г. Томск |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А45-5822/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 июня 2014 года по делу N А45-5822/2014 (судья Мануйлов В.П.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области (далее по тексту - Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 20.02.2014 года N 064/018/1359-2013 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" к ответственности в части начисления штрафа в размере 28 129 руб. 59 коп., начисления пени в размере 29 221 руб. 18 коп., недоимки в размере 140 647 руб.92 коп.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2014 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений и не является государственным пособием и подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях независимо от источника финансирования такой выплаты; страхователем признано, что общая сумма выплат на которые им не начислены страховые взносы составляет 3063,67 руб., соответственно решение от 20.02.2014 года N 064/018/1359-2013 в указанной части не может быть признано судом недействительным.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило.
До начала судебного заседания от апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2014 года в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд провел выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам выездной проверки составлен акт N 064/018-1359-2013 и вынесено решение N 064/018/1359-2013 от 20.02.2014 года "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской федерации о страховых взносах" в виде штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в сумме 28 129,59 руб., предложено уплатить пени в размере 29 221,18 руб., недоимку в размере 140 647.92 руб.
Полагая указанное выше решение заинтересованного лица незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон NN 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.
Как следует из текста оспариваемого решения, основанием к его вынесению послужило, в том числе то, что Общество не облагало страховыми взносами суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами.
В соответствии со статьей 18 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который определяется по месту работы.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08.06.2010 года N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При этом оплата выходного дня производится за счет средств ФСС РФ (пункт 10 Постановления Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 года "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Аналогичное требование содержит Федеральный закон от 24.07.2009 года N 213-ФЗ, согласно части 17 статьи 37 которого с 01.01.2010 года финансовое обеспечение на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 25.02.2013 года N ВАС-1344/13 по делу N А05-5260/2012 указал, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что выплата, произведенная Обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, являются обоснованными, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования в полном объеме, не принял во внимание следующие обстоятельства.
Исходя из просительной части заявления, поданного Обществом в суд первой инстанции, заявитель просил отменить решение N 064/018/1359-2013 от 20.02.2014 года в полном объеме.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявитель согласен с общей суммой выплат, на которые им не начислены взносы, равной 3063,67 руб.
Таким образом, основания для признания решения от 20.02.2014 года N 064/018/1359-2013 недействительным в части начисления штрафа в размере 151,25 рублей, начисления пени в размере 268,94 рублей, недоимки в размере 756,25 рублей у суда первой инстанции в рассматриваемом случае отсутствовали, что заявителем в суде апелляционной инстанции оспорено не было.
Довод апеллянта относительно необоснованного взыскания с заинтересованного лица государственной пошлины в размере 2000 рублей, основан на неверном толковании статьи 333.37 НК РФ.
Применительно к предмету спора с заинтересованного лица взыскана не государственная пошлина, от уплаты которой как государственный орган Пенсионный фонд освобожден, а в порядке статьи 110 АПК РФ взысканы судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины с УПФР, как с проигравшей стороны по делу.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 АПК РФ, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с Пенсионного фонда расходы Общества по уплате государственной пошлины за подачу заявления.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области от 20.02.2014 N 064/018/1359-2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" к ответственности в части начисления штрафа в размере 151,25 рублей, начисления пени в размере 268,94 рублей, недоимки в размере 756,25 рублей, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований; в остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 260, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2014 года по делу N А45-5822/2014 отменить в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области от 20.02.2014 N 064/018/1359-2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" к ответственности в части начисления штрафа в размере 151,25 рублей, начисления пени в размере 268,94 рублей, недоимки в размере 756,25 рублей.
Принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5822/2014
Истец: ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод"
Ответчик: Управление ПФ РФ в Искитимском районе Новосибирской области