г. Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А41-29274/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Земельное общество "Беляная Гора": Журавлева А.В., по доверенности от 12.10.2013, Сорокин Б.В., по доверенности от 01.10.2013;
от ЗАО "Имени Л.М.Доватора": Аксенова О.А., по доверенности от 01.10.2013 N 55, Шашкин А.А., по доверенности от 14.01.2014 N 2, Сорокин Б.В., по доверенности от 15.08.2014, Журавлева А.В., по доверенности от 12.10.2013 N 61, Минаев С.И., по доверенности от 21.08.2014;
от Администрации Рузского муниципального района Московской области: Юминов А.Ю., по доверенности от 29.08.2014 N 4494;
от Кадастрового инженера Журавлевой Юлии Сергеевны: не явились, извещены;
от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Администрации сельского поселения Ивановское Рузского района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Земельное общество "Беляная Гора", ЗАО "Им. Л.М. Доватора" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2014 года по делу N А41-29274/13, принятое судьей Гриневой А.В. по иску Закрытого акционерного общества "Земельное общество "Беляная Гора" (ОГРН 1045011650496) и Закрытого акционерного общества "Имени Л.М.Доватора" (ОГРН 1035011658142) к Администрации Рузского муниципального района Московской области (ИНН 5075003287, ОГРН 1025007589199), Кадастровый инженер Журавлева Юлия Сергеевна, третьи лица: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация сельского поселения Ивановское Рузского района Московской области об установлении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Земельное общество "Беляная Гора" и Закрытое акционерное общество "Имени Л.М.Доватора" обратились к Администрация Рузского муниципального района Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Установить границы контура N 205 площадью 562907,05 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:7, принадлежащий на праве собственности ЗАО "Земельное общество "Беляная Гора" в координатах, согласно проведенному межеванию:
У=1288912.6400, Х=471474.2300
У=1288930.7800, Х=471471.9300
У=1288953.2200, Х=471485.8900
У=1288971.1800, Х=471493.6200
У=1289017.5300, Х=471503.7500
У=1289072.4100, Х=471510.1400
У=1289114.4600, Х=471518.7600
У=1289175.8400, Х=471502.4200
У=1289213.7600, Х=471501.8500
У=1289239.3500, Х=471528.9000
У=1289269.9700, Х=471551.1000
У=1289304.3500, Х=471588.3500
У=1289407.3100, Х=471425.5400
У=1289692.4000, X=470961.3000
У=1289619.8500, Х=470929.8100
У=1289526.1600, Х=470879.7100
У=1289462.0300, Х=470863.7600
У=1289491.8900, Х=470737.1300
У=1289547.2900, Х=470741.6200
У=1289574.2400, Х=470669.7600
У=1289497.8800, Х=470626.3400
У=1289389.3300, Х=470582.9200
У=1289315.5300, Х=470604.7700
У=1289335.9700, Х=470618.5900
У=1289291.0200, Х=470689.9200
У=1289265.2100, Х=470694.6100
У=1289246.4400, Х=470718.0800
У=1289227.6700, Х=470708.6900
У=1289227.6800, Х=470678.1800
У=1289208.8900, Х=470633.5900
У=1289164.3000, Х=470579.6100
У=1289112.6700, Х=470549.1000
У=1289089.2100, Х=470530.3200
У=1289079.8200, Х=470551.4400
У=1289072.7900, Х=470577.2500
У=1289035.2500, Х=470603.0400
У=1288976.5900, Х=470649.9700
У=1288969.5600, Х=470673.4400
У=1288981.3000, Х=470706.3000
У=1289023.5400, Х=470725.0800
У=1289044.6700, Х=470755.5800
У=1289007.1200, Х=470795.4600
У=1289002.4400, Х=470814.2300
У=1288986.0100, Х=470828.3100
У=1288941.4300, Х=470825.9600
У=1288840.5400, Х=470835.3200
У=1288817.0800, Х=470847.0500
У=1288819.4400, Х=470872.8500
У=1288795.9800, Х=470908.0500
У=1288781.9000, Х=470936.2200
У=1288779.5700, Х=470973.7400
У=1288831.1800, Х=471053.5400
У=1288880.4600, Х=471100.4900
У=1288901.5800, Х=471128.6600
У=1288892.2000, Х=471149.7600
У=1288871.1100, Х=471187.3100
У=1288864.0600, Х=471224.8600
У=1288864.0600, Х=471276.4700
У=1288873.4700, Х=471304.6200
У=1288882.8500, Х=471344.5200
У=1288845.3100, X=471413.4600
2. Установить границы контура N 30 площадью 9476 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:6, принадлежащего на праве собственности ЗАО "ИМ. Л.М. Доватора" в координатах, согласно проведенному межеванию:
У=2288808.99, Х=6171032.95
У=2288856,94, Х=6171083.59
У=2288925.18, Х=6171129.53
У=2288951.38, Х=6171137.55
У=2288976.71, Х=6171136.35
У=2288997.22, Х=6171120.66
У=2288999.03, Х=6171101.96
У=2288986.36, Х=6171080.25
У=2288971.89, Х=6171073.01
У=2288937.50, Х=6171065.77
У=2288886.53, Х=6171043.45
3. Установить границы контура N 45 площадью 16066 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:6, принадлежащего на праве собственности ЗАО "ИМ. Л.М. Доватора" в координатах, согласно проведенному межеванию:
У=2289098.52, Х=6170634.26
У=2289051.05, Х=6170644.69
У=2289048.57, Х=6170659.66
У=2289027.99, Х=6170697.03
У=2289006.76, Х=6170705.07
У=2288993.01, Х=6170701.90
У=2288979.89, Х=6170693.74
У=2288985.68, Х=6170716.13
У=2289039.65, Х=6170746.78
У=2289044.90, Х=6170734.55
У=2289067.91, Х=6170735.02
У=2289109.14, Х=6170741.66
У=2289150.02, Х=6170741.31
У=2289179.87, Х=6170732.60
У=2289212.97, Х=6170715.89
У=2289217.33, Х=6170709.04
У=2289209.82, Х=6170696.52
У=2289182.29, Х=6170671.43
У=2289157.90, Х=6170655.72
У=2289125.39, Х=6170639.98
4. Признать недействительными и не имеющими юридической силы с момента издания постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 5938 от 28.12.2011 года и 1118 от 30.03.2012 года в отношении участка 50:19:0030525:280 и N 5940 от 28.12.2011 в отношении участка 50:19:0030525:269.
5. Признать недействительным межевой план на земельный участок с кад. N 50:19:0030525:280 общ.S=28,35 га от 29.12.2011 г. и межевой план на земельный участок с кад. N 50:19:0030525:269 общ.S=15,62 га от 29.12.2011 г.. подготовленный кадастровым инженером Журавлевой Юлией Сергеевной.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация сельского поселения Ивановское Рузского района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2014 года по делу N А41-29274/13 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Земельное общество "Беляная Гора" и ЗАО "Имени Л.М.Доватора" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истцы обжаловали его в апелляционном порядке.
Истцы направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация Рузского муниципального района Московской области, направила в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как указывают истцы, ЗАО "Беляная гора" является собственником многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:7, общей площадью 35 660 000 кв.м., находящегося по адресу: Московская область, Рузский район, Ивановский сельский округ. ЗАО "Имени Л.М.Доватора" является собственником многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:6, общей площадью 198 700 000 кв.м., находящегося по адресу: Московская область, Рузский район, Ивановский сельский округ.
Истцам при проведении межевания стало известно о том, что принадлежащие им земельные участки накладываются на иные земельные участки, а именно: земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030525:280 площадью 283 540 кв.м. и 50:19:0030525:269 площадью 156 176 кв.м. накладываются на границы контура N 205 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:7, а земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030525:269 площадью 156176 кв.м. накладывается на границы контуров N 30 и N 45 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:6.
Участок с кадастровым номером 50:19:0030525:280 поставлен на кадастровый учет на основании постановлений Главы Рузского района N 5938 от 28.12.2011 г. и N 1118 от 30.03.2012 года; участок 50:19:0030525:269 поставлен на кадастровый учет в соответствии с постановлением Главы Рузского района N5940 от 28.12.2011 года. Указанными ненормативными актами земли, из которых выделяются участки, причислены к землям неразграниченной государственной собственности.
По мнению истцов, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:6 и 50:19:0000000:7 определены в соответствии с законодательством, действовавшим в период их установления до вступления в силу ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости" и могут быть уточнены в соответствии с Законом о кадастре с применением координат характерных точек путем составления межевого плана. Сведения об уточненных границах подлежат внесению в кадастр по правилам кадастровой процедуры о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Обосновывая избранный способ защиты права, а именно установление границ земельного участка, истцы ссылаются на положения пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Согласно пункту 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Истцами не предоставлено доказательств соблюдения процедуры урегулирования спора в указанном порядке, в исковых требованиях они указывают на взаимное наложение спорных земельных участков.
Доводы истцов, о том, что границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:6 и 50:19:0000000:7 установлены в соответствии с действовавшим в 2002-2004 годах законодательством являются необоснованными.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в решении от 31.05.2013 г. по делу N ВАС-894/13, кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, кадастровый или государственный учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В части 2 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве (в первоначальной редакции) устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
Землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации (статьи 22 - 24 Закона о землеустройстве).
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее Закон N 28-ФЗ, признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
Земельные участки заявителей были поставлены на государственный кадастровый учет в 2003 - 2004 годах в период действия Закона N 28-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 28-ФЗ (в редакции от 02.01.2000, от 22.08.2004 и от 30.06.2006) сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра как на основании данных о межевании земельных участков, так и сведений, представленных правообладателями земельных участков, а также результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
Редакция данного пункта статьи 17 Закона N 28-ФЗ была изменена Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, которым было установлено, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Таким образом, на момент кадастрового учета земельных участков заявителей Закон N 28-ФЗ допускал внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Закона N 28-ФЗ для проведения кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описаний земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 28-ФЗ в рамках процедуры кадастрового учета обязанность по представлению документов о межевании земельного участка возлагалась на заинтересованного правообладателя.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Следовательно, Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Таким образом, Закон о землеустройстве, Закон N 28-ФЗ и Требования предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Утверждения заявителей о том, что при наличии проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также иных документов, в которых границы ранее учтенных участков были определены только в виде графического отображения на чертеже (плане), в том числе фрагмента дежурной кадастровой карты с графическим пунктирным отображением участка, границы таких участков считаются установленными, не соответствуют приведенным выше нормам права.
Нормы части 2 статьи 45 Закона о кадастре аналогичны нормам статьи 24 Закона о землеустройстве.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных, правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
ГКН состоит из реестра объектов недвижимости, кадастровых дел и кадастровых карт (часть 1 статьи 13 Закона о кадастре).
Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах (часть 2 статьи 13 Закона о кадастре).
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН (часть 3 статьи 13 Закона о кадастре).
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в ГКН сведения, в том числе о земельных участках (часть 4 статьи 13 Закона о кадастре).
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и документы государственного земельного кадастра частью кадастра недвижимости не являются.
В Законе о кадастре отсутствуют нормы, обязывающие органы кадастрового учета при осуществлении кадастровых процедур запрашивать в государственном фонде данных соответствующую документацию и осуществлять проверку представленных на кадастровый учет сведений и документов об объекте недвижимости на соответствие землеустроительной документации и документам государственного земельного кадастра.
В силу части 3 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавшего Закона N 28-ФЗ и Закона о землеустройстве, поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, которые в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежат включению в ГКН.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В случае возникновения у правообладателей права собственности на земельные участки до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), такое право признается юридически действительным при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.
При этом пунктом 21 Порядка ведения кадастра предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в ГКН сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ГКН сопровождается присвоением следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен такой объект недвижимости, кадастрового номера (пункт 22 Порядка ведения кадастра).
Из пункта 4 Порядка ведения кадастра следует, что внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, а также учет изменений объекта недвижимости являются разными кадастровыми процедурами, выполнение которых сопровождается принятием соответствующего решения.
В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992 - 1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ.
Частью 4 статьи 6 Закона о кадастре установлено, что для ведения ГКН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.
До 1 января 2012 года могли применяться системы координат, которые использовались при ведении государственного земельного кадастра до дня вступления в силу данного Федерального закона, если в отношении соответствующей территории не установлены предусмотренные частью 4 статьи 6 указанного закона местные системы координат (часть 5 статьи 47 Закона о кадастре).
Частью 7 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается в межевом плане посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, в случаях осуществления кадастрового учета земельного участка в соответствии с установленным порядком до вступления в силу Закона о кадастре и наличии сведений о местоположении границ этого участка, такие сведения подлежат внесению в ГКН. Границы ранее учтенных земельных участков считаются установленными в системе координат, которая использовалась при ведении государственного земельного кадастра.
Границы ранее учтенных земельных участков, определенные в соответствии с законодательством, действовавшим в период их установления до вступления в силу Закона о кадастре, могут быть уточнены в соответствии с Законом о кадастре с применением координат характерных точек путем составления межевого плана. Сведения об уточненных границах подлежат внесению в кадастр правилам кадастровой процедуры о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
В своих апелляционных жалобах истцы указывают на необходимость проведения в рамках настоящего дела кадастровых работ, в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде заявили соответствующее ходатайство.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении указанного ходатайства, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Закона о кадастре одной из уникальных характеристик земельного участка является описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии со ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Таким образом, установление (изменение) границ земельного участка является реализацией одного из правомочий собственника земельного участка.
Как установлено решением Арбитражного суда Московской области по делу А41-56474/12 Постановлением Тверского районного суда г. Москвы от 30.11.2007 по уголовному делу N 248509, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, наложен арест на земельный участок с КН: 50:19:0000000:7, в виде запрета, адресованного собственнику или владельцу имущества, то есть, указанного земельного участка, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им.
В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наложение (далее - УПК РФ) ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2011 N 1-П (далее - Постановление от 31.01.2011 N 1-П) наложение ареста на имущество в рамках предварительного расследования по уголовному делу мера процессуального принуждения, предусмотренная статьей 115 УПК РФ, которая может применяться как в публично-правовых целях для обеспечения возможной конфискации имущества, имущественных взысканий в виде процессуальных издержек или штрафа в качестве меры уголовного наказания, а также для сохранности имущества, относящегося к вещественным доказательствам по уголовному делу, так и в целях защиты субъективных гражданских прав лиц, потерпевших от преступления.
Согласно пункту 5 Постановления от 31.01.2011 N 1-П предусмотренная частью третьей статьи 115 УПК РФ мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество других, помимо указанных в части первой той же статьи лиц (подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия), относительно которого имеются достаточные, подтвержденные доказательствами основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования преступной деятельности, обусловлена необходимостью обеспечения публично-правовых целей уголовного судопроизводства.
Как указано в постановлении от 30.11.2007 арест на указанный земельный участок наложен Тверским районным судом г. Москвы для обеспечения исполнения возможного приговора по уголовному делу в части гражданского иска, других имущественных взысканий, а также недопущения дальнейшего отчуждения данного земельного участка в собственности иных лиц.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, на которые наложен арест, невозможно.
В отношении земельного участка с КН:50:19:0000000:6 ответчиком по настоящему делу была представлена кадастровая выписка, из которой следует, что указанный земельный участок пересечений с другими земельными участками не имеет.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2014 по делу N А41-29274/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29274/2013
Истец: ЗАО "ЗО "Беляная гора", ЗАО "Имени Л. М. Доватора"
Ответчик: Администрация Рузского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Ивановское Рузского района Московской области, Кадастровый инженер Журавлева Юлия Сергеевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области