г. Москва |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А40-151752/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судья Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Манежная площадь"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 по делу N А40-151752/2013, принятое судьей Немовой О.Ю. (шифр судьи 72-1203)
по заявлению ООО "Манежная площадь" (109012, г. Москва, пл. Революции, д. 3)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа N 33-5-22682/13/0/1 ОТ 27.08.2013 в выдаче распоряжения об утверждении расположения земельного участка на кадастровой карте
при участии:
от заявителя: |
Катышева А.А.. по дов. от 15.04.2014 |
от ответчика: |
Важина А.Н., по дов. от 27.12.2013 N 33-Д-925/13 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "Манежная площадь" (далее - заявитель, Общество) об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы от 27.08.2013 г. N 33-5-22682/13/0/1, а также об обязании Департамента городского имущества города Москвы оформить распоряжение об утверждении схем расположения на кадастровом плане кадастрового квартала: 77:01:0001008 (категория - земли населенных пунктов) следующих земельных участков: земельного участка площадью 273, 2 кв. м.; земельного участка площадью 14, 5 кв. м.; земельного участка площадью 5, 3 кв. м.; земельного участка площадью 133 кв. м. для эксплуатации надземных частей нежилого здания площадью 6 429, 1 кв. м.. расположенного по адресу: г. Москва, пл. Революции, д. 3; обязании внести изменения в адрес земельных участков с учетом прилегания и нахождения их под наземными частями здания, имеющего следующие адресные ориентиры: г. Москва, пл. Революции, д. 3.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Манежная площадь" в Департамент городского имущества города Москвы подано два заявления от 03.06.2013 N 33-5-14994/13-(0)-0, в котором заявитель просил предоставить ему государственную услугу по предоставлению в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, пл. Революции и имеющего кадастровый номер 77:01:0001008:37, и от 13.08.2013 N 33-5-22682/13-(0)-0 о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, пл. Революции, указав при этом, что просит уточнить границы и утвердить схему расположения четырех земельных участков, а именно: земельный участок площадью 273, 2 кв. м., накладывающийся на земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001008:77 и 77:01:0001008:37; земельный участок площадью 14, 5 кв. м., накладывающийся на земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001008:77 и 77:01:0001008:37; земельный участок площадью 5, 3 кв. м., накладывающийся на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001008:77; земельный участок площадью 133 кв. м.
Оспариваемым решением, оформленным письмом от 27.08.2013 г. N 33-5-22682/13/0/1, в предоставлении данной услуги заявителю отказано со ссылкой на пункт 2.22.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" (приложение 4 к Постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП) в связи с отсутствием этажности здания, поскольку здание является многоуровневым подземным сооружением.
Департаментом городского имущества города Москвы указано, что истребуемый земельный участок по адресу: г.Москва, пл. Революции, д. 3 полностью фактически находится на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001008:77, который является участком действующей улично-дорожной сети. К земельному участку с кадастровым номером 77:01:0001008:77 примыкает земельный участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0001008:76.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", п. 2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, а п. 3.11 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного этим постановлением, определяет порядок и срок подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Порядок приобретения прав собственности или приобретения права аренды на земельные участки, регулируются статьей 36 ЗК РФ. Все действия, предусмотренные этой нормой материального права, в том числе и пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, совершаются именно приобретения прав на земельные участки. Вопросы, связанные с утверждением проекта границ, без разрешения вопроса о приобретении земельных участков в собственность или аренду, статьей 36 ЗК РФ не регулируются.
Таким образом, с учетом положений статьи 29, пунктов 1, 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ вопрос об изготовлении пакета документов, необходимых для постановки спорного участка на кадастровый учет земельного участка является составляющей частью решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. Все установленные указанной нормой действия, направленные на оформление правоустанавливающих документов, в том числе изготовление схемы, совершаются с целью приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 28 (пункты 7 и 8) Федерального закона от 01.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п.4 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 августа 2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" ограничение "не подлежит приватизации" устанавливается в отношении земельных участков или их частей, расположенных на землях или следующих видах территорий: землях общего пользования (занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, автомобильными дорогами, мостами, тоннелями, подземными пешеходными переходами, эстакадами, инженерными сооружениями и коммуникациями, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами, береговой полосой водных объектов).
В данном случае заявитель обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги в порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, в отношении четырех земельных участков, как правообладатель надземных частей здания, расположенного на данном земельном участке.
Вместе с тем, то обстоятельство, что указанные надземные части здания являются самостоятельными объектами недвижимости, а, следовательно, к ним подлежат применению положения 36 ЗК РФ с формированием соответствующего земельного участка, материалами дела не подтверждается, как и права на расположенные в границах спорных земельных участков объекты, сведения о зарегистрированных правах на данные объекты в ЕГРП отсутствуют.
Таким образом, поскольку заявителем для получения соответствующей государственной услуги в порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории"", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" могут выступать исключительно физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями зданий, строений, сооружений, в том числе собственники объектов незавершенного строительства, расположенных на конкретных земельных участках, а заявителем не подтверждены права на расположенные в границах заявленных земельных участков объекты, как самостоятельные объекты недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, суд полагает, что оспариваемый отказ действующему законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Коллегия исходит также из того, что постановлением кассационной инстанции отменены акты нижестоящих судов по делу N А40-123685/13, в удовлетворении заявленных ООО "Манежная площадь" требований к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным действия ДГИ г. Москвы по прекращению работы по заявке от 24.05.2013 N 33-5-13999/13, признании незаконным решения ДГИ г. Москвы, оформленное письмом от 07.06.2013 г. N 33-5-13999/13/0/1, обязании ДГИ г. Москвы оформить распоряжение об утверждении схем расположения на кадастровом плане кадастрового квартала: 77:01:0001002 (категория населенных пунктов) земельных участков для эксплуатации наземных частей нежилого здания площадью 62 711,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Манежная пл., д.1, стр.2, отказано.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.04.2014 по делу N А40-151752/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151752/2013
Истец: ООО "Манежная площадь"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы