г. Москва |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А41-44828/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "ЗемПроект": Протопопова А.А. по доверенности от 01.11.2013;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А., по доверенности от 24.03.2014 N 12исх-3798;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Правительства Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от МИФНС N 1 по Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Раменского муниципального района: не явились, извещены;
от Администрации Рыболовского сельского поселения: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2014 года по делу N А41-44828/13, принятое судьей Федуловой Л.В. по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Правительство Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ИФНС N1 по Московской области; Администрация Раменского муниципального района; Администрация Рыболовского сельского поселения; Министерство имущественных отношений Московской области об оспаривании кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ):
1. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), рассчитанную согласно Распоряжению Минэкологии МО от 23.12.2009 г. N121-PM;
2. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 (Одного) кв.м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (Одного) кв.м Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), равный 2 179,11 руб./кв. м.
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179, 11 руб. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), согласно Распоряжению Минэкологии МО от 23.12.2009 г. N121-PM;
4. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), и в качестве удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м согласно данным, указанным в таблице с 14 мая 2012 года до даты внесения в сведения Государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости согласно Распоряжению Минэкологии МО от 26.11.2013 N 564-РМ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2014 года требования ООО "ЗемПроект" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация Раменского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2014 по делу N А41-44828/13 отменить.
ООО "ЗемПроект" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство имущественных отношений Московской области направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, МИФНС N 1 по Московской области, Администрация Раменского муниципального района, Администрация Рыболовского сельского поселения своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ЗемПроект" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно) и с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно).
Спорные земельные участки образованы в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050384:24, 50:23:0050384:25, 50:23:0050384:26, 50:23:0050384:30, 50:23:0050384:31, 50:23:0050384:48, 50:23:0050384:49, 50:23:0050384:50, 50:23:0050384:51, 50:23:0050384:52.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 179,11 руб. за 1 кв.м.
Вместе с тем, как указывает истец, рыночная стоимость спорных земельных участков является ниже установленной кадастровой стоимости.
Истец, полагая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что рыночная стоимость участков должна определяться на момент определения кадастровой стоимости, а устанавливаться в качестве кадастровой стоимости может и с другой даты.
В материалы дела представлены кадастровые справки о кадастровой стоимости Спорных земельных участков, согласно которым в настоящее время в ГКН внесена новая кадастровая стоимость на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 564-РМ от 26.11.2013 г. Вместе с тем, в указанных кадастровых справках отсутствует дата внесения данной стоимости в ГКН.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции установил кадастровую стоимость на период с 14 мая 2012 года до даты внесения в сведения Государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости согласно Распоряжению Минэкологии МО от 26.11.2013 N 564-РМ.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ не соответствует их рыночной стоимости, тем самым нарушаются его права как собственника таких участков и плательщика земельного налога.
В обоснование своей позиции истец представил в материалы дела копию отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 04.07.2013 N 652/13, подготовленные ООО "Фанд оценка", из которого усматривается значительное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков, принадлежащих истцу.
Апелляционный суд учитывает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2008.
По результатам проведения экспертизы, были установлены показатели рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008.
Между тем, Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 563-РМ, и в государственный кадастр недвижимости с 23.12.2013 внесены новые сведения о кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из изложенного, поскольку Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 563-РМ, рыночная стоимость, в целях внесения ее в ЕГРП в качестве кадастровой, должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
Между тем, в экспертном заключении указано, что кадастровая стоимость определялась по состоянию на 01.01.2008.
Исходя из изложенного, требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной удовлетворению не подлежат.
Относительно требований общества о признании кадастровой стоимости равной рыночной, апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Как следует из искового заявления в рамках настоящего дела заявлены требования об уменьшении налоговой базы по земельному налогу подлежащего уплате обществом.
Однако, признание кадастровой стоимости несоответствующей рыночной в период с 01.01.2008 по 23.12.2013 (срок действия отмененного распоряжения) не повлечет восстановление нарушенных прав общества, ввиду того, что новый, определенный судом показатель кадастровой стоимости, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель истца указал, что в соответствии со статьей 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято 17.03.2014, то есть ранее вступления в силу указанного Федерального закона.
Исходя из изложенного, Федеральный закон в данной редакции в рассматриваемом споре не применим.
Исходя из изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2014 г. по делу А41-44828/13 отменить. В удовлетворении исковых требований ООО "ЗемПроект" отказать.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44828/2013
Истец: ООО "ЗемПроект"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация Рыболовского сельского поселения, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по МО, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"