г. Тула |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А09-6507/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии истца - индивидуального предпринимателя Семерного Олега Викторовича (г. Новозыбков Брянской области, ИНН 320400399207, ОГРН 304324223800071), от третьего лица - Правительства Брянской области представителя Зубаревой К.В. (доверенность от 31.12.2013), в отсутствие представителей ответчиков - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2013 по делу N А09-6507/2013 (судья Терешин А.В.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Семерной Олег Викторович (далее - ИП Семерной О.В., истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8 площадью 10 890 + 36 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. РОС, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 4 304 000 рублей по состоянию на 01.01.2013; об обязании управления Росреестра по Брянской области внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр недвижимости; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Брянской области внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр недвижимости.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Брянской области (далее - третье лицо).
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец уточнил свои требования и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8 площадью 10 890 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. РОС, равной его рыночной стоимости в размере 4 304 000 рублей по состоянию на 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Третье лицо в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы ссылался на то, что ИП Семерной О.В. в материалы дела представил отчет ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации" от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 "Об определении рыночной стоимости земельного участка", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка более чем на 30 % превышает рыночную стоимость земельного участка. Обращал внимание на то, что при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью судом первой инстанции не дана оценка отчету от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 на соответствие его требованиям законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, достоверности, содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка. По мнению Правительства Брянской области, суду первой инстанции следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета от 26.06.2013 N О-19/06/13-1. В отсутствие судебной экспертизы выводы суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО "АКБ - Активные Бизнес Консультации" от 26.06.2013 N О-19/06/13-1, нельзя признать обоснованными. Обращал внимание на то, что судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Указывал на то, что к участию в деле не была привлечена администрация г. Новозыбкова, права которой, по мнению заявителя, затрагиваются вынесенным решением суда.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывал на то, что в материалах дела имеется экспертное заключение НП "СРОО "Экспертный совет" от 28.06.2013 N Э-270613-1, которым подтверждено соответствие отчета от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Обращал внимание на то, что Правительство Брянской области в суде первой инстанции не оспаривало отчет об оценке от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 и экспертное заключение от 28.06.2013 N Э-270613-1. Считает, что Правительство Брянской области не имеет права на обжалование оспариваемого решения, а также отсутствуют правовые основания для привлечения администрации г. Новозыбково в качестве третьего лица. В обоснование доводов к отзыву приложил (копию и подлинник) положительного экспертного заключения от 28.06.2013 N Э-270613-1 на отчет от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 (т. 6, л. д. 31, 39 - 42, 53 - 57).
Истец также заявил требование о взыскании с Правительства Брянской области в его пользу судебных расходов на услуги представителя в суде апелляционной инстанции в размере 20 000 рублей. В подтверждение судебных расходов на услуги представителя к заявлению приложил (копии и подлинники): договора на оказание юридических услуг от 15.12.2013 N 12/2013, акта выполненных работ (оказанных услуг) от 05.01.2014, заявления о переводе денежных средств N 1623687, приходного кассового ордера от 18.12.2013 N 386 (т. 6, л. д. 34 - 38, 59 - 64).
Управление Росреестра по Брянской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что по существу заявленных требований истца возражений не имеет. Несогласно со своим процессуальным положением в качестве ответчика. Обращало внимание на то, что непосредственно оценку осуществляет не росреестр и подведомственные ему органы, а независимый оценщик. Указывало на то, что суд первой инстанции дал правильную оценку доказательствам, представленным истцом в обоснование своих требований, а именно отчету ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации" от 26.06.2013 N О-19/06/13-1. Обращало внимание на то, что доказательства несоответствия отчета от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 Правительством Брянской области суду первой инстанции не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы указанного отчета не заявлено. Просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Семерному О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с разрешенным использованием: для общественно- делового и гражданского строительства, общей площадью 10 890 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, улица РОС, б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 32-АГ 447578 от 05.02.2009 (т. 1, л. д. 126).
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения (т. 1, л. д. 120-122).
В соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, площадью 10 890 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. РОС, в размере 2 703 рублей 50 копеек за квадратный метр (т. 5, л. д. 161).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 20.02.2013, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость спорного земельного участка составляет 29 550 015 рублей (т. 5, л. д. 163).
Согласно отчету от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации", представленного истцом в суд первой инстанции, рыночная стоимость спорного земельного участка составила 4 304 000 рублей (т. 1, л. д. 35-114).
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышены, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался отчетом от 26.06.2013 N О-19/06/13-1 ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации", согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в размере 4 304 000 рублей (т. 1, л. д. 35-114).
Вместе с тем, при вынесении решения суда судом области не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Суд области при вынесении решения правомерно руководствовался постановлением от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым разъяснена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В связи с этим статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 сформулирована правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции вынес решение суда на основании отчета, предоставленного истцом, согласно которому, рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013, тогда как кадастровая стоимость земельного участка определялась на 01.01.2010 (отчет ФГУП "ФКЦ "Земля" от 03.11.2011 N 22-22К/10-32 об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Брянской области по состоянию на 01.01.2010, выполненный ООО "Эксперт групп", т. 6, л. д. 170).
Определением суда апелляционной инстанции от 28.02.2014 по ходатайству третьего лица по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010., проведение которой поручено ООО "ЦСЭЭ "Судэксперт" (т. 7, л. д. 10- 14).
Оценивая заключение эксперта ООО Центр судебно - экономических экспертиз "Судэксперт" от 01.04.2014 N 7/04-2014 (т. 7, л. д. 39-101), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о допущенных экспертом ошибках и нарушениях действующего законодательства.
Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов эксперта, судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 87 АПК РФ определением от 10.06.2014 назначена повторная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Деловое партнерство" (т. 8, л. д. 92- 97).
Согласно выводам заключения эксперта ООО "Деловое партнерство" от 30.06.2014 N 14814, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, площадью 10 890 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. РОС, по состоянию на 01.01.2010 составила 5 900 000 рублей (т. 8, л. д. 145).
Оценив заключение эксперта ООО "Деловое партнерство" от 30.06.2014 N 14814 (т. 8, л. д. 125-155), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Выводы судебного эксперта, сделанные в заключении судебной экспертизы проверяемы, обоснованы, однозначны, основаны на исследовании полной, существенной информации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ООО "Деловое партнерство" от 30.06.2014 N 14814 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
В судебном заседании представители истца и третьего лица экспертное заключение не оспаривали, с определенной экспертом рыночной стоимостью спорного земельного участка в размере 5 900 000 рублей были согласны.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2013 подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, площадью 10 890 кв. м, определенная на 01.01.2010 в размере 29 550 015 рублей, подлежит изменению на его рыночную стоимость - в размере 5 900 000 рублей.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обжалуемым судебным актом затронуты права и интересы администрации г. Новозыбкова, поскольку результатом принятого по делу решения станет уменьшение налога на землю, подлежащего взысканию с истца как землепользователя, что, в свою очередь, приведет к снижению доходной части бюджета муниципального образования, отклоняется апелляционным судом.
Выполнение администрацией г. Новозыбкова возложенных на нее функций нельзя расценивать как наличие процессуальной заинтересованности в исходе дела.
К аналогичному выводу пришел Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-1008/13 от 20.02.2013.
В части разрешения вопроса о распределении расходов, связанных с проведением по делу судебных экспертиз и судебных расходов в сумме 20 000 рублей, понесенных истцом в суде второй инстанции, суд апелляционной инстанции сходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В ходе судебных прений истец сделал устное заявление об отказе во взыскании судебных расходов в сумме 20 000 рублей в связи с рассмотрением апелляционной жалобой с третьего лица и ответчиков по делу. Правительство Брянской области также просило апелляционной суд отнести на него судебные издержки за проведение двух экспертиз в суде апелляционной инстанции в сумме 40 000 рублей.
На основании части 4 статьи 110 АПК РФ суд относит на истца и третье лицо понесенные им расходы в суде апелляционной инстанции, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Брянской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2013 по делу N А09-6507/2013 отменить.
Изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8 площадью 10 890 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. РОС, определенную на 01.01.2010 в размере 29 550 015 рублей, на его рыночную стоимость - в размере 5 900 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6507/2013
Истец: ИП Семерной Олег Викторович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Брянской области
Третье лицо: ООО "Деловое партнерство", ООО "Центр судебно-экономических экспертиз "Судэксперт", Правительство Брянской области, ФБУ "Кадастровая палата ", в лице филиала по Брянской области