г. Челябинск |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А07-1160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Растрыгиной О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2014 г. по делу N А07-1160/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" - Обыйвовк В.А. (доверенность от 01.01.2013 N 413/13).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Оренбургского филиала (далее - ООО "Газпромтранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ООО "ППЖТ", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 8 354 500 руб. штрафа (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром нефтехим Салават" (далее - ОАО "Газпром нефтехим Салават", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2014 исковые требования удовлетворены. С ООО "ППЖТ" в пользу ООО "Газпромтранс" взыскано 8 354 500 руб. штрафа, 64 772 руб. 50 коп. государственной пошлины.
ООО "Газпромтранс" возвращено из федерального бюджета 682 руб. государственной пошлины (т.3, л.д.129-137).
ООО "ППЖТ" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Данные Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (далее также - ГВЦ) не содержат сведений, необходимых для установления момента возникновения обязательства у грузополучателя по приему вагонов. Согласно пункту 34 Устава железнодорожного транспорта до получения грузополучателем уведомления о прибытии вагонов обязательство по их приемке не возникло. Взыскание штрафа за простой вагонов на путях общего пользования не может быть включен в расчет штрафа и не подлежит оплате. Суд необоснованно отклонил довод о том, что к отношениям сторон подлежат применению нормы о перевозке. Суд оставил без внимания довод ответчика о том, что расчет штрафа является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание ответчик и третье лицо не явились. С учетом мнения истца в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица.
Представитель ООО "Газпромтранс" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции, представил письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.12.2012 между ООО "Газпромтранс" (экспедитор) и ООО "ППЖТ" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции на вывоз грузов N 1200232/697 в редакции дополнительного соглашения N 13/23 от 01.04.2013, по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить (организовать выполнение) услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом грузов светлых, темных (в том числе вязких) нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, серы газовой твердой и иных грузов по согласованию сторон со станций "Аллагуват", "Салават" КБШ ж.д. филиала ОАО "РЖД", примыкающих к путям необщего пользования ООО "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта", в собственном или привлеченном подвижном составе на станции Российских железных дорог и на экспорт (страны СНГ и третьи страны). Выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой конкретного груза осуществляется экспедитором на основании отдельных приложений (по форме приложения N 2 к договору), оформляемых в соответствии с Поручением (заявкой) клиента на оказание услуг (по форме приложения N2 к договору), оформляемых в соответствии с Поручением (заявкой) клиента на оказание услуг (по форме приложения N1 к договору). Услуги, предоставляемые экспедитором, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51133-98 "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте", Федеральному закону N87-ФЗ от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности", действующему законодательству Российской Федерации, нормативным актам федеральных органов исполнительной власти, требованиям перевозчика, Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключенному между Российской Федерации и государствами, участвующими в перевозке (т.1, л.д.23-34, 39-42).
Пунктом 2.3.8 договора в редакции дополнительного соглашения N 13/23 от 01.04.2013 предусмотрено, что неоплачиваемое время, предоставляемое экспедитором клиенту либо указанному клиентом грузополучателю и/или иному лицу (в совокупности) для осуществления грузовых операций на станциях назначения (срок оборота вагонов у грузополучателя), регламентируется в "Таблице расстояний и норм курсирования по территориям транзитных и сопредельных государств" (приложение N 7 к договору) и при отправлении вагонов с грузом на станцию Улан-Батор составляет 5 суток, станцию Мискин - 13 суток и исчисляется со дня прибытия вагонов с грузом на станцию пограничного перехода РФ, до дня пересечения порожними вагонами станции пограничного перехода РФ, определяемых по данным ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате (неполные сутки считаются полными).
Время, предоставляемое истцом ответчику либо указанному ответчиком грузополучателю и/или иному лицу (в совокупности) для осуществления грузовых операций с вагонами (срок оборота вагонов у грузополучателя) и учтенное в стоимости услуг истца, при отправлении вагонов с грузом в российские порты и/или станции назначения Российской Федерации составляет 2 суток, исчисляемых со дня прибытия вагонов с грузом на станцию назначения, определяемого на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате, до дня отправления порожних вагонов, определяемого по данным ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате.
Главный вычислительный центр ОАО "РЖД" на основании договора N 3580/400236 от 01.04.2004 (приложение N 2) предоставляет ООО "Газпромтранс" информацию из собственной базы данных.
Согласно приложению N 2 к договору N 3580/400236 от 01.04.2004 передача информации осуществляется с помощью системы абонентского обслуживания (САО) ГВЦ ОАО "РЖД" по ежесуточному отправлению и прибытию грузов.
В силу пункта 2.3.9 договора клиент обязан организовать возврат порожних вагонов по полным перевозочным документам на станцию отправления вагона с грузом. Данная обязанность считается исполненной с момента выдачи клиенту или его уполномоченному лицу квитанции о приеме груза к перевозке, при условии соответствия данных в ж.д. накладных данным, указанным в инструкции экспедитора.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора в редакции дополнительного соглашения N 13/23 от 01.04.2013 в случае превышения времени, установленного пунктом 2.3.8 договора, клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере: 1 800 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки сжиженного углеводородного газа; 1 550 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки нефтепродуктов.
В связи с нарушением ответчиком обязанностей по соблюдению сроков оборота вагонов-цистерн в период с января по июнь 2013 г. на станциях назначения ответчика (в соответствии с данными ГВЦ ОАО "РЖД" установлена сверхнормативная задержка 5 478 суток при возврате 1073 цистерн), истец направил ответчику претензионные требования об уплате штрафов N 11/09-03-022013/6985 от 15.10.2013, N 11/09-03-022013/7144 от 15.10.2013, N 11/09-03-032013/7255 от 15.10.2013, N 11/09-03-032013/7403 от 16.10.2013, N 11/09-03-042013/7550 от 16.10.2013, N 11/09-03-052013/7857 от 17.10.2013, N 11/09-03-052013/8072 от 17.10.2013, N 11/09-03-042013/7739 от 21.10.2013, N 11/09-03-062013/8360 от 21.10.2013, N 11/09-03-062013/8593 от 21.10.2013, N 11/09-03-072013/8758 от 23.10.2013, N 11/09-03-072013/9005 от 23.10.2013 (приложение N3) в общей сумме 8 701 700 руб.
Оставление ответчиком претензий истца без удовлетворения явилось основанием для обращения ООО "Газпромтранс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (статья 802 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4.1.5 договора N 1200232/697 от 24.12.2012 (с учетом дополнительного соглашения N 13/23 от 01.04.2013) предусмотрена обязанность клиента в случае превышения срока, установленного пунктом 2.3.8 данного договора, уплатить штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере 1 800 рублей, за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки сжиженного углеводородного газа; 1 550 рублей, за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки нефтепродуктов.
В случае несогласия с размером выставленного штрафа клиент предоставляет экспедитору надлежащим образом заверенную уполномоченным лицом клиента копию транспортной железнодорожной накладной с оттиском печати клиента, по которой прибыл вагон с грузом, а также копию квитанции о приеме груза (порожнего вагона) к перевозке.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт простоя вагонов подтверждается материалами дела, а именно сведениями из архива перевозочных документов Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РДЖ" о датах прибытия груженых вагонов на станции назначения и датах обратного порожнего рейса (т.3, л.д.80-111).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сумма штрафных санкций - 8 354 500 руб. предъявлена истцом к взысканию правомерно.
Довод подателя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что данные ГВЦ не содержат сведений, необходимых для установления момента возникновения обязательства у грузополучателя по приему вагонов, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 2.3.7 договора экспедитор в случае не предоставления (несвоевременного предоставления) клиентом копий памяток приемосдатчика вправе определять неоплачиваемое время на основании данных Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РДЖ".
В соответствии с указанным условием договора истцом в обоснование факта сверхнормативного простоя вагонов в материалы дела представлены сведения из архива перевозочных документов ГВЦ ОАО "РЖД" (т.3, л.д.80-111).
Ответчик не был лишен возможности предоставить суду заверенные копии железнодорожных накладных и квитанций о приеме вагона к перевозке, которые бы опровергали сведения о дислокации вагонов, однако не воспользовался ей.
Ссылка ответчика на статьи 34, 99 Устава железнодорожного транспорта является несостоятельной, поскольку положения Устава железнодорожного транспорта не распространяют свое действие на правоотношения, возникающие из договора транспортной экспедиции.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что к отношениям сторон подлежат применению нормы о перевозке, отклоняется, поскольку основана на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку иск заявлен в рамках договора транспортной экспедиции на вывоз грузов, заключенного между истцом и ответчиком.
Вина грузополучателя за сверхнормативный простой вагонов может возникнуть после истечения срока доставки и с момента уведомления перевозчиком грузополучателя о прибывших в его адрес вагонах, о подаче вагонов в место выгрузки или на выставочные железнодорожные пути общего/необщего пользования только по отдельным договорам, заключенным между перевозчиком и грузополучателем. Следовательно, вина лежит именно на грузополучателе, так как сверхнормативный простой вагонов начинает течь не после истечения срока доставки и не с момента уведомления перевозчиком грузополучателя о прибывших вагонах, как предусмотрено нормами Устава железнодорожного транспорта, а с момента прибытия на станцию назначения, как предусмотрено заключенным между истцом и ответчиком договором.
Довод о необоснованном расчете штрафа является несостоятельным.
Данные ГВЦ ОАО "РЖД" являются доказательством момента прибытия вагона на станцию назначения и момента отправления вагона со станции назначения. Количество суток задержки вагонов на станциях назначения рассчитывается исходя из нормы, предоставляемой ответчику для осуществления выгрузки груза на станции назначения в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции N 1200232/697 от 24.12.2012. Даты прибытия груженых вагонов на станцию назначения и даты отправления порожних вагонов со станции назначения, указанные в расчете истца, совпадают с датами прибытия и отправления, содержащимися в данных ГВЦ ОАО "РЖД" (т.3 л.д.80-111).
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие простоя вагонов на станциях назначения, требования истца о взыскании штрафа за нарушение сроков оборота вагонов у грузополучателя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с этим соответствующие возражения, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2014 г. по делу N А07-1160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
О.Б. Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1160/2014
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"
Ответчик: ООО "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
Третье лицо: ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ", ООО "Газпромтранс"
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9391/15
15.12.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8192/14
04.09.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9170/14
26.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1160/14