Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16230/13 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А12-3226/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 04 июня 2014 года по делу N А12-3226/2014,
по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240, 400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная,30) к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (ИНН 3438006795, ОГРН 1053457063802, 403111, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Б.М.Мушкетовская.28) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
при участии в заседании:
- от МУП "Санитарная очистка" представитель Кудинова Елена Сергеевна по доверенности от 28.06.2014 года, действующая до 31.12.2014 г.
- от Администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области представитель Кудинова Елена Сергеевна по доверенности от 13.03.2014 года, действующая до 31.12.2014 г., представитель Литвинов Алексей Леонидович по доверенности от 28.07.2014 года, действующая до 31.12.2014 г.
- от Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (Росприроднадзора) представитель Панина Ирина Алексеевна (удостоверение N 490) по доверенности от 21.04.2014 года, действующая до 31.12.2014 г. и представитель Шарыгина Галина Николаевна (удостоверение N 74) по доверенности от 09.01.2014 года, действующая до 31.12.2014 г.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгограсдкой области, истец) с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (далее МУП "Санитарная очистка", ответчик) о взыскании 14.8761.869,45 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в пользу бюджета, в том числе за второе полугодие 2011 г. в размере 38.615.578,81 руб., за 2012 г. в размере 88.422.777,64 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 21.723.513 руб.
Решением от 04 июня 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3226/2014 с Муниципального унитарного предприятию "Санитарная очистка" в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 г. в размере 270.203,34 руб., за 2012 г. в размере 771.269,16 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 212.936,21 руб.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Управление Росприроднадзора по Волгограсдкой области считает, что расчет платы, представленный МУП "Санитарная очистка" (совместно с обоснованием, без даты и без регистрационного номера), содержит в себе информацию, которая документально не подтверждена. Расчет выполнен с нарушением действующего законодательства, а именно, без учета пятикратного повышающего коэффициента, который предусмотрен для размещения отходов, лимиты на размещение, которых не установлены.
Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области своей апелляционной жалобы просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Заявитель указывает, что действующее законодательство допускает возможность осуществлять временное складирование отходов на разрешенных и отведенных органами местного самоуправления территориях.
Ответчик в отзыве на иск также просит пересмотреть решение в полном объеме и вынести решение об отказе в иске.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
В пункте 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово -правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно Уставу предприятия видами деятельности МУП "Санитарная очистка" является оказание услуг юридическим и физическим лицам по сбору, вывозу отходов на основании договоров, выполнение работ и оказание услуг по приему и утилизации отходов.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в редакции, действующей в спорный период, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 -4 классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
МУП "Санитарная очистка" согласно материалам дела во втором полугодии 2011 г., в 2012 г. и в 1 квартал 2013 г. осуществляло деятельность по размещению отходов от сторонних организаций и населения без соответствующей лицензии.
Отходы размещались на выделенном для этих целей МУП "Санитарная очистка" районной администрацией земельном участке, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия -постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Субъектами внесения платы являются лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 201 1 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", является администратором дохода федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 06.04.2007 N 207 на территориальные управления Ростехнадзора возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557, установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Ответчик по роду своей производственной деятельности производит размещение отходов производства.
В соответствии со статьей 23 названного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды указано, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: - размещение отходов.
Форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления в государственные органы установлены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. N 204 (далее - Приказ N 204 от 05.04.2007 г.).
Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть с учетом пятикратного повышающего коэффициента (пункт 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632).
Управлением Росприроднадзора по Волгограсдкой области произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за второе полугодие 2011 г. в размере 38615578,81 руб., за 2012 г. в размере 88.422.777,64 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 21.723.513 руб. на основании письма МУП "Санитарная очистка" от 16.07.2013, согласно которому предприятие осуществляло размещение отходов 4 и 5 классов опасности на свалке, расположенной по адресу г. Урюпинск, ул. Гора Восточная,87 в 1 полугодии 2011 г. - 8480,9 тонн, 2012 г. 18279,6 тонн и 1 квартал 2013 г. - 4184, 7 тонн.
Однако истцом в материалы дела не представлены первичные документы, подтверждающие заявленные объемы размещения отходов и их классы опасности.
При определении объема размещенных отходов истец пользовался сведениями, полученными из письма ответчика, адресованного органам прокуратуры.
Ответчик и третье лицо с данным расчетом не согласны,, произвели контррасчет.
Согласно контррасчету ответчика плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2 полугодие 2011 г. составляет 270.203,34 руб., за 2012 г. составляет 771.269,16 руб. и за 1 квартал 2013 г. составляет 212.936,21 руб.
Представленный контррасчет подтверждается представленными в материалы дела первичными документами (договорами, актами оказанных услуг и др.).
Объем отходов населения определен ответчиком по нормативам, установленным для населения. ( отходы населения относятся к 5 классу опасности), а объем, полученный от юридических лиц определялся в соответствии с актами выполненных работ и классом опасности в соответствии с паспортом.
Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы лицами, участвующими в деле ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не заявили.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ пришел к правомерному выводу что исковые требования истца о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежат удовлетворению за второе полугодие 2011 г. в размере 270.203,34 руб., за 2012 г. в размере 771.269,16 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 212.936,21 руб.
Ответчик должен внести плату а негативное воздействие на природную среду, так как место, где происходит размещение не оборудовано надлежащим образом и не приспособлено для хзахоронения отходов. Окружающей среде наносится ущерб в результате негативного воздействия.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Волгоградской области.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 июня 2014 года по делу N А12-3226/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3226/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: МУП "Санитарная очистка"
Третье лицо: Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11881/2021
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19533/17
20.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14089/16
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
14.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8913/16
25.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-600/16
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1351/15
30.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2887/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16230/13
20.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6624/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14