г. Чита |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А19-3931/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 18.08.2014.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2014 года по делу N А19-3931/2013 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17, ИНН 3808214087, ОГРН 1103850013772) к Администрации муниципального образования города Братска (665708, Иркутская область, г. Братск, пр-т Ленина, 37, ИНН 3803100833, ОГРН 1023800841712) об обязании принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, третье лицо - Открытое акционерное общество "Иркутскгеофизика" (664025, г. Иркутск, ул. Горького, 8, ИНН 3808228996, ОГРН 1133850014165) (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Администрации муниципального образования города Братска об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда и коммунально-бытового назначения: жилой дом (кроме квартир N 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14) по адресу: Иркутская область, г.Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 5; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 6; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 7; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 8; жилой дом (кроме квартир N 3, 4, 5, 6, 7) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 9; жилой дом (кроме квартиры N 1) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 10; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.13; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.17; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.19; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.20; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.21; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.22; жилой дом (кроме квартир N 1, 3, 4) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 23; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.24; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.26; жилой дом (кроме квартиры N 2) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 28; жилой дом (кроме квартир N 1, 2) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 30; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.31; жилой дом (кроме квартиры N 4) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 34; жилой дом (кроме квартиры N 1) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 35; жилой дом (кроме квартир N 1, 3, 4) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 36; жилой дом (кроме квартир N 2, 3) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 37; жилой дом по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д.38; жилой дом (кроме квартир N 3, 4, 5) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 40; жилой дом (кроме квартир N 3, 5) по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 41; общежитие на 54 места по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул.Геофизическая, д. 39; жилое помещение - квартира N 1 по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, д. 29, кв. 1; котельная по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая, 4, строение 7 (лит. Ж, Ж1, Ж2); сооружение - хозпитьевой водопровод по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая (лит. I); линия теплоснабжения по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул.Геофизическая (лит. I); линия электрорезервная по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул.Геофизическая (лит. К1/2, К2/1/1, К2/4, К2/5, К2/6, К1/4, К2/12, К2/2, К2/3).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество
"Иркутскгеофизика".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
28.01.2014 решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А19-3931/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, как незаконным и необоснованным, истец в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Указывает, что передаваемое имущество не является ни одной из указанных в ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду, предназначенному для решения вопросов местного значения и в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности. Право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Территориального управления. Выводы суда о том, что Территориальным управлением не соблюден порядок передачи установленного п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2001 N 122-ФЗ не могут быть законным, так как положениями действующего законодательства, установлено, что жилой фонд является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
Ответчик, третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 31.07.2014 объявлен перерыв до 17 часов 30 минут 07.08.2014, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел". После окончания перерыва истец и ответчик, третье лицо не присутствовали в судебном заседании, их неявка в силу части 5 статьи 163 того же Кодекса не является препятствием для продолжения рассмотрения дела.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТУ ФАУГИ в Иркутской области распоряжениями N 544-и от 27.09.2007, N 77-и от 14.02.2008, N 807-и от 14.10.2008, N 994-и от 22.12.2010, N 225-и от 26.05.2011, N 315-и от 18.07.2011, N 267-и от 23.08.2012, N 28-и от 08.02.2012 закрепило федеральное имущество на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным научно-производственным геологическим предприятием "Иркутскгеофизика" объекты жилого фонда коммунально-бытового назначения, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, ул. Геофизическая.
Письмом N 63-ЛБ от 24.01.2013 ФГУНПГП "Иркутскгеофизика" обратилось к ТУ ФАУГИ в Иркутской области с просьбой разрешить вопрос о передаче спорных объектов жилищного фонда, объектов коммунально-бытового назначения предприятия в собственность муниципальных образований Иркутской области, в связи с акционированием предприятия, ссылаясь на пункт 1 статьи 30 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, не включаются объекты жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
ТУ ФАУГИ в Иркутской области письмами N СС-7/1329 от 06.12.2012, N СС-7/13420 от 07.12.2012 обратилось к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района г. Братска с просьбой о передаче федерального имущества в муниципальную собственность.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района г. Братска письмом N ИС-24027/11/12 от 18.12.2012 отказал в принятии спорных объектов в муниципальную собственность, указав, что объекты нуждаются в проведении ремонта, что потребует значительные финансовые затраты, финансирование данных работ в бюджете г. Братска на 2012-2013 годы не заложено.
Отказ послужил основанием для обращения истца в суд с иском.
Истец полагает, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, предусмотренный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, им соблюден. Также истец указал на то, что имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность, не может находиться в федеральной собственности.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, указал, что истцом не соблюден установленный законом порядок передачи спорных объектов в муниципальную собственность.
При этом, судом первой инстанции в соответствии с нормами права на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и обоснованно распределено их бремя доказывания.
Порядок и случаи передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную определены пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче жилищного фонда из федеральной собственности в муниципальную осуществляется на основании решения, принимаемого собственником имущества в ответ на предложение органов местного самоуправления о такой передаче. Данное решение одновременно является основанием возникновения права собственности на передаваемое имущество.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П дано толкование положений названной нормы права, в том, числе указано на необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества в его собственность; наличие согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации; невозможность принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления; объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность при соблюдении определенного законом порядка.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.
Поскольку доказательств соблюдения порядка передачи спорных объектов в муниципальную собственность, в частности принятия уполномоченным органом решения о передаче имущества, составления передаточного акта, а также согласованности действий между органом местного самоуправления и федеральным органом исполнительной власти, не представлено, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для обязания ответчика принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда и коммунально-бытового назначения, является правомерным.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2014 года по делу N А19-3931/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В.Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3931/2013
Истец: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области
Ответчик: Администрация муниципального образования города Братска
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное научно-производственное геологическое предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Иркутскгеофизика"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4020/13
28.04.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3931/13
12.03.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4020/13
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6255/13
31.10.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4020/13
04.07.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3931/13