г. Хабаровск |
|
20 августа 2014 г. |
А04-1511/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Прогресс 7": Бояров А.В. представитель по доверенности от 06.11.2013;
от министерства сельского хозяйства Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Амурской области
на решение от 16.06.2014
по делу N А04-1511/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныша Д. С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс 7"
к министерству сельского хозяйства Амурской области
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс 7" (ОГРН 1132813000242, ИНН 2814004907, далее - общество) с заявлением о признании незаконным отказа министерства сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, ИНН 2801123689, далее - министерство) в предоставлении субсидии на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.06.2014 по делу N А04-1511/2014 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.06.2014 по делу N А04-1511/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы министерства возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 16.06.2014 по делу N А04-1511/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Министерство в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
В соответствии с уставом, а также согласно сведений, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества является растениеводство (ОКВЭД 01,10).
01.05.2013 между сельскохозяйственным производственным кооперативом "Движение" (арендатор) и ООО "Прогресс 7" (субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером 28:12:021206:2 площадью 2457 га., в границах указанных в кадастровом паспорте участка, находящегося по адресу: Амурская область, Завитинский район, разрешенное использование для производства сельскохозяйственной продукции. Данный земельный участок был передан обществу по акту приема-передачи от 01.05.2013.
14.04.2013 между ООО "Агро-Мастер" (арендодатель) и ООО "Прогресс 7" (арендатор) заключен договор аренды сельскохозяйственной техники N РСТ-22/02/13, предметом которого является трактор New Holland Т 9. 505, передаваемый арендатору по акту приема-передачи.
Согласно справке о наличии основных средств ООО "Прогресс 7" от 01.04.2014 N 16 на балансе общества числится: МТФ (молочно-товарная ферма); автопилот гидравлический Trimble CFX 750 VBS; мобильная доильная установка (MMU22 с тележкой, две подвесные части и два ведра); трактор колесный NEW HOLAND Т9.505; сеялка СЗ-5,4-06; сеялка СЗ-5,4-06; борона дисковая БДМ-бхЗПШК; модульное помещение (из 8 модулей в комплекте); сеялка СЗ-5,4-06; косилка дисковая навесная КДН-210; трактор колесный К-701; культиватор "Агро-Союз" АСК; автомобиль легковой TOYOTA LAND CRUISER 200.
В штат сотрудников ООО "Прогресс 7" входили, в том числе: механизаторы и механик (справка о работающих в ООО "Прогресс 7" от 01.04.2014 N 17).
В соответствии с договором от 05.05.2013 сельскохозяйственный производственный кооператив "Движение" поставил обществу 375 760, 40 кг сои (1 репродукция) по цене 18,00 руб. за 1 кг, всего на общую сумму 6 763 687,20 руб. Исполнение данного договора подтверждается товарной накладной от 01.06.2013 N 7, счетом-фактурой от 01.06.2013 N 8.
В соответствии с актом расхода семян и посадочного материала от 03.07.2013 N 1, путевыми листами от 06.05.2013, от 13.05.2013, от 20.05.2013, от 27.05.2013, от 03.06.2013, от 10.06.2013, от 17.06.2013, от 24.06.2013, от 01.07.2013, от 08.07.2013, от 15.07.2013, от 22.07.2013 закупленная партия сои (семена) доставлена в поля и осуществлена ее посадка.
01.08.2013 между сельскохозяйственным производственным кооперативом "Движение" (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор на услуги сельскохозяйственной техники N 1, предметом которого является предоставление на сельскохозяйственный объект (поля) заказчика сельскохозяйственной техники. В соответствии с актом приема-передачи услуг N 1 исполнитель оказал заказчику услуги по работе самоходных зерноуборочных комбайнов. Согласно ведомостям учета работы механических транспортных средств за период с 15.11.2013 по 15.12.2013 для расчетов за выполненные работы (услуги) по договору от 01.08.2013 N 1 техникой, предоставленной исполнителем, осуществлялась уборка урожая: сои. Сумма оказанных услуг составила 695 000 руб.
Согласно товарной накладной от 29.11.2013 N 2 на передачу готовой продукции в места хранения было передано 895 500 кг сои на сумму 8 965 000 руб., которые в соответствии с актом от 30.11.2013, от 16.12.201, от 30.12.2013 N 2 были отсортированы и высушены.
Общество по договору поставки продукции от 13.12.2013 реализовало 100 000 кг отсортированной и высушенной сои ООО "Амурагроцентр" по цене 17,27 руб. за 1 кг, всего на общую сумму 1 900 000 руб. (оплата по счету N 2 от 16.12.2013 за сою товарную, в том числе НДС 289 830, 51 руб.). Исполнение договора подтверждается счетом-фактурой от 16.12.2013 N 1, товарной накладной от 16.12.2013 N 1, товарно-транспортными накладными (зерно) от 13.12.2013 N 91, от 13.12.2013 N 92, от 13.12.2013 N 93, от 14.12.2013 N 103, от 14.12.2013 N 104. Данная реализация произведенной обществом сельскохозяйственной продукции являлась в 2013 году единственной, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2013 года, выпиской из лицевого счета за период с 01.05.2013 по 19.12.2013, выпиской из лицевого счета за период с 20.12.2013 по 31.12.2013.
Письмом Амурского ЦГМС - филиал ФГБУ "Дальневосточное УГМС" от 31.10.2013 N 606-ОММ сообщено, что 01.07.2013 над территорией Амурской области установился циклонный тип погоды с частыми сильными дождями. С марта по сентябрь 2013 года количество осадков составило 777 мм (130,4% годовой нормы).
Согласно акту обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) N 1 от 05.09.2013, комиссия в составе: первого заместителя главы администрации Завитинского района, генерального директора общества, бригадира полеводства общества, начальника отдела сельского хозяйства администрации Завитинского района, ведущего специалиста сельского хозяйства администрации Завитинского района, главного агрохимика по Завитинскому району, начальника отдела "Россельхозцентр" в Завитинском районе, агрометеорологом Завитинской метеостанции, установила, что в период с 01.07.2013 по 02.09.2013 в результате сильных и частых дождей и опасного агрометеорологического явления "переувлажнение почвы", произошла гибель сельскохозяйственных культуры, в том числе сои на площади 1 320 га. Общая сумма материального ущерба составила 21 946 060 руб., затраты связанные с гибелью посевов сельскохозяйственных культур покрываются за счет собственных средств хозяйства в размере 367 097 руб. Вышеуказанный акт согласован и подписан и.о. начальника отдела по делам ГОЧС Завитинского района и главой Завитинского района 05.09.2013.
В соответствии с бухгалтерским балансом на 31.12.2013 общества баланс активов составляет 41 732 тыс. руб., баланс пассивов - 41 732 тыс. руб., согласно отчету о финансовых результатах за 2013 год у общества имелись убытки в сумме 4 226 тыс. руб.
08.04.2014 между ФГБУ "Станция агрохимическая служба "Амурская" (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор N 4-з, предметом которого является проведение исполнителем агрохимического обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера вызванной подтоплением и переувлажнением почвы, на следующие агрохимические показатели: рНСолевая, С-гумус, Р2О5-фосфор, К2О-калий, с выдачей протоколов испытаний и рекомендациями по восстановлению продуктивности земель сельскохозяйственного назначения на общей площади 1 320 га. Согласно акту от 12.05.2014 отобрано 132 образца почвы.
18.12.2013 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86. Обществом представлены справки-расчеты о предоставлении субсидии, составленные на сумму 132 000 руб. и на сумму 2 508 000 руб.
На момент подачи заявления о предоставлении субсидии, обществом надлежащим образом сдана отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 9 месяцев, отчеты в органы статистики от 28.06.2013 (1-фермер "Сведения об итогах сева"), от 25.11.2012 (2-фермер "Сведения о сборе урожая"), ежемесячно с июня 2013 (3-фермер "Сведения о производстве продукции растениеводства и животноводства").
19.12.2013 министерством сельского хозяйства Амурской области принято решение об отказе в предоставлении субсидии. Обществу направлено уведомление, в котором указано на отказ в получении субсидии по причине несоответствия получателя категории лиц, имеющих право на получение субсидии (не подтвержден статус сельхозтоваропроизводителя).
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии на проведение мелиоративных и агротехнических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей от 19.12.2013, общество обратилось в суд. Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (далее по тексту в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ) предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), относится к категории бюджетных ассигнований.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 БК РФ) В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставление и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
В 2013 году в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства субсидии предоставляются бюджетам Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, пострадавших от крупномасштабного наводнения, на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей, из расчета до 2 тыс. рублей на 1 гектар.
В силу пункта 3 Правил, одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы" утверждены Правила предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Приложение N 3) (далее - Правила предоставления субсидии).
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидии, субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям области, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели):
а) в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв;
б) в 2013 году - на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей (в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, предоставленной из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Амурской области как региону, пострадавшему от крупномасштабного наводнения).
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
- субсидия предоставляется при наличии посевных площадей сельскохозяйственных культур в прошедшем и текущем годах;
- выплата среднемесячной номинальной заработной платы в прошедшем году не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, сложившегося по области в году, предшествующем прошедшему году;
- признание получателя пострадавшим от крупномасштабного наводнения на территории Амурской области в 2013 году в соответствии с составленными ФГБУ "Россельхозцентр" актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций "Переувлажнение почвы", "Подтопление" от 19.09.2013 N 012/1, актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций "Переувлажнение почвы", "Подтопление" от 22.10.2013 N 012д/1, актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций "Переувлажнение почвы", "Подтопление" от 18.11.2013 N 012д2/1, и актом анализа материалов по гибели застрахованных объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций "Переувлажнение почвы", "Подтопление" от 19.09.2013 N 012с/1.
Согласно пункту 5 Правил предоставления субсидии, для получения субсидии на цели, указанные в подпункте "б" пункта 2 получатели представляют в министерство не позднее 25 декабря текущего года справку-расчет о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 к Правилам предоставления субсидии.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ Правила предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроиз-водителям в области растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86, определяют порядок, условия и цели предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются средства областного и федерального бюджетов, категории лиц, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86 не содержит определения "сельскохозяйственного товаропроизводителя в области растениеводства" для целей получения субсидии.
Вместе с тем, как верно указал суд, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
Судом установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 18.04.2013, основным видом деятельности которого в соответствии с уставом общества является растениеводство. Обществом предоставлялись отчеты о финансово-экономическом состоянии общества в органы статистики, в том числе 28.06.2013 форма 1-фермер "Сведения об итогах сева", 25.11.2013 форма 2-фермер "Сведения об итогах урожая", 06.11.2013 форма 3-фермер "Сведения о производстве продукции растениеводства и животноводства" данный факт подтверждается формой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 9 месяцев 2013 года.
Между обществом и СПК "Движение" заключен договор субаренды земельного участка от 01.05.2013, договор на услуги сельскохозяйственной техники N 1 от 01.08.2013, договор от 05.05.2013 о поставке сои (1 репродукция), предназначенной для высева.
Кроме того, у общества числится на балансе, а также взята в аренду по договору от 14.04.2013 N РСТ-22/02/13 соответствующая техника и агрегаты для возделывания сельскохозяйственных культур. В штате числились сотрудники, обладающие специальностью в области сельского хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло посадку и уборку сельскохозяйственной культуры - сои, на арендованном земельном участке по договору от 01.05.2013, а также ее сушку и сортировку.
16.12.2013 обществом реализована ООО "Амурагроцентр" соя на сумму 1 900 000 руб. Данная реализация являлась единственной в 2013 году, что подтверждается договором поставки от 13.12.2013, выписками из лицевого счета и налоговыми декларациями. Доход общества в 2013 году составил 100% от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции.
Согласно акту обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) N 1 от 05.09.2013 в период с 01.07.2013 по 02.09.2013 в результате сильных и частых дождей и опасного агрометеорологического явления "переувлажнение почвы", произошла гибель сельскохозяйственных культуры, в том числе сои на площади 1 320 га., общая сумма материального ущерба составила 21 946 060 руб., затраты связанные с гибелью посевов сельскохозяйственных культур покрываются за счет собственных средств хозяйства в размере 367 097 руб. Вышеуказанный акт согласован и подписан и.о. начальника отдела по делам ГОЧС Завитинского района и главой Завитинского района 05.09.2013.
Судом исследованы в полном объеме представленные обществом документы. На основании вышеизложенного суд обосновано пришел к выводу, что общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Министерство не соглашаясь с выводом суда, указывает о том, что доля дохода сельхозпроизводителя от реализации продукции не менее 70% исчисляется за календарный год, который длится с 1 января по 31 декабря. Поскольку общество вновь образованная организация, зарегистрированная 18.04.2013, то на момент подачи заявления 18.12.2013 не могло подтвердить требование к статусу сельхозпроизводителя, так как не был окончен финансовый (календарный) год.
Вместе с тем, суд верно указал, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86 не устанавливают, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующие оговорки указанные нормы не содержат. Довод министерства не соответствуюет приведенным правовым нормам и его решение 19.12.2013 об отказе в предоставлении субсидии нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с признанием оспариваемого отказа незаконным суд обосновано указал, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права будет возложение на министерство сельского хозяйства Амурской области обязанности в течении 15 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление общества от 18.12.2013 о предоставлении субсидии на проведение мелиоративных и агротехнических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей в порядке, установленном Постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы об освобождении министерства от взыскания с него в пользу общества судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу части 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма госпошлины.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Соответствующие правовая позиция отражена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.06.2014 по делу N А04-1511/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1511/2014
Истец: ООО "Прогресс 7"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Амурской области