город Воронеж |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А48-184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области, Общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект-2000",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2014 по делу N А48-184/2014 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплект-2000" (ИНН 5751021606, ОГРН 1025700767058) о взыскании финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Стройкомплект-2000" (далее - Общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 7406,38 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2014 в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением суда первой инстанции, орган Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить требования Управления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выплат суточных за нахождение работников Общества в командировках менее суток, что привело к представлению недостоверных сведений персонифицированного учета в части исчисленных сумм страховых взносов в отношение работников, направленных обществом в однодневные командировки.
По мнению органа Пенсионного фонда, оплату суточных работникам, направленным в однодневные командировки, следует считать выплатами, произведенными в рамках трудовых отношений, подлежащими обложению страховыми взносами, поскольку данные суммы не относятся к средствам, которые в силу ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ освобождаются и не подлежат обложению страховыми взносами
В материалы дела Управление представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей. В силу ч. 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей Управления и Общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов; а также достоверности и полноты представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета ЗАО "Стройкомплект-2000" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. Результаты проверки отражены в акте от 31.07.2013 N 176.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки, органом Пенсионного фонда было принято решение от 23.08.2013 N 151 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым ЗАО "Стройкомплект-2000" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания 10% причитающихся платежей в размере 8069,98 руб.
Основанием для данных доначислений послужили выводы органа Пенсионного фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов в проверяемом периоде на сумму выплаченных суточных при направлении работников в однодневные командировки на территории РФ в размере 80 699,79 руб.
Начисленная указанным решением сумма финансовой санкции была уплачена Обществом частично в размере 663,60 руб. Обществу было направлено требование от 17.09.2013 N 41, согласно которому ЗАО "Стройкомплект-2000" предлагалось уплатить финансовые санкции в размере 7406,38 руб. в срок до 08.10.2013.
Неисполнение требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая органу Пенсионного фонда во взыскании штрафных санкций, пришел к выводу о том, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании положений ст. 9 Федерального закона N 212 -ФЗ, в силу чего, доводы Управления относительно занижения Обществом базы для начисления страховых взносов на сумму спорных выплат являются ошибочными, а начисление штрафных санкций - незаконным.
Соглашаясь с приведенной позицией Арбитражного суда Орловской области, апелляционный суд также руководствуется следующим.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Иначе говоря, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ и ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки Управлением выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, допущенное вследствие неверного исчисления ЗАО "Стройкомплект-2000" страховых взносов, которое обусловлено невключением страхователем в базу для начисления страховых взносов суточных по однодневным командировкам.
В результате указанных нарушений органом Пенсионного фонда сделан вывод о том, что представленные к проверке сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 и 2012 годы содержали недостоверные (неполные) данные.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что произведенные в отношении работников Общества (Воробьев С.В., Ингман И.Б., Дементьев А.Е., Шевченко А.В. Огуреев А.Б., Жорин С.Н., Жилин Я.В.) спорные выплаты не включались ЗАО "Стройкомплект-2000" в базу для исчисления страховых взносов, соответственно страховые взносы на указанные выплаты не начислялись.
В указанных выше акте и решении не отмечено, что индивидуальные сведения за проверяемые периоды представлены несвоевременно.
Информации о том, что страхователь не представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, или представил недостоверные сведения по сравнению с имеющимися у ЗАО "Стройкомплект-2000" данными, в решении от 23.08.2013 N 151 не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения ЗАО "Стройкомплект-2000" к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010, 2012 годы вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов, у Управления не имелось.
Исходя из вышеизложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ЗАО "Стройкомплект-2000" финансовых санкций в сумме 7406,38 руб. является правомерным.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2013 по делу N А64-7210/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2014 по делу N А48-184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-184/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: ЗАО "Стройкомплект-2000"