г. Воронеж |
|
1 сентября 2014 г. |
Дело N А48-858/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 1 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.06.2014 по делу N А48-858/2014 (судья Пронина Е.Е.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области (ИНН 5720009415, ОГРН 1025700694315) о взыскании финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области (далее - Школа, Учреждение) взыскании финансовой санкции в сумме 8732,76 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.06.2014 в удовлетворении заявленного требования Управлению отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как не соответствующее нормам материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда ссылается на правомерность применения ответственности за представление Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, обусловленных выводом Управления о занижении Школой базы для начисления страховых взносов вследствие не отражения в сведениях плательщиков периода временной нетрудоспособности (Корякина Е.В., Скоблякова Л.Н., Иванушкина Л.И.), периода нахождения работника в командировке, на курсах (Ефимова Т.В., Положенцев М.А.), а также занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по Майоровой О.Ю. и Белокопытовой Е.Н.
В судебное заседание не явились представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Школой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 - 2012 годы, а также достоверности и полноты представленных за указанный период индивидуальных сведений, по результатам которой составлен акт от 29.11.2013 N 297.
Указанной проверкой выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 87 327,60 руб., допущенное вследствие не отражения в сведениях плательщиков периода временной нетрудоспособности (Корякина Е.В., Скоблякова Л.Н., Иванушкина Л.И.), периода нахождения работника в командировке, на курсах (Ефимова Т.В., Положенцев М.А.), а также занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по Майоровой О.Ю. и Белокопытовой Е.Н.
В связи с выводом Управления о неверном исчислении Учреждением страховых взносов вследствие занижения базы для их начисления, Управлением также сделан вывод о представлении к проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 - 2012 годы, содержащих неполные сведения.
По результатам проведенной проверки органом Пенсионного фонда принято решение от 25.12.2013 N 239 о привлечении лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в размере 10 процентов за 2010 - 2012 годы, что составило 8732,76 руб.
Требованием N 69 от 20.01.2014 Школе предложено оплатить сумму финансовых санкций в срок до 10.02.2014.
Неисполнение требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у страхователя обязанности по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, а также о суммах страховых взносов, которые им не начислялись. При этом Арбитражный суд Орловской области правомерно руководствовался следующим.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Иначе говоря, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Доказательств того, что Общество не предоставило эти сведения или предоставило недостоверные сведения в отношении спорных сумм выплат, Управление в материалы дела не представил.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/2011, от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного, в части представления сведений о суммах выплат и начисленных страховых взносах, недостоверность которых обусловлена выявленным в ходе проведенной проверки занижением плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов, в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки Управлением выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, допущенное вследствие неверного исчисления Школой страховых взносов, которое обусловлено неотражением в сведениях плательщиков периода временной нетрудоспособности плательщиков (Корякина Е.В., Скоблякова Л.Н., Иванушкина Л.И.), периода нахождения работника в командировке и на курсах (Ефимова Т.В., Положенцев М.А.), а также занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по Майоровой О.Ю. и Белокопытовой Е.Н. Сумма неуплаченных страховых взносов за 2010 - 2012 годы составила 87 327,60 руб.
В результате указанных нарушений органом Пенсионного фонда сделан вывод о том, что представленные к проверке сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 - 2012 годы содержали недостоверные (неполные) данные.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что произведенные в отношении работников Общества спорные выплаты не включались Общество в базу для исчисления страховых взносов, соответственно страховые взносы на указанные выплаты не начислялись.
В указанных выше акте и решении не отмечено, что индивидуальные сведения за проверяемые периоды представлены несвоевременно.
Информации о том, что страхователь не представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, или представил недостоверные сведения по сравнению с имеющимися у Учреждения данными, в решении от 25.12.2013 N 239 не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Школы к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 - 2012 годы вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов, у Управления не имелось.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа" финансовых санкций в сумме 8732,76 руб.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным выше.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 17.06.2014 по делу N А48-858/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.06.2014 по делу N А48-858/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-858/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области