г. Вологда |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А66-16145/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское Загорье" Решетникова Д.О. по доверенности от 24.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-16145/2013 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское Загорье" (ОГРН 1066911018591; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Тверской области (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) исковым с заявлением о возложении на ответчика обязанности внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости 11 земельных участков, расположенных в Юрьево-Девичьевском сельском поселении Конаковского района Тверской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость следующих земельных участков в размере их рыночной стоимости:
- кадастровым номером 69:15:0000009:738, общей площадью 21 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 11 180 000 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:332, общей площадью 146 042 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 20 737 964 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:412, общей площадью 55 069 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 7 819 798 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:413, общей площадью 12 931 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 6 884 218 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:430, общей площадью 835 099 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 112 937 198 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:735, общей площадью 10 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 5 323 810 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:740, общей площадью 7000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 3 726 667 руб.
- кадастровым номером 69:15:0000009:737, общей площадью 3000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 1 677 000 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0091601:68, общей площадью 26 436 кв.м., по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 14 074 023 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0091602:27, общей площадью 44 583 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 23 735 140 руб.
Истец также отказался от иска в части требований в отношении земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:736, общей площадью 3252 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка.
Отказ от части требований и уточнение исковых требований приняты судом, как не противоречащие закону и не нарушающие прав и законных интересов третьих лиц в порядке статьи 49 АПК РФ. Определением суда от 31.03.2014 производство по требованию, в отношении которого принят отказ от иска, прекращено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: правительство Тверской области (далее - Правительство), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление), администрация Конаковского района Тверской области (далее - Администрация).
Решением суда от 22.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судом установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков в размере их рыночной стоимости:
- кадастровым номером 69:15:0000009:738 общей площадью 21 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 11 180 000 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:332, общей площадью 146 042 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 20 737 964 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:412, общей площадью 55 069 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 7 819 798 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:413, общей площадью 12 931 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье, в размере 6 884 218 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:430, общей площадью 835 099 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 112 937 198 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:735, общей площадью 10 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 5 323 810 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0000009:740, общей площадью 7000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 3 726 667 руб.
- кадастровым номером 69:15:0000009:737, общей площадью 3000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 1 677 000 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0091601:68, общей площадью 26 436 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 14 074 023 руб.;
- кадастровым номером 69:15:0091602:27, общей площадью 44 583 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, в размере 23 735 140 руб.
Обществу из федерального бюджета возвращено 4000 руб. государственной пошлины.
Правительство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), определены основные требования к отчету об оценке. Согласно экспертному заключению от 20.03.2014 N 923-3/2014 расчет рыночной стоимости земельного участка произведен с использованием сравнительного подхода. В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Мотивация отказа от использования доходного и затратного подхода в представленном отчете об оценке от 20.03.2014 N 14К-2003 отсутствует. Кроме того, для сравнения в качестве идентичных объектов приводятся объекты, которые отличаются от рассматриваемого объекта по площади земельного участка, категории (некоторые участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, тогда как оцениваемые участки относятся к категории земель населенных пунктов). Таким образом, приводящиеся для сравнения объекты нельзя рассматривать в качестве аналога оцениваемому объекту. Исходя из статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), истец не вправе заключать договор на оценку рыночной стоимости переданных ему в аренду на основании постановления Администрации от 07.02.2008 N 121 земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0091601:68 и 69:15:0091602:27. Податель жалобы со ссылкой на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 по делу N А64-9672/2011, считает, что при применении сравнительного метода оценки необходимо использовать объекты-аналоги применительно к дате, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка (в данном случае - начало 2009 года), однако оценщиком использованы данные по объектам, предлагаемым к продаже в настоящее время, следовательно, стоимость таких объектов определена на настоящее время. В данном случае имеет место нарушение требований, предусмотренных пунктом 19 ФСО N 1, о достаточности и достоверности информации, используемой при проведении оценки. Общество ссылается на замечания по форме и содержанию отчета N 14К-2003, указывает, что задание на оценку должно содержать имущественные права на объект оценки (пункт 17 ФСО N 1), обращает внимание на то, что в соответствии с отчетом N 14К-2003 оцениваемые участки принадлежат истцу на праве собственности, однако два из указанных участка переданы истцу в аренду; страница 18 и страница 26 отчета N 14К-2003 также содержат сведения о виде права на объекты оценки как право собственности; страница 26 отчета N 14К-2003 (таблица 5.1) содержит сведения об отсутствии обременения, что не соответствует действительности (аренда земельных участков). Из раздела 3.5 отчета N 14К-2003 "Допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки" (страница 8) следует, что правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на оцениваемый объект заказчиком не были представлены, однако указанное противоречит пункту 68 таблицы 1 заключения N 923-3/2014, в соответствии с которым правоустанавливающие и правоподтверждающие документы в наличии. Поскольку в рамках данного дела оспаривалась кадастровая стоимость земельных участков, необходимо проведение экспертизы отчета именно в виде проверки на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Истец считает проведение нормативно-методической экспертизы в данном случае нецелесообразным. Соответственно, вывод суда о правильности выводов оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка, сделанный на основании заключения N 923-3/2014, предметом которого не являлась проверка на подтверждение стоимости объекта оценка, является сомнительным.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции возразил против доводов и требований жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на жалобу поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков:
- кадастровым номером 69:15:0000009:738, общей площадью 21 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка;
- кадастровым номером 69:15:0000009:332, общей площадью 146 042 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье;
- кадастровым номером 69:15:0000009:412, общей площадью 55 069 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье;
- кадастровым номером 69:15:0000009:413, общей площадью 12 931 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Загорье;
- кадастровым номером 69:15:0000009:430, общей площадью 835 099 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка;
- кадастровым номером 69:15:0000009:735, общей площадью 10 000 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка,
- земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000009:740 общей площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка,
- земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000009:737 общей площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Как установлено судом первой инстанции, истец на основании договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 07.02.2008, заключенных с Администрацией, также является арендатором земельных участков, кадастровыми номерами:
- 69:15:0091601:68, общей площадью 26 436 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, кадастровая стоимость 71 596 883 руб. 16 коп.;
- 69:15:0091602:27, общей площадью 44 583 кв. м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, деревня Осиновка, кадастровая стоимость 120 744 584 руб. 73 коп.
Величина кадастровой стоимости указанных земельных участков подтверждена кадастровыми паспортами земельных участков.
Согласно отчету N 14К-2003 рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составляет:
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:738 - 11 180 000 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:332 - 20 737 964 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:412 - 7 819 798 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:413 - 6 884 218 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:430 -112 937 198 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:735 - 5 323 810 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:740 - 3 726 667 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0000009:737 - 1 677 000 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0091601:68 - 14 074 023 руб.;
- земельного участка, кадастровым номером 69:15:0091602:27 - 23 735 140 руб.
Соответствие отчета N 14К-2003 требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено заключением N 923-3/2014.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечет нарушение прав Общества, в частности, связанных с уплатой земельного налога и арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные истцом требования законными и обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В пункте 10 Правил закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путём разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путём умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Оценив отчет N 14К-2003, заключение N 923-3/2014, подтверждающее, что указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета N 14К-2003.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд правомерно удовлетворил требования Общества.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-16145/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16145/2013
Истец: ООО "Крестьянское загорье"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
Третье лицо: Администрация Конаковского района Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Правительство Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области