г. Томск |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А27-11397/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с применением средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Звеков А.В. по доверенности 19.03.2012 г.
от заинтересованных лиц: без участия
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 декабря 2010 года по делу N А27-11397/2010 (судья Марченкова С.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сафарян Рустама Гришаевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва; Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г.Москва, Коллегия Администрации Кемеровской области, г.Кемерово
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сафарян Рустам Гришаевич (далее- ИП Сафарян Р.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее- Управление Росреестра по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 площадью 7640,35 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Шатурская, 2А, кадастровой стоимостью 33508130 руб. 18 коп., удельным показателем кадастровой стоимости 4385 руб. 68 коп. за кв. м.; обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 площадью 7640,35 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Шатурская, 2А, кадастровая стоимость - 33508130 руб. 18 коп., удельный показатель кадастровой стоимости 4385, 68 руб. за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 г. заявленные требования ИП Сафарян удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом Управлением Росреестра по Кемеровской области подана апелляционная жалоба на состоявшийся судебный акт.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2379/2011 в рамках которого ИП Сафарян заявлены требования о признании недействующим постановления от 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 г. производство по настоящему делу возобновлено.
Управление Росреестра по Кемеровской области в представленном дополнении к апелляционной жалобе указало на необходимость учета при рассмотрении настоящего дела разъяснений Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. по делу N 913/11, с учетом оспаривания заявителем действий Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений, вместе с тем, требования об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, в связи с необходимостью ее изменения на рыночную стоимость предъявляется к органу кадастрового учета, таким органом Управление Росреестра не является, подлежит рассмотрению в рамках искового производства, но не в рамках настоящего дела; просит решение суда отменить и принять по деду новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Сафарян требований.
ИП Сафарян в представленном отзыве на апелляционную жалобу, со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса РФ, п.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, п.10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утверждено Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 255, ст.ст. 1102, 1105 Гражданского Кодекса РФ, Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. по делу N А27-4849/2010, ст.ст. 41, 49 АПК РФ, просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, а именно установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 площадью 7 640, 35 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, Заводский район, ул. Шатурская, 2а в размере его рыночной стоимости 5 065 000 руб.
Лица, участвующие в деле извещены, явку своих представителей не обеспечили, ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных и третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ИП Сафарян является собственником земельного участка - категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование "базы и склады", отнесен к 9-му виду разрешенного использования земель населенных пунктов, общей площадью 7 640, 35 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, Заводский район, ул. Шатурская, 2, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.2007 г., регистрационная запись 42-42-01/145/2007-194.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.04.2010 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 составляет 33508130, 18 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. составляет 4385, 68 руб., утвержден 27.11.2008 Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровом стоимости спорного земельного участка с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости, в том числе участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226, нарушает прав и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390. 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Применительно к настоящему делу, производство по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Кемеровской области было приостановлено, до вступления в законную силу судебного акта по делу N А27-2379/2011 по заявлению ИП Сафарян Р.Г. к Коллегии Администрации Кемеровской области о признании недействующим постановления от 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в части", производство по которому Арбитражным судом Кемеровской области определением от 24.11.2011 г. прекращено; Постановлением Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2012 г. определение оставлено без изменения.
Учитывая, что производство по настоящему делу возобновлено после вынесения и опубликования Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011 г., судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011,
Суд апелляционной инстанции в определении от 20.03.2012 г. и в ходе судебных заседаний после возобновления производства по делу предлагал заявителю уточнить заявленные требования с учетом указанного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11.
Принимая во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011 г., споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, предметом рассмотрения в настоящем деле в обжалуемой в апелляционной инстанции части, в том числе является реализация полномочий Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Полномочия Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в ГКН в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.
Из материалов дела следует, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:24:0101026:226, заявителем не представлено.
Оспаривая результаты кадастровой оценки спорного земельного участка и действия по ее проведению, в силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" и в связи с тем, что рыночные цены, исходя из которых производится и кадастровая и индивидуальная и рыночная оценка определенного земельного участка, изменяются во времени, заявитель обязан в таком случае представить данные о рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007, поскольку из представленного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участка определена на 01.01.2007.
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на отчет оценщика - ООО "Харвуд" о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 28.04.2010 г.
В связи с чем, апелляционный суд полагает, что заявитель не подтвердил нарушение его прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007.
Кроме того, не представил доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка была аналогичной определенной оценщиком по состоянию на 28.04.2010 г., а равно, что отчет ФГУП "ФКЦ "Земля" не соответствует Федеральным стандартам оценки и Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 15.02.2007 г. N 39, поскольку отчет независимого оценщика ООО "Харвуд" не является документом, безусловно подтверждающим правильность определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в силу статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" таким документом является экспертиза отчета об оценке, проведенной экспертом саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, осуществивший оценку, которая подлежит проверке, в том числе, на соответствие отчета стандартам и правилам оценочной деятельности, обеспечивающим профессионализм оценки, которые действуют именно в данной саморегулируемой организации.
Доказательства внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ИП Сафарян доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.
В связи с тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится, как кадастровая, так и индивидуальная оценка определенного земельного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результатами таких оценок будут только тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом отчете определена на одну и ту же дату.
С учетом изложенного, следует признать, что основания для удовлетворения требования об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:226 в размере его рыночной стоимости, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Как полагает заявитель его права, нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, которые могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении по делу N 913/2011 от 28.06.2011, заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу и применение с момента его вступления в законную силу.
Вместе с тем, требования о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в реестре, предпринимателем не заявлено.
Уточнение ИП Сафарян в отзыве на апелляционную жалобу Управления Росреестра заявленных требований в части отмены решения суда и установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, не может быть расценено судом, как заявление искового требования об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, поскольку не приведено нормативно-правовое обоснование данных доводов, а лишь приводится содержание Постановления Президиума ВАС РФ N 913/2011 от 28.06.2011 г., кроме того, не обоснованно к какому органу заявлены указанные требования и как подлежат восстановлению нарушенные права заявителя.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает оснований для удовлетворения указанного требования, поскольку указанный отчет ООО "Харвуд" не может служить в качестве доказательства по делу, в связи с неактуальностью даты, по состоянию на которую проведена оценка, и невозможностью установить на его основании действительную рыночную стоимость на момент определения кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году.
Согласно пункту 26 Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - Приказ Минэкономразвития), итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
На основе анализа вышеуказанных правовых норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не может быть установлена на основании отчета N ОН/87-27-04-2010-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 28.04.2010 г., поскольку на дату утверждения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ИП Сафарян соответствующим органом (Коллегией Администрации Кемеровской области по состоянию на 01.10.2007 г., Постановление от 27.11.2008 г.) прошло более 6 месяцев для признания такой величины рыночной стоимости, рекомендуемой.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может.
В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований, исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.
Следуя отзыву на апелляционную жалобу, ИП Сафарян исходит из нарушения его прав несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости со ссылкой на отчет, составленный по состоянию с 28.04.2010 г., то есть спустя почти 2 года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, что не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, перечень которых сформирован по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель, оспаривает результат определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 28.04.2010 г., то есть на иную дату, с которой произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101026:226 на основании отчета ООО "Харвуд".
В данном случае, если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы отзыва ИП Сафарян, а апелляционную жалобу Управления Росреестра подлежащей удовлетворению с принятием по делу нового судебного акта, об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2010 года по делу N А27-11397/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Сафарян Рустаму Гришаевичу, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11397/2010
Истец: Сафарян Рустам Гришаевич, Сафарян Рустам Гришевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии