г. Хабаровск |
|
18 августа 2014 г. |
А04-2983/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании: в отсутствии представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 06.06.2014
по делу N А04-2983/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску (Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434)
о взыскании 2 044 000 руб.
третьи лица Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация города Благовещенска (далее - Администрация, истец) с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Амурской области, далее - ответчик, Минфин РФ) о взыскании убытков муниципального образования в размере 2 044 000 руб.
Решением от 06.06.2014 иск удовлетворен
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление федерального казначейства по Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 06.06.2014 отменить, в иске к Минфину отказать.
По мнению апеллянта, поскольку приобретенная муниципальным образованием квартира для Черченко С.Ю., является муниципальной собственность и ее предоставление по договору социального найма не влечет выбытия этого объекта недвижимости из муниципальной собственности, возникновение убытков не наступает. Так же указывает, что убытки у истца возникли в связи с неисполнением решение суда, а не в связи с незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти РФ, в связи с чем, суд неправильно применил положения ст. 1069 ГК РФ.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не заявили.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, решением Благовещенского городского суда Амурской области от 24.04.2013 по делу N 2-3094/13 суд обязал Администрацию города Благовещенска предоставить Черченко Светлане Юрьевне жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м., а также дополнительную жилую площадь в размере до 15 кв. м. в виде отдельной комнаты по договору социального найма.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08.07.2013 решение суда первой инстанции от 22.04.2013 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя Администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.
Во исполнение решения суда от 24.04.2013 Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, как уполномоченным органом, с ООО "Благспецстрой" заключен договор купли-продажи.
Согласно п. 1.1 договора продавец продал, а покупатель купил в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г. Благовещенск, ул. Нагорная, 4/1 кв. 44, общей площадью 51,1 кв.м.
Цена квартиры составляет 2 044 000 руб. (п.2.1).
Право собственности муниципального образования города Благовещенска на указанное жилое помещение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 28АА870194от 27.12.2013.
Постановлением администрации города Благовещенска N 219 от 21.01.2014 указанное жилое помещение предоставлено Черченко С.Ю.
На основании указанного постановления с Черченко С.Ю. заключен договор социального найма N 20 от 21.01.2014, по условиям которого Черченко С.Ю. в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 51,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Благовещенск, ул. Нагорная, 4/1 кв. 44, для проживания.
Вышеуказанными судебными актами установлено, что Черченко С.Ю. имеет тяжелое хроническое заболевание, относящиеся к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378.
Черченко С.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма постановлением администрации города Благовещенска N 2746 от 14.09.2007 с составом семьи 2 человека, она является ребенком-инвалидом, имеет 2 группу инвалидности, в связи с чем ее семья отнесена к иной категории граждан, имеющей право на внеочередное получение жилого помещения.
В соответствии со ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Часть третью статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу п. 4 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи, с чем на основании ст. 5 Федерального закона N 181-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" предусмотрено, что признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области".
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области" от 01.09.2005 N 38-ОЗ (далее - Закона Амурской области от 01.09.2005 г. N 38-ОЗ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу положений п. 6 ст. 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Таким образом, исходя их смыла ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений инвалидам, законодатель предполагал полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации). Поскольку, только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О "По жалобе администрации города Благовещенска" на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ" развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в силу ст.ст. 6, 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Положениями п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Довод ответчика о том, что в 2013 средства на реализацию полномочий по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным бюджетом от 13.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Амурской области на указанные цели в 2013 году было предусмотрено 23 796,6 тыс. руб., а в 2014 году - 23 964,5 тыс. руб., они имеют целевой характер, не имеет правового значения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно информации министерства финансов Амурской области средства, выделенные из федерального бюджета Амурской области на реализацию полномочий по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со ст. 28.2 указанного закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение полномочий, в том числе, по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Семья Черченко С.Ю. приобрела право на получение жилого помещения с момента постановки на учет в органе местного самоуправления - 14.09.2007, т.е. после 01.01.2005 г.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 г. N 1563-О-О).
Положения ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают целевой характер субвенций, а именно, на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Ответчиком не представлено доказательств того, что Российской Федерации субъекту - Амурской области или органу местного самоуправления в 2013 г. были выделены финансовые средствами на реализацию полномочий, предусмотренных ст. 57 ЖК РФ.
Факт осуществления истцом платежа в размере спорной суммы пользу Черченко С.Ю. подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается, предметом апелляционного спора не является.
Руководствуясь нормами статей 15, 16, 214, 1069 ГК РФ, разъяснениями Постановления Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
При этом, судом первой инстанции приняты во внимание положения ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), как и разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которую суд второй инстанции находит законодательно обоснованной.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
В связи с чем, обжалуемое решение отмене не подлежит.
В силу предписаний пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 06.06.2014 года по делу N А04-2983/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2983/2014
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области