г. Челябинск |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А34-7045/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Растрыгиной О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2014 по делу N А34-7045/2013 (судья Саранчина Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
третьего лица: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Денисова Ирина Алексеевна (паспорт, доверенность от 24.07.2014 N б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Союз Трейдинг" (далее - ООО "Союз Трейдинг", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Петуховский элеватор" (далее - ОАО "Петуховский элеватор", ответчик) о проведении зачета встречных исковых требований между истцом и ответчиком на сумму 45 242 руб. 64 коп. и взыскании ущерба в размере закупочной стоимости недостающего груза на сумму 47 026 руб. 05 коп. (т.1, л.д.4-5).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.1, л.д.7-9).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 13.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (далее - ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов", третье лицо), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2014 в удовлетворении исковых требований отказано (т.3, л.д.9-13).
Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.3, л.д.9-13).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (т.3, л.д.26-29).
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что ОАО "РЖД" является надлежащим ответчиком по настоящему делу, применив Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N ВАС-14672/2013 по делу N А55-18646/2012, так как фактические обстоятельства указанного дела с настоящим делом различны. Считает, что отсутствие коммерческого акта, погрузка и выгрузка груза без участия перевозчика, а также надлежащее выполнение ОАО "РЖД" договора перевозки (вагоны и запорнопломбировочные устройства не были повреждены) свидетельствуют о том, что ОАО "РЖД", как перевозчик, проявило должную осмотрительность по перевозке груза надлежащим образом.
Отзывы на апелляционную жалобу от сторон не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители сторон, а также третьего лица - ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя явившегося третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.12.2011 между ответчиком (хранитель) и истцом (поклажедатель) подписан договор 45 на приемку, хранение, сушку и подработку зерна с товаропроизводителями (далее - договор 45; т.1, л.д.11-12), по условиям которого хранитель (ответчик) обязуется принять, произвести сушку, подработку, хранение, отгрузку переданных поклажедателем зерновых культур (зерно), и иные услуги, предусмотренные договором, а поклажедатель (истец) обязался передать хранителю на хранение зерно, оплатить вознаграждение за хранение зерна и иные оказываемые хранителем услуги по договору, забрать зерно по истечении обусловленного срока хранения.
Согласно пункту 7.4 договора хранения погрузка зерна в вагоны осуществляется в присутствии поклажедателя (представителя поклажедателя). При этом обеими сторонами подписывается акт приема-передачи зерна по количеству.
01.02.2012 между ответчиком (агент) и истцом (принципал) подписан договор N 83/11 (далее - договор N 83/11; т.1, л.д.14-15), по условиям которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательства совершить в интересах принципала действия по организации отгрузки сельхозпродукции железнодорожным транспортом с элеватора ОАО "Петуховский элеватор", расположенного по адресу: г.Петухово, ул.Рабочая, 57А, в объеме, согласованном сторонами в отдельном поручении.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 83/11 организация отгрузки включает в себя:
- обеспечение сертификации сельхозпродукции (сертификат качества ФГБУ "Центр оценки качества зерна", карантинный сертификат, сертификат соответствия);
- оплату за принципала станционных услуг, приобретение ЗПУ;
- осуществление контроля за отгрузкой сельхозпродукции со станции Петухово в сроки согласно ГУ-12, поданной в соответствии с инструкциями принципала;
- ежедневный контроль по количеству подаваемых и загруженных вагонов с предоставлением этой информации принципалу, а также максимальной загрузке вагонов в соответствии с их грузоподъемностью, обращая внимание на выполнение плана по тоннажу;
- предоставление принципалу копий железнодорожных квитанций.
В пункте 1.3 договора N 83/11 указано, что агент выступает от своего имени в пределах прав, предоставленных ему принципалом в настоящем договоре без дополнительно оформленной доверенности.
Согласно заявкам-поручениям в рамках вышеуказанных договоров ООО "Союз Трейдинг" было заявлено к отгрузке в адрес грузополучателя - ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" 3487,800 метрических тонн принадлежащей ООО "Союз Трейдинг" продовольственной пшеницы 3 класса урожая 2011 года, навалом, качеством согласно ГОСТу.
Заявленный объем был отгружен ответчиком в адрес грузополучателя отдельными партиями в период с 08.05.2012 по 31.05.2012. Каждая партия принятого к перевозке груза оформлена транспортной железнодорожной накладной, а именно N ЭЙ 949995, N ЭК 175455, N ЭК 174398, N ЭК 222321, N ЭК 354600, N ЭК 377875, N ЭК 379044 (т.2, л.д.42, 48, 53, 57, 62, 66, 71).
Масса определена отправителем; способ определения массы: вагонные весы (150 кг.) +/-2%; погрузка на вагон осуществлялась также средствами отправителя.
Из вышеуказанных железнодорожных накладных усматривается, что ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз без каких-либо замечаний, признаков недогруза в вагонах перевозчиком не установлено.
Груз на станцию назначения прибыл без признаков утраты, без следов выема, в связи с чем выдавался перевозчиком грузополучателю в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖД РФ) без проверки с проставлением на железнодорожной накладной соответствующей отметки.
Вместе с тем при приемке выявлена недостача по 7 партиям из 11, а именно:
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЙ 949995 отгружено 5 вагонов, суммарный объем отправленного груза - 328,000 мт. Согласно данным приемного акта N 333335894 от 18.05.2012 суммарный объем принятого груза - 324,800 мт, недостача составила 3,200 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 175455 отгружено 3 вагона, суммарный объем отправленного груза - 199,900 мт. Согласно данным приемного акта N 333335976 от 25.05.2012 суммарный объем принятого груза - 195,050 мт, недостача составила 4,8500 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 174398 отгружено 4 вагона, суммарный объем отправленного груза - 264,100 мт. Согласно данным приемного акта N 333335976 от 25.05.2012 суммарный объем принятого груза - 258,350 мт, недостача составила 5,750 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 222321 отгружено 10 вагонов, суммарный объем отправленного груза - 675,700 мт. Согласно данным приемного акта N 333335770 от 24.05.2012 суммарный объем принятого груза - 669,400 мт, излишки - 1,350 мт, недостача с учетом излишков составила 6,300 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 354600 отгружено 4 вагона, суммарный объем отправленного груза - 271,800 мт. Согласно данным приемного акта N 333336013 от 30.05.2012 суммарный объем принятого груза - 269,700 мт, недостача составила 2,100 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 377875 отгружено 3 вагона, суммарный объем отправленного груза - 200,400 мт. Согласно данным приемного акта N 333336013 от 30.05.2012 суммарный объем принятого груза - 199,100 мт, излишки - 0,300 мт, недостача с учетом излишек составила 1,300 мт.;
- согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК 379044 отгружено 6 вагонов, суммарный объем отправленного груза - 397,600 мт. Согласно данным приемного акта N 333336013 от 30.05.2012 суммарный объем принятого груза - 395,400 мт, излишки - 0,700 мт, недостача с учетом излишек составила 2,200 мт.;
Общая недостача груза по вышеуказанным партиям составила всего 25,700 мт.; стоимость ущерба составила 92 268 руб. 66 коп.
Письмом N 367/Р от 30.05.2012 истец уведомил ответчика о выявленной недостаче с просьбой предоставить предложения по урегулированию вопроса (т.1, л.д.16-17).
Ссылаясь на то, что поскольку ответа на указанное письмо от ответчика не поступило, а у ООО "Союз Трейдинг" согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2012 по 25.12.2012 (т.1, л.д.39-40) имеется задолженность перед ответчиком по договору N 45 от 28.12.2011 в размере 45 242 руб. 64 коп., истец обратился в арбитражный суд с требованиями о проведении зачета встречных однородных требований между истцом и ответчиком на сумму 45 242 руб. 64 коп. и взыскании ущерба в размере закупочной стоимости недостающего груза на сумму 47 026 руб. 05 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 26, 27, 41, 118 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", требований Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу причиненного ущерба ввиду недоказанности вины ответчика в расхождении массы груза, указанной в железнодорожной накладной и прибывшей на станцию назначения, поскольку признаков недогруза в вагонах при принятии их к перевозке перевозчиком не установлено, доказательств того, что недостача груза произошла в результате последствий, вызванных недостоверными сведениями о массе груза в материалах дела также не имеется. Указанные обстоятельства исключают наличие вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательства.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
На основании статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 13 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, на основании которой взимается провозная плата.
Факт принятия к перевозке груза массой нетто 328 000 кг., 199 900 кг., 264 100 кг., 675 700 кг., 271 800 кг., 200 400 кг., 397 600 кг. подтверждается транспортными железнодорожными накладными: N N ЭЙ 949995, ЭК 175455, ЭК 174398, ЭК 222321, ЭК 354600, ЭК 377875, ЭК 379044 (т.2, л.д.42, 48, 53, 57. 62, 66, 71).
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, а именно: транспортные железнодорожные накладные N N ЭЙ 949995, ЭК 175455, ЭК 174398, ЭК 222321, ЭК 354600, ЭК 377875, ЭК 379044 (т.2, л.д. 42, 48, 53, 57. 62, 66, 71), акты от 28.05.2012 и 31.05.2012 (т.1, л.д.24-36), свидетельство о поверке средства измерения (вагонные весы) N 017250 (т.2, л.д.117), паспорт на весы N 4692 (т.2, л.д.84), суд первой инстанции верно установил факт принятия ОАО "РЖД" груза к перевозке без каких-либо замечаний, при отсутствии признаков недогруза, чем фактически подтвердило соблюдение грузоотправителем со своей стороны установленных правил при отправке груза; суд первой инстанции установил также, что имеющиеся расхождения в документах относительно массы груза установлены на разном весовом оборудовании, при отсутствие фактических сведений о проверке груза на предмет соответствия его данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах, при его приемке у грузополучателя.
Суд первой инстанции верно указал, что ОАО "РЖД" должно было как профессиональный перевозчик, имеющий длительный опыт в осуществлении грузоперевозок, предотвратить обстоятельства недостачи груза. Неосуществление ОАО "РЖД" мероприятий, способствующих сохранности груза в пути следования, является его предпринимательским риском, влекущим наступление ответственности.
Однако в нарушение данных требований перевозчиком не производилась проверка наличия груза в вагоне на соответствие веса груза, указанного в транспортных железнодорожных накладных, поскольку ОАО "РЖД" согласно транспортных железнодорожных накладных N N ЭЙ 949995, ЭК 175455, ЭК 174398, ЭК 222321, ЭК 354600, ЭК 377875, ЭК 379044 (т.2, л.д.42, 48, 53, 57. 62, 66, 71), в которых зафиксированы сведения о массе груза, приняло к перевозке груз без каких-либо замечаний, признаков недогруза в вагонах перевозчиком не установлено.
При этом, как установлено судом первой инстанции, груз на станцию назначения прибыл без признаков утраты, без следов выема, в связи с чем, выдавался перевозчиком грузополучателю в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" без проверки с проставлением на железнодорожной накладной соответствующей отметки.
Из материалов дела следует, что недостача зафиксирована в актах от 28.05.2012 и 31.05.2012 (т.1, л.д.24-36). Между тем, в данных актах, содержатся сведения, что причина и место образования недостачи не установлены.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что недостача груза произошла в результате последствий, вызванных недостоверными сведениями о массе груза, в материалах дела также не имеется.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что отсутствие коммерческого акта, погрузка и выгрузка груза без участия перевозчика, надлежащее выполнение ОАО "РЖД" договора перевозки (вагоны и запорнопломбировочные устройства не повреждены) свидетельствуют о том, что ОАО "РЖД", как перевозчик, проявило должную осмотрительность по перевозке груза надлежащим образом, подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Согласно статье 118 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа.
Принимая во внимание вышеназванные нормы, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с ответчика ущерба, поскольку на перевозчике лежит обязанность не только по проверке наличия повреждений, признаков утраты, следов выема, но и достоверности массы груза и иных сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных в целях обеспечения его сохранности при перевозке.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что ОАО "РЖД" является надлежащим ответчиком по настоящему делу, применив Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N ВАС-14672/2013 по делу N А55-18646/2012, так как фактические обстоятельства указанного дела с настоящим делом различны, не принимается судом апелляционной инстанции. Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2014 по делу N А34-7045/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Мальцева |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7045/2013
Истец: ООО "Союз Трейдинг"
Ответчик: ОАО "Петуховский элеватор"
Третье лицо: ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов", ОАО "РЖД", ОАО "Российские Железные Дороги", Филиал ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога