г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А56-15430/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Полубехина Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Назарова Е.Л. (доверенность от 25.12.2013 г.)
от ответчика (должника): Николаев И.М. (доверенность от 15.01.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15179/2014) Комитета по управлению городским имуществом
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-15430/2014 (судья Филиппов А.Е.), принятое
по иску Комитет по управлению городским имуществом
к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области"
о взыскании задолженности по арендной плате и пеней за просрочку платежа,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Управление) о взыскании 86 244 руб. 27 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.04.2011 по 31.03.2014 и 63 471 руб. 70 коп. пеней за просрочку платежей на основании договора аренды от 15.11.2006 N 12/ЗК-01056.
Определением от 15.04.2014 г. к производству принят встречный иск Управления к Комитету о взыскании о взыскании 2 395 руб. 67 коп. излишне внесенной на основании договора аренды от 15.11.2006 N 12/ЗК-01056 арендной платы за период с 01.03.2011 по 01.04.2011 и 590 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 19.05.2014 г., принятым по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований Комитету отказано; встречный иск удовлетворен в полном объёме. При принятии решения суд исходил из того, что в связи с вступлением с 01.03.2011 г. Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" у Управления с указанного момента возникло право безвозмездного использования земельным участком, являющимся предметом договора аренды от 15.11.2006 N 12/ЗК-01056 (п.п. 9, 10 ст. 54 названного закона).
В апелляционной жалобе, поданной Комитетом, истец просит решение отменить и удовлетворить первоначальные исковые требования. По мнению подателя жалобы, к спорным правоотношениям не подлежат применению положения п.п. 9, 10 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", поскольку спорный земельный участок не находится ни в собственности субъекта РФ, ни в муниципальной собственности, а относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не поименованы в указанных положениях закона.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Комитета апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом (арендодатель) и отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Московского административного района Санкт-Петербурга (правопреемник Управления, арендатор) заключен договор от 15.11.2006 N 12/ЗК-01056 аренды земельного участка площадью 3655 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Варшавская улица, д. 1а, кадастровый номер 78:14:7610:1012, для использования под эксплуатацию временных гаражей некапитального характера.
Суд на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ признал договор возобновленным не неопределенный срок.
В обоснование исковых требований Комитет сослался на неисполнение Управлением в спорный период обязанности по внесению арендной платы за пользование земельным участком в установленных договором порядке и размере.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как предусмотрено частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса РФ, обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. В частности, одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 Гражданского кодекса РФ).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходи из следующего.
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в части 9 статьи 54 которого установлено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Закона о полиции до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Указанные нормы охранительного содержания направлены на обеспечение гарантий стабильности деятельности полиции в соответствии с ее основными целями и задачами: защита прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р Управление входит в структуру полиции органов внутренних дел, основной целью деятельности Управления является охрана имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, на договорной основе.
Как установлено судом в решении и не оспаривается подателем жалобы, на момент вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" спорный земельный участок использовался подразделением полиции для обеспечения своей деятельности, в связи с чем суд посчитал, что в силу пункта 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" у Управления с 01.03.2011 возникло право на безвозмездное использование данного земельного участка до передачи его в федеральную собственность в установленном законом порядке.
Апелляционный суд не согласен с выводом суда об отнесении земельного участка к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена ФЗ от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ с 01.07.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в числе перечисленных относятся земельные участки, предоставленные органом государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также иные предусмотренные законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ст. 48 ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки являются федеральной собственностью и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании федерального органа исполнительной власти.
В связи с вступлением в силу с 01.03.2011 г. ФЗ "О полиции" произошло разграничение права государственной собственности на земельный участок и Комитет утратил право арендодателя в отношении занимаемого Управлением земельного участка.
Поскольку выводы суда, основанные на применении ч. 10 ст. 54 ФЗ "О полиции" (в отношении имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности), не повлекли принятия неправильного решения, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 г. по делу N А56-15430/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15430/2014
Истец: Комитет по управлению городским имуществом
Ответчик: Казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области"