г. Москва |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А41-46736/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Дачного некоммерческого партнерства "Озерное" - Краснов Ю.Б. (представителя по доверенности от 29.04.2013 N 19);
от Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Межрайонной ИФНС N 7 России по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Коломенского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений МО - Мерзлякова Л.А. (представителя по доверенности от 24.03.2014 N 12исх-3798).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Озерное" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2014 по делу N А41-46736/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Дачное некоммерческое партнерство "Озерное" к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Межрайонная ИНФС N7 России по Московской области, Администрация Коломенского муниципального района, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений МО о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
18.09.2013 Дачное некоммерческое партнерство "Озерное" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и" в лице филиала по Московской области, Межрайонной инспекции картографии ФНС N 7 по Московской области, администрации Коломенского муниципального района, Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 2 401 руля 59 копеек за 1 кв.м., а также рассчитанной на основании данного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 5,5802 рубля на 1 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 5 536 953 рублей 45 копеек, находившихся в государственном кадастре недвижимости до момента их незаконных изменений.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2013 по делу N А41-46736/13 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (том 1 л.д.102).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2014 по делу N А41-46736/13 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) (том 1 л.д.117).
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.03.2014 по делу N А41-46736/13 назначена судебная экспертиза для определения оценочной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 на 01.01.2008, 01.12.2011, ее проведение поручено ООО "Агентство сервисных технологий "Гермес" (том 1 л.д.140-141).
16.04.2014 и 17.04.2014 в материалы дела поступили заключения об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленные ООО "Агентство сервисных технологий "Гермес" (том 2 л.д.5-39, 40-80).
До принятия судебного акта по существу партнерство уточнило требование, просило признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 2 401 руля 59 копеек за 1 кв.м., а также рассчитанной на основании данного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 141 305 928 рублей 26 копеек; признании кадастровой стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 равной его рыночной стоимости в размере 17 870 819 рублей; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере равным его рыночной стоимости в период с 19.01.2012 (том 2 л.д. 81).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2014 по делу N А41-46736/13 в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2 л.д.88-89).
Не согласившись с указанным судебным актом, партнерство обратилось
в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель партнерства поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо для целей налогообложения, так как налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 02.09.2010 N 2/10 партнерством приобретен земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050401:128. Общей площадью 992 250 кв.м., местоположение: примерно в 100 м. по направлению на северо-запад от ориентира с.Федосьино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, село Федосьино; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.
Свидетельством о 29.11.2010 сери 50 АБ N 149526 подтверждено право собственности партнерства на указанный земельный участок (том 1 л.д.20).
Постановлением администрации Коломенского муниципального района от 10.11.2011 N 2209 изменен вид разрешенного использование земельного участка, с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (том 1 л.д. 34-35).
02.03.2010 партнерству повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050401:128 серии 50 АБN 325162 с измененным видом разрешенного использования земельного участка (том 2 л.д.55).
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществлены действия по определению кадастровой стоимости земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесения изменения в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
06.06.2013 партнерство обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением, в котором просило выдать копии документов (актов определения кадастровой стоимости) на основании которых вносились сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего партнерству (том 2 л.д.41).
Письмом от 28.06.2013 N РС-1/01-01-7179/13 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" разъяснило порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и направило партнерству сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка (том 2 л.д.42-45, 46-54).
Ссылаясь на неправомерные действия ФГБУ "Кадастровая палата" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 2 401 руля 59 копеек за 1 кв.м., а также рассчитанной на основании данного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере 141 305 928 рублей 26 копеек; необходимость установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 равной его рыночной стоимости в размере 17 870 819 рублей и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 в размере равным его рыночной стоимости в период с 19.01.2012, партнерство обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок 30 января 2014 года снят с кадастрового учета, а установление кадастровой стоимости на прошлые периоды невозможно.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены:
-результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области на 01.01.2010;
- средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.2010.
В данном распоряжении отсутствует среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Коломенского района Московской области.
Между тем в силу пунктов 2.3.3-2.3.5 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, водного фонда его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующей категории земель и измененного вида разрешенного использования на площадь земельного участка.
Таким образом, на основании названного Распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были внесены соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области в размере 2402,59 руб./кв.м., которая составила 2 383 969 927 рублей 50 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Между тем согласно кадастровой выписке (том 2 л.д. 78, 85) земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050401:128 был снят с государственного учета 30.01.2014, имеет статус "архивный". Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 17 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Поскольку 30.01.2014 спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, то есть на момент принятия судом первой инстанции судебного акта не существовал как объект земельных правоотношений, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, так как установление кадастровой стоимости на прошедшие периоды в отношении несуществующих земельных участков действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Таким образом, изменение сведений о кадастровой стоимости за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость учета выводов, содержащихся в заключении судебной экспертизы, согласно которому на 01.12.2011 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050401:128 составляла 20 561 405 рублей (том 2 л.д.69), в данном случае не принимается судебной коллегией.
Судебная коллегия учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ, вступившим в силу с 01.01.2014, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе дачных объединений Московской области.
Поэтому рыночная стоимость, в целях внесения ее в ЕГРП в качестве кадастровой, должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
При этом в экспертном заключении указано, что кадастровая стоимость земельного участка определялась по состоянию на 01.12.2011.
Исходя из изложенного, требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2014 года по делу N А41-46736/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46736/2013
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Озерное"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Московской области)
Третье лицо: Администрация Коломенского муниципального района, Дачное некоммерческое партнерство "Озерное", Межрайонная ИФНСN 7 России по Московской области, Министерство имущественных отношений МО, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация Коломенского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 7 по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"