г. Москва |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А41-1483/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от Богатыревой С.В.: не явились, извещены;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Правительства Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ИФНС по г. Сергиеву-Посаду Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Богатыревой Светланы Вячеславовны на решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года по делу N А41-1483/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску Богатыревой С. В. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Правительство Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области; ИФНС по г. Сергиеву-Посаду Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Богатырева С.В. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, в котором просит:
1. Признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость, внесенную 16.08.2013 органом кадастрового учета в Государственный кадастр недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323, расположенных в Сергиево-Посадском районе Московской области.
2. Признать несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м., внесенный 16.08.2013 в Государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, земельных участков с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323 в размере 716,48 рублей.
3. Установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323 включительно, определенную по состоянию на 01.01.2008 года и внесенную в государственный кадастр недвижимости 16.08.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) кв.м земельных участков с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323 включительно, определенный по состоянию на 01.01.2008 года и внесенный в государственный кадастр недвижимости 16.08.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости 1 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года по делу N А41-1483/14 в удовлетворении заявленных требований Богатыревой С.В. отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Лица участвующие в деле своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Богатыревой С.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323, расположенные в Московской области, Сергиево-Посадском районе, отнесенные к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, что подтверждается копиями кадастровых паспортов от 16.08.2013 и свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Как указывается истцом и следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ, 16.08.2013 в отношении земельных участков истца в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 716,48 руб. за 1 кв.м, что повлекло соответствующее изменение их кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь каждого земельного участка.
Истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельные участки с кадастровыми номерами с 50:05:0020119:10 по 50:05:0020119:323, расположенные в Московской области, Сергиево-Посадском районе, отнесенные к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению от 23.12.2009 следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для садоводческих, огороднических и дачных объединений Сергиево-Посадского муниципального района определена в размере от 716,48 руб. до 1401,60 руб.
В статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Судом установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ
Между тем, как указывает истец в своей апелляционной жалобе, исковые требования направлены на признание предыдущих показателей кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, несоответствующими рыночной и установление иной кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что установление кадастровой стоимости на предшествующие периоды противоречит приведенной правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда и не приведет к восстановлению нарушенных прав общества.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято 15.05.2014, то есть раньше вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2014 по делу N А41-1483/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1483/2014
Истец: Богатырева С. В., Богатырева Светлана Вячеславовна, Представитель истца: Адвокат Бродская Мария Семеновна Регистр.N50/5457 в реестре адвокатов Московкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Филиал по Московской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского района Московской области, ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, ИФНС России по г. Сергиев-Посад, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Росреестра По Московской Области