г. Санкт-Петербург |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А56-11765/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисова Г.В.
судей Згурская М.Л., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Саженина П.А. по доверенности от 28.04.2014;
от заинтересованного лица: не явились- извещены( уведомление N 24929);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5152/08) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2014 по делу N А56-11765/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Квантум"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан
о признании незаконными и отмене постановлений и представления
установил:
ЗАО "Квантум" (199048, Санкт-Петербург, наб. реки Смоленка, д.19-21, ОГРН 1027809170201, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (420138, г.Казань, ул.Гарифьянова, д.28А, далее- Управление Роскомнадзора) N 66-16-СПС/2 и N 67-16-СПС/2 от 20.02.2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей по каждому постановлению, а также недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших правонарушению от 20.02.2014.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены оспариваемые постановление N 66-16-СПС/2 и N 67-16-СПС/2 от 20.02.2014 представление от 20.02.2014 признаны незаконными в связи с недоказанностью Управление Роскомнадзора события правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление Роскомнадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по тем основаниям, что не подлежат регистрации устройства малого радиуса действия, используемые в сетях беспроводной передачи данных в полосе радиочастот 2400-2483,5 МГц, с максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 100 мВт, а согласно описанию NanoBridge M2 мощность излучения у него 400 мВт., кроме того, оба устройства размещены на высоте более 10 м, что также исключает их отнесение к устройствам малого радиуса действия.
Представители Управления Роскомнадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 28.01.2014 Федеральным государственным унитарным предприятием "Радиочастотный центр Приволжского Федерального округа" Казанским филиалом были проведены внеплановые мероприятия в целях проверки соблюдения ЗАО "Квантум" порядка, требований и условий, относящихся к использованию обществом радиоэлектронных средств- базовых станций цифровых систем беспроводного доступа NanoBridge M2, размещенных по адресу: г.Казань,ул.Кремлевская,д.16а.
В ходе проведения проверки 28.01.2014 были проведены измерения технических параметров излучения данных радиоэлектронных средств ( РЭС), о чем составлены протоколы N 16-0627-19441-11 и N 16-0634-19441-11, а также составлены акты N 16-0530-01 и N 16-0529-01.
По факту использования ЗАО "Квантум" радиоэлектронных средств- базовых станций цифровых систем беспроводного доступа NanoBridge M без получения свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства и по факту работы радиоэлектронного средства без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов 14.02.2014 Управлением Роскомнадзора были составлены протоколы об административном правонарушении N 116-16-СПС, N 117-16-СПС, N 118-16-СПС, N 119-16-СПС, в которых действия общества квалифицированы по частям 1 и 2 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
20.02.2014 должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан по результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления N 66-16-СПС/2 и N 67-16-СПС/2 о привлечении ЗАО "Квантум" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение правил регистрации радиоэлектронных средств в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей по каждому постановлению.
Кроме того, 20.02.2014 обществу было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
ЗАО "Квантум" с указанными постановлениями и представлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, в полном объеме оценил все обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Согласно пункту 2 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся в юрисдикции Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Пунктом 1 статьи 24 Закона о связи определено, что право на использование радиочастотного спектра представляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона о связи средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 22 Закона о связи средства связи, иные радиоэлектронные средства, высокочастотные средства, и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с правилами, определенными в статье 22 указанного Закона, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 утверждены Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Согласно пунктам 3, 7 указанных Правил регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов). Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Пунктом 14 Правил установлено, что свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
Судом первой инстанции установлено, что спорное оборудование (NanoBridge M2, работающее на частотах 2462 МГц и 2442 МГц) относится к устройствам малого радиуса действия. Иного административным органом не доказано.
Апелляционный суд отмечает, что для точного определения принадлежности радиоэлектронного средства (РЭС) к устройствам малого радиуса действия необходимо проведение исследования эквивалентной изотопно излучаемой мощности (ЭИИМ).
Между тем, согласно протоколам измерения технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 28.01.2014N 16-0627-19441-11 и N 16-0634-19441-11 Казанский филиал ФГУП "РЧЦ ПФО" проводил внеплановые мероприятия по измерению технических параметров излучения "без подключения к РЭС специальными средствами", то есть проводя их удаленно от источника излучения, без подключения к РЭС, анализа его настроек, изучения его технических характеристик и т.д.. Следовательно, у Казанского филиала ФГУП "РЧЦ ПФО", как в последующем и у Управления Роскомнадзора не имелось возможности определить изотопно излучаемую мощность, относящуюся к определяющим характеристикам радиоэлектронных средств. Фактически, в рассматриваемом случае, Управление Роскомнадзора в своих расчетах исходило исключительно из максимально возможных характеристик, заявленных производителем оборудования в технической документации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" "устройство малого радиуса действия" - это техническое средство, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн на короткие расстояния, которое не относится ни к одной из радиослужб и используется при условии, что не создаются помехи другим станциям и не требуется защита от помех других станций (SRD - Short Range Device)".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2011 N 837 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539", к изъятиям из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, относятся в числе прочего устройства малого радиуса действия.
Согласно п. 3 Решения Главной комиссии по радиочастотам Российской Федерации N 07-20-03-001 от 07.05.2007 использование указанных в приложениях к настоящему решению ГКРЧ полос радиочастот для применения устройств малого радиуса действия должно осуществляться без оформления отдельных решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для каждого конкретного пользователя при выполнении следующих условий".
Решением Главной комиссии по радиочастотам Российской Федерации N 11-13-07-1 от 20.12.2011 в перечень устройств малого радиуса действия, применение которых должно осуществляться без оформления отдельных решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, включены в числе прочего устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных, работающие в полосе радиочастот 2400-2483,5 МГц.
С учетом вышеизложенного, два радиоэлектронных средства (NanoBridge M2), работающие на частотах 2462 МГц и 2442 МГц, в соответствии с действующим законодательством не подлежат регистрации и не требуют оформления отдельных решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Ссылка Управления Роскомнадзора на абз.3 п.24 Приложения к перечню N 539 и утверждение, что радиоэлектронные средства расположены на высоте более 10 метров не подтверждена соответствующими доказательствами, ни в одном из процессуальных документов данный факт не указан, фотография с размещенным на крыше оборудованием не позволяет суду достоверно определить расстояние от поверхности земли.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые постановления N 66-16-СПС/2 и N 67-16-СПС/2 от 20.02.2014 и представление от 20.02.2014, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 мая 2014 года по делу N А56-11765/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11765/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2014 г. N Ф07-9035/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Квантум"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан)