г. Москва |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А40-5441/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "03" сентября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.И. Тетюка
Судей: С.Н. Овчинниковой, Б.В. Стешана
при ведении протокола судебного заседания И.Г. Мазневым
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Вагоноремонтный завод"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июня 2014 года
по делу N А40-5441/14, принятое судьей А.Г. Алексеевым (шифр судьи 113-67)
по иску ОАО "Первая грузовая компания"
к ЗАО "Вагоноремонтный завод"
о 146 629 руб. 27 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: неявка, извещен
от ответчика: неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Первая грузовая компания" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ЗАО "Вагоноремонтный завод" убытков в размере 138 529 руб. 27 коп. и упущенной выгоды в размере 8 100 руб.
Решением суда от 27.06.2014 взысканы с Закрытого акционерного общества "Вагоноремонтный завод" в пользу Открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" убытки в размере 138 529 рублей 27 копеек, упущенную выгоду в размере 8 100 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 398 рублей 87 копеек.
Возвращена Открытому акционерному обществу "Первая грузовая компания" из дохода федерального бюджета государственная пошлина в сумме 4 601 рубль 12 копеек, уплаченная по платежному поручению N 4029 от 30.11.2011 года.
ЗАО "Вагоноремонтный завод", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что ОАО "РЖД" нарушены требования Временного регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве.
Также заявитель жалобы указывает на то, что спорные дефекты являются видимыми недостатками, которые заказчик должен был обнаружить при приемке вагонов.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что акты-рекламации не являются документом, подтверждающим причины образования неисправностей.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционного суда истец, ответчик не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, 31 декабря 2009 г. между Открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (Заказчик) и Закрытым акционерным обществом "Вагоноремонтный завод" (Подрядчик) заключен договор N ДД/В-498/9 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора, Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании по согласованному сторонами месячному графику подачи вагонов в ремонт.
Как следует из искового заявления, в вагонных ремонтных депо ответчика производились плановые ремонты вагонов, принадлежащих истцу на праве собственности.
Пунктом 6.2 Договора установлен гарантийный срок по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
В течение гарантийного срока указанные в расчете истца вагоны были отцеплены перевозчиком по технологическим неисправностям и направлены для устранения дефектов в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД".
В соответствии с Временным регламентом ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве от 25 июля 2011 г. N 1085/ЦДИ-2011 (далее - Временный регламент) были установлены виновные в обнаруженных дефектах вагонные ремонтные депо и оформлены акты-рекламации формы ВУ-41.
Акты-рекламации, оформленные комиссиями эксплуатационных вагонных депо, в соответствии с пунктом 2.2 Временного регламента, не были оспорены ответчиком в установленном порядке.
Пунктом 6.3. Договора предусмотрено, что при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественного выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются в вагоноремонтные предприятия, определяемые заказчиком самостоятельно.
Вагоны, отцепленные для устранения дефектов, не подпадают под исключительные случаи, когда гарантийный срок не распространяется на них.
Устранение выявленных технологических дефектов произведено в эксплуатационных депо ОАО "РЖД" в соответствии с договором от 20 января 2012 г. N ДД/В-4/12/67 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (далее - договор на ТОР).
Стоимость проведения текущего отцепочного ремонта одного грузового вагона определена пунктом 2.1 договора на ТОР и составляет 19 209 рублей (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 10 августа 2012 г.).
Расходы по устранению технологических дефектов, возникших вследствие некачественно проведенных плановых ремонтов 6 грузовых вагонов, составили 138 529,27 рублей.
Согласно пункту 6.5 Договора подрядчик обязан возместить заказчику убытки, возникшие вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока.
С целью досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензии, оставленные ответчиком без удовлетворения (копии приобщены к материалам дела).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Предметом взыскания по настоящему иску являются убытки, причиненные истцу некачественно выполненными ремонтами вагонов по Договору.
Договором предусмотрен порядок сдачи и приемки работ, согласно которому сдача выполненных работ по ремонту грузовых вагонов производится путем оформления и подписания сторонами акта о выполненных работах. Порядок подписания актов, предусмотренный Договором, был соблюден.
Однако, как правильно указал суд в решении, подписание актов представителями ОАО "Первая грузовая компания" не свидетельствует о том, что в процессе эксплуатации вагонов не могут быть обнаружены технологические дефекты, свидетельствующие о некачественном ремонте.
Статьей 720 Гражданского кодекса РФ установлен порядок приемки результата работ и действия заказчика при обнаружении недостатков в подрядных работах как в ходе приемки результата работ, так и после приемки работы, в том числе при обнаружении как явных, так и скрытых недостатков в течение установленного срока.
Договором предусмотрен порядок взаимодействия при обнаружении технологических дефектов в процессе эксплуатации вагонов, и, таким образом, ответчик допустил возможность выявления недостатков в результате работ некачественно выполненных работ в ходе плановых ремонтов в течение гарантийного срока.
По условию договора ответчик обязался проводить ремонт вагонов в соответствии с требованиями руководящих документов "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" и "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 18-19 мая 2011 (далее - Руководство по капитальному ремонту и Руководство по деповскому ремонту).
Данными Руководствами установлена ответственность вагонных депо, производивших деповской и капитальный ремонт вагонов, за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта.
Пунктом 6.1 Договора также установлен гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных к обращению на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23.11.2007 N 47) (далее - Положение).
Согласно указанному Положению, нормативы периодичности проведения планового ремонта после деповского или после капитального ремонтов составляют в зависимости от рода подвижного состава 2 года (110 тыс. км пробега) или 3 года (160 тыс. км пробега).
Фактически под гарантийным сроком в договорах подряда понимается период времени, в течение которого Подрядчик гарантирует стабильность показателей качества результата произведенных работ в процессе его использования по назначению.
Однако, исходя из позиции ответчика, период, в течение которого ответчик несет ответственность за качество выполненного планового ремонта, ограничивается временем с момента ремонта и до первой погрузки, что, как правильно указал суд в решении, не соответствует, как условиям вышеуказанных Руководств, так и Договора.
Неисправность в вагоне может возникнуть в любой момент, в том числе как после проверки технического состояния вагона в момент подготовки его к перевозке, так и при движении вагона в транзитном составе для чего и устанавливается гарантийный срок, в течение которого ремонтная организации отвечает за качество выполненного ремонта. В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта, утверждённого Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, т.е. ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы о том, что спорные дефекты являются видимыми недостатками, которые заказчик должен был обнаружить при приемке вагонов, не может быть принят апелляционным судом в качестве основания для отказа в иске.
В течение гарантийного срока вагоны, заявленные ОАО "Первая грузовая компания" в иске, были отцеплены перевозчиком в связи с обнаружением неисправностей, а именно в виду технологического отказа грузового вагона, вызванного низким качеством его ремонта.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагонов, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения поездов.
Неисправности вагонов определены, в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по ж.д. транспорту Государств-участников Содружества от 21-22 мая 2009 г. N 50, работниками вагонного хозяйства.
Причина неисправности спорных вагонов также определена осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04), утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (далее - Классификатор).
Расследование причин возникновения неисправности технологического характера было организовано и проведено силами Эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД" в соответствии с Временным регламентом, о применении которого истец и ответчик договорились, подписав как Временный регламент, так и Соглашение от 30.12.2011 г. N 6 о его применении.
Согласно указанным документам, результаты расследования оформляются рекламационным актом формы ВУ-41, форма которого предусмотрена именно Временным регламентом. В рекламационном акте ф. ВУ-41 М отражается характер дефекта, причина появления дефекта и определяется виновное предприятие.
Обязательность оформления рекламационного акта также установлена руководящими документами "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" и "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 18-19 мая 2011 (далее - Руководство по капитальному ремонту и Руководство по деповскому ремонту), в соответствии с которыми осуществлялись плановые ремонты вагонов.
В связи с чем, довод ответчика о том, что ОАО "РЖД" не наделено правом устанавливать "виновность иных лиц" и о том, что рекламационные акты не подтверждают факт неисправности по причине некачественного выполнения ремонтных работ ответчиком, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Договором определены исключительные случаи, при наличии которых гарантийный срок не распространяется на отремонтированные вагоны, а именно на поврежденные в ходе погрузочно-разгрузочных работ детали вагона, при естественном износе, в случае нарушения Заказчиком - ОАО "ПГК" правил и норм технической эксплуатации подвижного состава, норм содержания вагона.
Как правильно указал суд в решении, ответчик не предоставил доказательств каких-либо нарушений в ходе эксплуатации вагонов и прежде всего ОАО "ПГК".
Истцом же в материалы дела предоставлены документы, рекламационные акты, оформленные в соответствии Временным регламентом компетентной комиссией, которые отражают дефект, его причину и виновное предприятие в обнаруженной технологической неисправности. Какие-либо иные требования к оформлению актов-рекламаций Временным регламентом не установлены.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ОАО "РЖД" осмотр вагонов был проведен в отсутствие представителя ответчика, не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности выводов, содержащихся в рекламационных актах.
Кроме того, истцом предоставлены в качестве доказательств все документы, оформленные в эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД", прилагаемые к рекламационным актам: первичные акты, акты расследования, заключения, фото.
Устранение неисправностей технологического характера в поименованных в иске вагонах производилось в рамках договора на ТОР. Стоимость ремонта является фиксированной и составляет 19 209 рублей за 1 вагон.
ОАО "ПГК" в обоснование реальности расходов по устранению технологических неисправностей в вагонах предоставило финансовые документы: счета, счета-фактуры, акты приема-передачи выполненных работ, платежные поручения.
Действующим гражданским законодательством предусмотрен принцип полного возмещения убытков. Ответчик обязан возместить истцу убытки в виде полной стоимости ремонта имущества, поскольку необходимость расходов, которые потерпевший произвел для устранения последствий некачественного ремонта вагона, вызвана ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по Договору.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании упущенной выгоды в размере 8 100 руб. за период с 29.08.2012 года по 07.09.2012 года.
В соответствии с п. 6.6 Договора в редакции дополнительного соглашения N 6 от 27.02.2011 года, ответчик обязуется возместить истцу упущенную выгоду в размере 900 рублей за каждый грузовой вагон за каждый календарный день за период, в течение которого истец не имел возможности использовать вагон по назначению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ОАО "Первая грузовая компания" в полном объеме.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ЗАО "Вагоноремонтный завод" не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2014 года по делу N А40-5441/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Вагоноремонтный завод" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5441/2014
Истец: ОАО "ПГК"
Ответчик: ЗАО "Вагоноремонтный завод"