город Омск |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А81-5448/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Грязниковой А.С., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6370/2014) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2014 года по делу N А81-5448/2013 (судья Корнелюк Е.С.), принятое по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ОГРН 1028900704250, ИНН 8905018707) к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерству обороны Российской Федерации, (ОГРН 1028900512431, ИНН 8901003636), третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с выплатой среднего заработка лицам, привлекаемым для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу в декабре 2011 года, в размере 1 201 748 руб. 08 коп.,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответчик, комиссариат) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - соответчик, Министерство) (в порядке субсидиарной ответственности) о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с выплатой среднего заработка лицам, привлекаемым для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу в декабре 2011 года, в размере 1 210 748 руб. 08 коп.
Определением суда от 19.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
До разрешения спора по существу истец на основании статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика 572 358 руб. 12 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ уменьшение иска принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2014 по делу N А81-5448/2013 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" задолженность по возмещению расходов, связанных с выплатой среднего заработка лицам, привлекаемым для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу в декабре 2011 года, в размере 572 358 руб. 12 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 447 руб. 16 коп. В случае недостаточности денежных средств у Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа взыскать задолженность по возмещению расходов, связанных с выплатой среднего заработка лицам, привлекаемым для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу в декабре 2011 года, в размере 572 358 руб. 12 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 447 руб. 16 коп. в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница". Возвратил Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 10 660 руб. 32 коп, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2013 N1395 в составе суммы 25 107 руб. 48 коп.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации указывает, что истцом не доказаны основания для привлечения Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности, не доказан факт отсутствия у Военного комиссариата денежных средств для исполнения обязательств по оплате среднего заработка медицинским работникам. По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправомерно истолковал нормы Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, указав, что военные комиссариаты относятся к числу федеральных казенных учреждений. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать Министерство финансов РФ.
От Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителей в судебное заседание не обеспечили. До начала судебного заседания от Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд определил ходатайство Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в декабре 2011 года в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" для проведения медицинского освидетельствования лиц, призываемых на военную службу, по заявке Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа привлечены 3 врача-специалиста и 7 медицинских сестер.
На основании данных, предоставленных Военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа в декабре 2011 года, за указанный период данным работникам рассчитан, начислен и выплачен средний заработок за время участия данных работников в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию.
Размер расходов, понесенных Учреждениям, связанных с выплатой среднего заработка работникам за время участия данных работников в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию в Военном комиссариате Ямало-Ненецкого автономного округа в декабре 2011 года, а также начислением на суммы среднего заработка страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составил 1 210 748 руб. 08 коп.
В целях возмещения данных расходов в адрес Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа сопроводительным письмом от 15.12.2011 N 12353 направлен счет N 41 от 14.12.2011, справка о среднем заработке, расчет страховых взносов.
Однако указанный счет Учреждению не оплачен, понесенные Учреждением расходы по выплате работникам средней заработной платы на период выполнения ими государственных обязанностей не возмещены.
В адрес Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа неоднократно направлялись претензии (исх. N 4603 от 24.05.2012, исх. N 11961 от 07.12.2012) с требованием возместить понесенные расходы.
Вместе с тем, на претензии получен отказ, мотивированный тем, что табель, положенный в основу расчета среднего заработка, первоначально предоставленный в адрес Учреждения, не подписан начальником окружного сборного пункта Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа.
Отсутствие доказательств выплаты денежных средств послужило основанием для обращения истца с настоящими требованиями в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьями 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (Федеральный закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ медицинское освидетельствование проходят граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации", утверждены Правила.
Согласно абз.2 п.п.5 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Следовательно, расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работнику, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Правил в зависимости от проведения работ денежные средства выделяются либо военным комиссариатам, либо бюджетным учреждениям, подведомственным Минобороны. Затем эти учреждения перечисляют средства на счета учреждений здравоохранения, работники которых принимали участие в медицинском освидетельствовании граждан.
В силу пункта 5 Правил, выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
При этом конкретный перечень подлежащих направлению в военный комиссариат документов Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации", не содержат.
Для подтверждения указанных расходов граждане обязаны лишь представить оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Как установлено судом, истцом в целях компенсации понесенных в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ расходов, в адрес Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа направлены справка о среднем заработке работников за декабрь 2011 года, расчет страховых взносов, счет на компенсацию расходов.
Факт проведения сотрудниками Учреждения в декабре 2011 года мероприятий по медицинскому освидетельствованию лиц, подлежащих призыву на военную службу, подтверждается командировочными удостоверениями, выпиской из приказа Военного комиссара ЯНАО и табелем отработанного времени ВВК ВК ЯНАО МУ ЦГБ за декабрь 2011 года, подписанного как председателем ВВК ВК ЯНАО, так и начальником окружного сборного пункта ЯНАО.
Таким образом, факт осуществления работниками истца деятельности по освидетельствованию лиц, подлежащих призыву на военную службу, в исковой период медицинского обследования в рамках Федерального закона N 53-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и Военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа не отрицается. Напротив, материалы дела содержат доказательства признания ответчиком уточненных исковых требований истца.
Представленные истцом табель учета отработанного времени ВВК ВК ЯНАО МУ ЦГБ за декабрь 2011 года, расчетные листки, позволяют с достоверностью определить размер подлежащей к взысканию выплаты, и в отсутствии доказательств обратного, заявленная истцом сумма компенсации признается судом обоснованной и подлежащей взысканию с Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа в полном объеме.
Позиция апеллянта об отсутствии оснований для привлечения Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности, со ссылкой на то обстоятельство, что данные обязательства по компенсации понесенных истцом расходов, следует отнести на Министерство финансов России, подлежит отклонению ввиду несостоятельности.
Так, в силу абзаца "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" военные комиссариаты относятся к федеральным казенным учреждениям.
При этом, вопреки позиции апеллянта, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что военный комиссариат отнесен к категории казенных учреждений в силу прямого указания на это в законе с 01.01.2011. Неприведение уставов таких учреждений к соответствию закону не является основанием считать комиссариаты бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с указанным Положением Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1); является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 31 пункта 10).
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отмечено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
С 01.01.2008 пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ утратил силу, однако, в пункте 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ указано, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Таким образом, в силу положений Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 определено, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации должны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из положений Федерального закона от 13.12.2010 N 357 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на нужды мобилизационной подготовки и переподготовки резервов, учебно - сборовые мероприятия Министерству обороны Российской Федерации было выделено 3 208 032 руб. 10 коп.
В то время как, в 2011 году на нужды мобилизационной подготовки и переподготовки резервов, учебно - сборовые мероприятия Министерству обороны Российской Федерации было освоено 3 107 177 руб. 50 коп. (Федеральный закон от 02.10.2012 N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год").
Таким образом, доказательства того, что предусмотренных федеральным бюджетом лимитов денежных средств на нужды мобилизационной подготовки и переподготовки резервов, учебно - сборовые мероприятия оказалось недостаточно для исполнения обязательств перед истцом, ответчик в материалы дела не представил, в связи с чем, основания для привлечения Российской Федерации в лице Министерства финансов России как органа, осуществляющего контроль за расходованием средств федерального бюджета, в качестве ответчика по настоящему делу отсутствуют.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своих позиций, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2014 года по делу N А81-5448/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5448/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница"
Ответчик: Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство финансов РФ