г. Пермь |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А60-18348/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Васевой Е. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лонской О.И.
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (ОГРН 1026604934641, ИНН 6604011366): не явились,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года
по делу N А60-18348/2014,
принятое судьей Хомяковой С.А.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
об оспаривании решения по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (далее - ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - административный орган) от 17.04.2014 N 65-14/250 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 17.04.2014 N 65-14/250 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 8863 руб. 97 коп.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы административный орган ссылается на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Полагает, что выплата работникам-нерезидентам наличных денежных средств через кассу предприятия является незаконной валютной операцией, поскольку проведена с нарушением порядке ее проведения, установленного ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылаясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 18.03.2008 N 15693/07, приводит доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, полагает, что операции по выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы не противоречат требованиям законодательства, не ограничены требованиями об использовании специального счета и о резервировании, поэтому не могут быть отнесены к категории незаконных валютных операций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" проведена проверка, в рамках которой у общества была запрошена информация об открытых предприятием работникам-нерезидентам счетах для перечисления заработной платы за период с 01.01.2013 по 01.02.2014.
В ходе рассмотрения представленных ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" документов административным органом установлено, что в штате ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" состоит гражданин Республики Кыргызстан Миралимов Отабек, 24.06.1992, г.р., работающий в должности грузчика.
01.11.2013 ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" осуществило выплаты наличных денежных средств через кассу предприятия Миралимову О., что подтверждается расходным кассовым ордером от 01.11.2013 N 7863 на сумму 11 818 руб. 63 коп.
По факту нарушения заявителем п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ административным органом 09.04.2014 в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 17.04.2014 N 65-14/250 ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 8863 руб. 97 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" состава вмененного административного правонарушения.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Частью 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ предусмотрены исключения, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, к числу которых выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты, не отнесена, в связи с чем юридическое лицо - резидент, в силу положений ч. 2 ст. 14 названного Закона, должно производить такие операции через банковские счета в уполномоченных банках.
Между тем, исходя из положений ч. 1 ст. 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента.
Закон N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).
В соответствии со ст. 3 Закона N 173-ФЗ к числу основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации относятся следующие: исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность и возможность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы физическим лицам - нерезидентам.
Обязанность физического лица - нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы от юридического лица - резидента действующим законодательством также не установлена.
Частью 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В случае, когда работники - нерезиденты не заявили о своем согласии перечислять заработную плату на счет в уполномоченном банке, то обязательная в силу требований трудового законодательства выплата обществом заработной платы его иностранным работникам-нерезидентам наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изложенное согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 18.03.2008 N 15693/07.
Как следует из материалов дела, трудовым договором, заключенным с Миралимовым О., не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке. Доказательств, подтверждающих волеизъявление указанного работника получать заработную плату через счет в банке, не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выплата ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" его работнику -нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае действия заявителя по выплате иностранным гражданам (нерезидентам) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" требования о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 17.04.2014 N 65-14/250 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 8863 руб. 97 коп.
Приведенные административным органом в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года по делу N А60-18348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18348/2014
Истец: ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области