г. Пермь |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А60-14305/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представители не явились,
от ответчика - представители не явились,
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 мая 2014 года
по делу N А60-14305/2014,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по иску Черноскуловой Ольги Владимировны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третьи лица: Администрация города Каменск-Уральский, Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского"
о признании кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Черноскулова Ольга Владимировна (истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ответчики) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200170:42 площадью 5640 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Каменская, 91, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 6063451 руб.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Каменск-Уральский, Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского".
Решением суда от 29.05.2014 (резолютивная часть от 08.04.2014) исковые требования удовлетворены.
Решение суда от 29.05.2014 обжаловано ответчиками в апелляционном порядке.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) ссылается на то, что не является юридическим лицом и не может быть ответчиком по делу. Также кадастровая палата указывает, что не осуществляет функции в области кадастровой оценки земли. Кроме того, ответчик ссылается на отсутствие необходимости указывать в резолютивной части решения на его обязанность осуществить определенные действия, считает необоснованным взыскание с него судебных расходов.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) ссылается на нарушение принципа состязательности сторон, ввиду того, что ему не было направлено исковое заявление с приложением, считает неправомерным отказ в отложении судебного разбирательства. Также считает необоснованным возложение на Кадастровую палату обязанности по внесению сведений в кадастр недвижимости, и взыскание с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины.
Истец против доводов апелляционных жалоб возражает, просит оставить решение суда от 29.05.2014 без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200170:42, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск Уральский, ул. Каменская, дом 91.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 42145633 руб. 20 коп.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей ст. 65 ЗК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет оценщика N 6223 от 24.09.2013; положительное экспертное заключение N 1909/2013 от 24.10.2013 Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно установил, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, и признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200170:42, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 6 063 451 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, возложение на Кадастровую палату обязанности внести в ГКН сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону. Доводы апелляционных жалоб в этой части не могут быть приняты во внимание.
Также подлежат отклонению доводы Кадастровой палаты о том, что филиал не является юридическим лицом и не может быть ответчиком в арбитражном процессе.
Ответчиком по настоящему спору является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Поскольку иск вытекает из деятельности филиала по Свердловской области извещение ответчика в силу ч. 4 ст. 121 АПК РФ производится по месту нахождения этого филиала.
Согласно представленной доверенности в рассмотрении дела принимал участие представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы.
Доказательств того, что стороны обращались к суду с соглашением о распределении судебных расходов до принятия решения, материалы дела не содержат.
Ссылка Управления Росрееста на нарушение принципа состязательности сторон и норм процессуального права в связи с отказом отложения судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
В случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными (ч.3 ст.158 АПК РФ).
Из анализа указанной нормы права следует, что отложение судебного разбирательства возможно лишь в случае признания судом уважительными причины неявки истца и (или) ответчика, третьих лиц, невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица, а также в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств.
Определение о привлечении Управления Росреестра к участию в деле в качестве соответчика и назначении судебного разбирательства на 29.05.2014 было направлено судом 07.05.2014.
Статьей 41 АПК РФ предусмотрено право лиц, участвующих в деле, на ознакомление с материалами дела. Ответчик указанным правом не воспользовался.
В связи с чем, наличие уважительных причин, препятствующих рассмотрению спора, ответчиком не доказано.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон. Решение суда от 29.05.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционным жалобам относится на ответчиков.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2014 года по делу N А60-14305/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14305/2014
Истец: Ип Черноскулова Ольга Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Каменск-Уральский, Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского", Администрация города Каменска-Уральского