом ОНД Красногвардейского района в пределах предоставленных полномочий в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства от 21.05.2007 N 305.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.11.2013 N 2-14-126/3/1-3.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 11.04.2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная платежным поручением N 2854 от 21.05.2014 государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату ООО "Аксель-Сити" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 апреля 2014 года по делу N А56-1962/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аксель-Сити" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1962/2014
Истец: ООО "Аксель-Сити"
Ответчик: Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Красногрардейского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу