15 сентября 2014 г. |
А79-1501/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Климовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.05.2014
по делу N А79-1501/2014,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению администрации Климовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики
об отмене конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - Карягиной А.А. по доверенности от 09.01.2014 N 5/07-40 сроком действия до 31.12.2014, |
и установил:
администрация Климовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) об отмене конкурса на право пользования участком недр Молния, расположенного в Ибресинском районе Чувашской Республики, в 22 км юго-западнее г.Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния, с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на площади 14,5 га оценочными запасами в объеме 529 тыс. куб.м, назначенного на 19.03.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.05.2014 администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, неправильное применение норм материального права.
По мнению администрации, проведение вышеуказанного конкурса с последующим предоставлением права пользования участком недр Молния в Ибресинском районе по итогам конкурса противоречит действующему законодательству.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 06.08.2013 Министерство издало приказ N 504 "О проведении конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков".
На сайте Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики размещена информация о возобновлении с 27.02.2014 проведения конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков. Участок недр расположен в 22 км юго-западнее г.Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п.Молния. Конкурс на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе состоится 19.03.2014 в 14 час. 00 мин.
Посчитав, что проведение конкурса на право пользования участком недр является незаконным и нарушает его права и законные интересы Клмимовского сельского поселения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и исходил из того, что не установлена незаконность действий Министерства по проведению рассматриваемого конкурса.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статья 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.
Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует вывод о том, что орган государственной власти обладает правом на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, прямо указанных в федеральном законе, а также, когда данное право с необходимостью вытекает из компетенции соответствующего органа, закрепленной законом (то есть когда у органа отсутствует возможность реализовать закрепленные законом полномочия без обращения в суд).
Статья 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусматривает, что органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Согласно статье 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 2). Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3).
Статьей 1.2 Закона о недрах установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В подпункте 4 и 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр, среди иных, являются решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения, а также принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:
предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Исходя из подпункта 1 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения -уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (абзац четырнадцатый статьи 16 названного Закона).
Согласно абзацам первому и четвертому статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2009 N 192 утвержден Порядок пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики (далее - Порядок). Данный Порядок разработан в соответствии с Законом о недрах и регулирует правоотношения по установлению порядка пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также участками недр, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Чувашской Республики.
В пункте 3.1 Порядка отражено, что в соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются уполномоченным органом.
Право пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляется по результатам аукциона. Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Право пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения, на условиях предпринимательского риска предоставляется по результатам конкурса. Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды.
Кроме этого, в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации форма торгов определяется обладателем реализуемого имущественного права.
На основании вышеуказанных законодательных и нормативных актов приказом Минприроды Чувашии от 21.08.2013 N 504 были утверждены Порядок и условия проведения конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков.
Согласно пункту 1.1 названных Порядка и условий целью проводимого конкурса является определение пользователя участком недр, обладающего необходимыми квалифицированными специалистами, финансовыми и техническими средствами для эффективной добычи полезных ископаемых на участке недр в соответствии с настоящим Порядком и условиями проведения конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков.
В пункте 1.3 Порядка и условий указано, что победителю конкурса будет предоставлено право пользования участком недр и выдана лицензия на пользование недрами Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков, сроком на 25 лет. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разведки и добычи месторождения полезных ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий Лицензии данным пользователем недр.
Оформление и выдача лицензии победителю аукциона (конкурса) осуществляются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня подведения итогов аукциона (конкурса) (абзац первый пункта 3.2.11 Порядка).
В абзаце шестом статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
При этом в подпункте 5 статьи 12 названного Закона и в подпункте 5 пункта 4.4.1 Порядка отражено, что сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу) должны быть содержаться в лицензии и ее неотъемлемых составных частях.
Письмо администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 01.04.2013 N 458 о даче предварительного согласования на отвод земельного участка для целей недропользования следует расценивать как согласие на отвод участка недр, поскольку участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения в силу статьи 2.3 Закона о недрах.
Суд первой инстанции правильно указал, что законодатель не ставит объявление конкурса на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в зависимость от наличия предварительного согласия собственников и владельцев земельных участков, расположенных на участке недр, на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.
Соответствующее согласие собственников и владельцев земельных участков, расположенных на участке недр, на отвод земельного участка для целей недропользования необходимо только при выдаче лицензии на пользование недрами, что следует из подпункта 4.4.2 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики.
Кроме этого, судом исследовались вышеизложенные обстоятельства в рамках дела N А79-7739/2013 и им дана правовая оценка в решении Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2013 и постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014.
Доводы представителя заявителя о возможности нанесения ущерба социальной инфраструктуре сельского поселения рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку носят предположительный характер.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия Министерства соответствуют Закону о недрах и Порядку, и не нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал администрации в удовлетворении заявления.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов Климовского сельского поселения и его населения в сфере экономической деятельности.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Всем доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.05.2014 по делу N А79-1501/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.05.2014 по делу N А79-1501/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Климовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1501/2014
Истец: Администрация Климовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике