г. Пермь |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А50-8382/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Кусакиной Ольги Викторовны: Козлова Е.А. (доверенность от 01.07.2014),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 мая 2014 года
по делу N А50-8382/2012,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кусакиной Ольги Викторовны (ОГРНИП 307590416000032, ИНН 590410199158)
к Администрации города Перми
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми (далее - ДГА), общество с ограниченной ответственностью "УралГео" (ОГРН 1025900534880, ИНН 5902136760)
о признании ненормативного правового акта недействительным в части,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кусакина Ольга Викторовна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Перми (далее - администрация) о признании недействительным постановления Администрации города Перми от 15.11.2010 N 785 "Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной ул. Орджоникидзе, ул. Борчанинова, ул. Советской, ул. Куйбышева, ул. Осинской, Комсомольским проспектом, ул. Петропавловской, ул. Ленина, ул. Большевистской, ул. Луначарского, ул. Пушкина, ул. Кирова, ул. Попова в жилом районе Центр Ленинского района города Перми" в части установления красных линий в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Луначарского, 77а (с учетом уточнения требований, сделанных заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ДГА, общество "УралГео".
Решением суда от 29.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением не согласна, в апелляционной жалобе просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать, ссылаясь на нормы ст. 270 АПК РФ. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о нарушении прав заявителя обжалуемым постановлением в части прохождения красных линий по используемым предпринимателем земельным участкам. Указывает, что красные линии установлены в соответствии с действующим законодательством, исходя из планируемого использования спорной территории под проезд для автомобильного транспорта, для обеспечения сквозного проезда между кварталами, как элементов планировочной структуры. Администрация не согласна с выводом суда о том, что установленные постановлением N 785 красные линии пересекают объект недвижимости (лит. Д) предпринимателя, проходят по значительной части земельного участка и отсекают его от земельного участка, переданного заявителю в аренду под реконструкцию объекта. Администрация настаивает на том, что в проекте планировки в части установления красных линий (территория N 89) красная линия проходит по границе здания и не пересекает его. Представленные предпринимателем градостроительный план земельного участка, подготовленный обществом "Пермархбюро", по мнению администрации не является надлежащим доказательством по делу, т.к. он не утвержден в установленном порядке ДГА. Указывает, что действующим законодательством не установлены сроки принятия решений местным органом самоуправления о резервировании и выкупе земельных участков, через которые проходят красные линии. Кроме того, считает, что из договора аренды, в соответствии с которым заявитель пользуется земельным участком под N59:01:4410137:48, не следует, что он был предоставлен в целях размещения на нем реконструируемого здания по адресу ул. Луначарского, 77а. Администрация также считает, что предпринимателем пропущен срок оспаривания постановления (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Заявитель жалобы также обращает внимание суда на то, что постановлением от 31.12.2013 N1293 утвержден новый проект планировки, в соответствии с которым красные линии через земельные участки предпринимателя не проходят.
Предприниматель доводы жалобы администрации отклонил по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что не является достаточным соблюдение процедуры и порядка утверждения проекта планировки для признания его законным. В обоснование довода ссылается на п. 5 ст. 13 Правил N 143 землепользования и застройки г. Перми, которыми не допускается осуществлять градостроительную подготовку территории без учета прав собственников зданий. Считает, что администрацией не доказан факт прохождения через спорные земельные участки мест общего пользования, а также обоснованности наложения красных линий на земельные участки предпринимателя. Указывает, что администрацией не опровергнут факт пересечения красной линией здания лит. Д, согласно сведениям проектной документации (постановления N 785). Кроме того, указывает на несостоятельность довода администрации о том, что земельный участок под N 59:01:4410137:48 предоставлен не в целях реконструкции здания на нем расположенного. В обоснование указывает на постановление администрации г. Перми от 27.09.2010 N 1764, на основании которого с заявителем был заключен договор аренды от 06.10.2010 N 044-10Л в отношении указанного выше участка. Кроме того, ссылается на несостоятельность доводов администрации, сделанных со ссылкой на постановление от 31.12.2013 N 1293, поскольку этим постановлением оспариваемое постановление не отменено. Также считает несостоятельной ссылку администрации на пропуск заявителем срока на обжалование оспариваемого постановления, указывает, что 2011 года предприниматель не мог знать о нарушении своих прав, так как не являлся собственником земельного участка.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: 1-этажное административное здание (лит. А), здание хозяйственного блока (лит. Д), объекты вспомогательного назначения Г, Г1,1, 2, 1, 11, общей площадью 355,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 77а (свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2012) и земельный участок общей площадью 1167,2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4410137:13, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д.77а (свидетельство о государственной регистрации права от 15.15.2012 повторное, взамен свидетельств о праве от 20.05.2011, от 13.07.2011, от 15.11.2011).
Также заявителю на праве аренды (договор аренды от 06.10.2010 N 044-10Л с последующим переводом прав и обязанностей по договору на предпринимателя по Соглашению от 11.04.2011 N 1) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410137:48, общей площадью 1 145 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь ул. Луначарского, д.77а, целевым назначением - для реконструкции административного здания.
Постановлением администрации от 15.11.2010 N 785 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории ограниченной ул. Орджоникидзе, ул. Борчанинова, ул. Советской, ул. Куйбышева, ул. Осинской, Комсомольским проспектом, ул. Петропавловской, ул. Ленина, ул. Большевистской, ул. Луначарского, ул. Пушкина, ул. Кирова, ул. Попова в жилом районе Центр Ленинского района города Перми, в том числе в части установления красных линий в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 77а. (далее - проект планировки и проект межевания территории, постановление N 785).
Полагая, что указанное постановление в части установления красных линий, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:4410137:13 и 59:01:4410137:48 является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На администрации в соответствии со ст. 65, 200 АПК РФ лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих соответствие постановления N 785 в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положений названного Кодекса градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (ч.ч. 1, 2 ст. 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ст. 42 ГрК РФ).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (ч.ч. 1, 3 ст. 43 ГрК РФ).
Частью 5 ст. 43 названного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утвержденная постановлением N 785 в оспариваемой части градостроительная документация (проект планировки и проект межевания территории) предусматривает установление красных линий без учета существующей застройки.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Апелляционный суд, руководствуясь положениями ГрК РФ, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что установление красных линий должно осуществляться с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок общей площадью 1 167,2 кв.м с кадастровым номером 59:01:4410137:13 был сформирован под использование расположенных на нем по адресу ул. Луначарского, 77а принадлежащих предпринимателю на праве собственности объектов недвижимости, земельный участок площадью 145 кв.м с кадастровым номером 59:01:4410137:48 сформирован и предоставлен для реконструкции административного здания по адресу г. Пермь ул. Луначарского,77а на основании договора аренды от 06.10.2010 N 044-10Л в редакции Соглашения от 11.04.2011 N 1 к нему.
Сведений о том, что подлежащие застройке земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410137:13 и 59:01:4410137:48 включали в себя территории общего пользования, в материалах дела не содержится.
Заинтересованным лицом не доказана необходимость установления красной линии по принадлежащему заявителю земельному участку N 59:01:4410137:13, которая пересекает объект недвижимости (лит. Д), проходит по значительной части земельного участка и отсекает его от земельного участка N 59:01:4410137:48, переданного заявителю в аренду для реконструкции принадлежащего ему на праве собственности здания (лит. А), подтверждается разработкой проектов межевания территории г. Перми, утвержденных оспариваемым постановлением N 875 (т.1 л.д.101-102), представленной обществом "Пермархбюро" информацией.
Кроме того, судом первой инстанции установлен факт нарушения соответствующих норм и правил градостроительного законодательства не указанием на соответствующих планах красных линий объекта недвижимого имущества (лит А), принадлежащего заявителю на праве собственности.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод администрации о том, что утверждение градостроительной документации в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы заявителя.
Установление красных линий влечет изменение правового режима использования земельного участка, и препятствует осуществлению реконструкции здания в той части участка, где установлены красные линии.
Утверждение администрация о том, что в проекте планировки в части установления красных линий (территория N 89) красная линия проходит по границе здания и не пересекает его, поскольку представленный предпринимателем градостроительный план земельного участка, подготовленный обществом "Пермархбюро", не является надлежащим доказательством по делу, т.к. он не утвержден в установленном порядке ДГА, не принимается апелляционным судом, поскольку доказательств, опровергающих данное обстоятельство, администрацией не представлено.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание заявителя жалобы на приведенные выше нормы действующего градостроительного законодательства в совокупности с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок под объектом недвижимости формируется не только непосредственно под занимаемым объектом недвижимости, но и с учетом площади необходимой для его нормального использования. В этой связи апелляционным судом не может быть признан обоснованным довод администрации о том, что прохождение красной линии по границе здания, принадлежащего на праве собственности заявителю, не нарушает прав и законных интересов последнего, не ограничивает его свободное использование.
Утверждение постановлением администрации от 31.12.2013 N 1293 нового проекта планировки, в соответствии с которым красные линии через спорные земельные участки предпринимателя не проходят, само по себе не свидетельствует о законности постановления N 875 и не устраняет нарушение прав предпринимателя, поскольку постановлением от 31.12.2013 N 1293 оспариваемое постановление N 875 не отменено.
Также подлежит отклонению и довод администрации о пропуске заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, о нарушении своих прав и законных интересов в связи с изданием оспариваемого постановления заявителю стало известно не ранее получения письма от 03.04.2012 от общества "Пермархбюро" о невозможности утверждения градостроительного плана спорного земельного участка, необходимого для проведения реконструкции объекта недвижимости, в связи с прохождением по данному участку красных линий. В связи с чем, заявление было подано в арбитражный суд в пределах срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права, определены судом первой инстанции верно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2014 по делу N А50-8382/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8382/2012
Истец: Ип Кусакина Ольга Викторовна
Ответчик: Администрации г. Перми, Администрация г. Перми
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, ОАО "Пермархбюро", ООО "УралГео", Администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9339/14
27.08.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9339/14
29.05.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8382/12
31.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9326/12
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9326/12
03.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16736/12
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16736/12
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16736/12
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16736/12
15.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9326/12
25.07.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8382/12