г. Томск |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А67-3044/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от лица, привлекаемого к ответственности: Назарова С.В., свидетельство, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека по Томской области
на определение Арбитражного суда Томской области о прекращении производства по делу N А67-3044/2014 от 04 июля 2014 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ОГРН 1057000120100, ИНН 7017113608)
к индивидуальному предпринимателю Назаровой Светлане Валерьевне
(ИНН 701201365122, ОГРНИП 307702511300038)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - заявитель, Роспотребнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Назаровой Светланы Валерьевны (далее - ИП Назарова С.В., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено Арбитражным судом Томской области в порядке упрощенного производства на основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Томской области от 04.07.2014 г. производство по делу прекращено в связи с неправильной квалификацией вмененного деяния и как следствие, неподведомственности рассмотрения настоящего спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, Роспотребнадзор в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на доказанность административным органом вмененного состава административного правонарушения, выразившегося в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС021/2011 "О безопасности пищевой продукции", подпадающей под квалификацию части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, просит определение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение для назначения административного наказания в соответствии с требованиями санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
ИП Назарова С.В. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП Назарова С.В. доводы апелляционной жалобы не признала, пояснила, что грузчик Панин А.Г. не имел отношения к процессу приема и реализации товара, а осуществлял разгрузку и доставку товара в магазин; продавцы, связанные с процессом приема, реализации товара имели медицинские книжки и своевременно проходили периодические медицинские обследования.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ, пунктов 26, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", судом апелляционной инстанции, с учетом не приведения в апелляционной жалобе доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях в порядке главы 25 АПК РФ, апелляционная жалоба Роспотребнадзора рассмотрена в порядке упрощенного производства в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статей 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Назарова С.В. осуществляет торговлю продовольственными товарами (сырыми и готовыми к употреблению) в магазине "Альянс", расположенном по адресу Томская область, Первомайский район п.Улу-Юл, ул.Комрова,14а-1.
На основании распоряжения (приказа) N 48 от 03.03.2014 г. в отношении ИП Назаровой С.В. Роспотребнадзором в период с 06.03.2014 г. по 31.03.2014 г. проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой выявлены нарушения требований технических регламентов, а именно: пункта 10 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС021/2011 "О безопасности пищевой продукции" - руководителем предприятия торговли ИП Назаровой С.В. не обеспечивается прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками, так, грузчик Панин А.Г. работает без медицинского осмотра, что также является нарушением статей 11, 15, 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 13.1, 14.1 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.п.1.5, 2.1, 2.4 санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", о чем, составлен акт N ПП-7 от 31.03.2014 г., 31.03.2014 г. протокол об административном правонарушении N 55 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ - нарушение продавцом требований технических регламентов.
С заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора по Томской области обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровье и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, и, как следствие, неправильной квалификации административным органом допущенных предпринимателем нарушений по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что в обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц входит выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 5 статьи 15 N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
На основании пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие санитарных правил" с 01 января 2002 г. введены в действие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 сентября 2001 г. (далее - Санитарные правила).
Санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1, 1.2 Санитарных правил).
В соответствии с пунктами 13.1, 14.1 санитарные правил 2.3.6.1066-01 лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке; руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе, выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; организацию производственного контроля; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.
Из материалов дела следует, что ИП Назаровой С.В. вменяется несоблюдение статьей 11, 15, 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 13.1, 14.1 санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.п.1.5, 2.1, 2.4 санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", выразившееся в не обеспечении приема на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для квалификации действия лица, привлекаемого к административной ответственности по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении в отношении ИП Назаровой С.В. отсутствуют сведения в отношении приема конкретных работников без наличия медицинского осмотра, не указано в чем выражено несвоевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками, при этом, имеется ссылка на работу одного работника грузчика Панина А.Г. без медицинского осмотра.
Кроме того, из протокола N 55 от 31.03.2014 г. не следует, что Роспотребнадзором установлен факт нарушения предпринимателем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, а равно наличие выявленных нарушений при реализации продукции.
В рассматриваемом случае, совершенное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровье, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о неправильной квалификации допущенного предпринимателем нарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочной квалификации судом первой инстанции состава вмененного правонарушения как несоблюдение санитарного законодательства, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 2 Федерального Закона о техническом регулировании технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
СП 2.3.6.1066-01, как следует из их содержания санитарных правил, предъявляют санитарные требования, во-первых, к организациям торговли и, во-вторых, к обороту в таких организациях пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Согласно протоколу об административном правонарушении ИП Назаровой С.В. вменяется в вину нарушение статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ, пункта 10 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; пунктов 13.1, 14.1 СП 2.3.6.1066-01, относящихся к Личной гигиене персонала (раздел 13); Требования к соблюдению санитарных правил (раздел 14), то есть, приведенные санитарные требования относятся непосредственно к личной гигиене персонала и к соблюдению санитарных правил, а не к пищевым продуктам и связанным с ними требованиями к процессам реализации, хранения и перевозки (санитарные требования к таким процессам содержатся в разделах 7, 8 и 11 СП 2.3.6.1066-01), в связи с чем, санитарные нормы не являются предметом отношений, регулируемых Федеральным законом о техническом регулировании; Федеральный Закон N 52-ФЗ не является техническим регламентом, следовательно, нарушение требований данного Федерального закона не образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые лицо обязано было провести, установлена статьей 6.3 КоАП РФ, являющейся, как правильно указал суд первой инстанции, специальной нормой применительно к статье 14.43 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения статей, 23.1, 23.13 КоАП РФ, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции правомерно прекратил производство в арбитражном суде, возвратил протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.
С учетом изложенного спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены принятого по данному делу определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по Томской области не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 04 июля 2014 года о прекращении производства по делу N А67-3044/2014 рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А.Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3044/2014
Истец: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Асиновском районе
Ответчик: Назарова Светлана Валерьевна