город Омск |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А75-11571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 гда.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5472/2014) Гайлит Веры Петровны на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2014 по делу N А75-11571/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Гайлит Веры Петровны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконной кадастровой оценки стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Гайлит Веры Петровны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Гайлит Вера Петровна (далее по тексту - Гайлит В.П., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - Учреждение) о признании незаконной кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:84, расположенный по адресу: г. Сургут, Восточный промрайон ул. Базовая, 5 на период с 06.03.2012 по 27.02.2013, определенную в размере 85 928 208 руб. 78 коп. и определить кадастровую стоимость земельного участка на период с 06.03.2012 по 27.02.2013 в размере 41 433 856 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2014 по делу N А75-11517/2013 заявителю отказано в удовлетворении требований ввиду отсутствия доказательств незаконности действий при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с указанным судебным актом, Гайлит В.П. обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2014 по делу N А75-11517/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ей требований, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного участка определена неверно, без учета того, что участок относится к участкам, используемым под производственные нужды.
Заявитель и Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Гайлит В.П. 01.02.2012 приобрела в собственность нежилое здание - колерная, нежилое здание, предназначенное под мастерские.
14.03.2012 в собственность Гайлит В.П. приобретены незавершенный строительством объект "Теплая стоянка на 25 автомашин" и незавершенный строительством объект "Гараж с ремонтными мастерскими".
Указанные выше объекты приобретены Гайлит В.П. у общества с ограниченной ответственностью "Управление строительства жилых и городских объектов".
Распоряжением администрации города Сургута от 03.04.2013 N 1179 под указанные объекты Гайлит В.П. в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101004:84.
10.04.2013 между Администрацией города Сургута (Арендодатель) и Гайлит В.П. (Арендатор) заключен договор аренды N 270, в соответствии с которым Арендатору был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101004:84. Срок действия установлен с 06.03.2013 по 04.03.2014 (л.д. 42-46).
В договоре от 10.04.2013 N 270 кадастровая стоимость данного земельного участка указана в размере 41 433 856 руб. 20 коп.
По утверждению заявителя, ранее, по договору аренды от 15.01.2010 N 12 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:84 составляла 48 746 350 руб. 61 коп.
Заявитель указывает, что Администрация города Сургута обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Гайлит В.П. неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 06.03.2012 по 27.02.2013, произведя расчет взыскиваемой суммы исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 85 928 208 руб. 78 коп.
Считая кадастровую оценку стоимости спорного земельного участка за период с 06.03.2012 по 27.02.2013 в размере 85 928 208 руб. 78 коп. установленной незаконно, Гайлит В.П. обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2014 по делу N А75-11517/2013 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется Гайлит В.П. в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В обоснование заявленных требований Гайлит В.П. ссылается на положения статью 66 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 3 данной нормы установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
Статьей 4 Закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносится среди прочих такая информация как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктами 2, 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 343-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Постановление N 343-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в автономном округе по состоянию на 01.01.2010. Постановление N 343-п вступило в силу с 1 января 2011 года
Для земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:84 кадастровая стоимость составила 85 928 208 руб. 78 коп.
Постановление N 343-п является действующим, изменения в него в части определения кадастровая стоимость спорного земельного участка не вносились.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Помимо этого, положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В то же время, как установлено выше, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В пункте пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О разъяснено, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи, в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ назначается экспертиза.
Гайлит В.П. обратилась за защитой нарушенных прав в арбитражный суд, сформулировав требование следующим образом: "_о признании незаконной кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:84, расположенный по адресу: г. Сургут, Восточный промрайон ул. Базовая, 5 на период с 06.03.2012 по 27.02.2013, определенную в размере 85 928 208 руб. 78 коп. и определить кадастровую стоимость земельного участка в сумме 41 433 856 руб. 20 коп.". Заявленные требования, по сути, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, каких-либо доказательств того, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости заявителем не представлено.
Также в заявлении Гайлит В.П. указывает на наличие кадастровой ошибки в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Из системного толкования данных норм законодательства следует, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимости, вправе самостоятельно исправить допущенные в государственном кадастре недвижимости ошибки, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить права и законные интересы правообладателей земельных участков и третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В противном случае исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании решения суда.
Обращаясь с Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением, Гайлит В.П., утверждая, что кадастровая стоимость определена неверно, не указала, в каких сведениях допущена кадастровая ошибка в отношении спорного земельного участка.
Между тем, как было указано выше, согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В заявлении, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, Гайлит В.П. указывает только, что кадастровая стоимость определена неверно, однако, в результате чего допущена данная ошибка и в каких сведениях она содержится, в заявлении не указано.
Определение периода, в течение которого, по мнению заявителя, в государственном кадастре недвижимости содержались недостоверные сведения (с 06.03.2012 по 27.02.2013), Гайлит В.П. никак не обоснованно. Фактически он совпадает с периодом, который указан в исковом заявлении администрации города Сургута о взыскании неосновательного обогащения.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Право на обращение в арбитражный суд непосредственно связано с принципами состязательности и равноправия сторон в арбитражном процессе, согласно которым участники судебного процесса действуют по своему собственному усмотрению, самостоятельно, а суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель, обращаясь с заявлением в суд, должен самостоятельно формулировать свои требования, его предмет и основания, а суд при рассмотрении спора не может выходить за пределы заявленных требований, так как в противном случае это явилось бы нарушением прав другой стороны.
Обращаясь в арбитражный суд за защитой нарушенного права с требованием о признании незаконной кадастровой оценки стоимости земельного участка, заявитель в данном случае не представил доказательств необоснованности и незаконности действий по внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, наличия кадастровой ошибки либо недостоверности сведений о кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Гайлит В.П. в данном случае не опровергла результаты кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 343-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Гайлит В.П. в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на Гайлит В.П.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по приходному кассовому ордеру N 1059 от 21.04.2014 в размере 1 900 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Гайлит Веры Петровны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2014 по делу N А75-11571/2013 - без изменения.
Возвратить Гайлит Вере Петровне из федерального бюджета 1 900 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по приходному кассовому ордеру N 1059 от 21.04.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11571/2013
Истец: Гайлит Вера Петровна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии