г. Санкт-Петербург |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А56-15251/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Каткова Н.И. по доверенности от 20.03.2014
от заинтересованного лица: Петрова Н.А. по доверенности от 06.03.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16226/2014) ООО "Центр-Инвест-Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2014 по делу N А56-15251/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Центр-Инвест-Строй"
к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" (ОГРН 1027809184798, адрес: 191024, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 117, лит Б, пом. 6-Н, 7-Н; далее - общество, ООО "Центр-Инвест-Строй") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Управления государственного строительного надзора (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3; далее - Служба, СГСН, административный орган) от 07.03.2014 N 132-14, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Россйиской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 16.06.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центр-Инвест-Строй" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проверка проводилась с грубыми процессуальными нарушениями, выразившимися в несогласовании проведения данной проверки с органами прокуратуры. Кроме того, ООО "Центр-Инвест-Строй" указывает на то, что административный орган при проведении проверки вышел за пределы доводов, изложенных в жалобе физического лица, заявление которого явилось основанием для проведения в отношении общества внеплановой проверки.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Службы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании приказа начальника Службы от 03.02.2014 N 18-П проведена внеплановая проверка ООО "Центр-Инвест-Строй" с целью проверки доводов, содержащихся в обращении от 29.01.2014 Тикунова С.Н. по вопросу нарушения санитарных, экологических и эпидемиологических норм действующего законодательства Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, ул. Бутлерова, уч. 1 (южнее пересечения с ул. Верности). Обращение поступило в СГСН из Территориального отдела в Выборгском и Калининском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- в помещениях приема пищи осуществляется приготовление пищи, что является нарушением требований раздела проекта "Проект организации строительства'' (Шифр 46/015/ПР/2011-ПОС1, лист 64, лист 85а), статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141 (далее - СанПиН 2.2.3.1384-03);
- не оборудованы санитарно-бытовые помещения для строителей, а именно душевые не обеспечены водоснабжением и канализацией, что является нарушением требований пункта 12.16 СанПиН 2.2.3.1384-03;
- система оборотного водоснабжения пункта мойки колес не функционирует что является нарушением требований проектных решений, раздел "ПОС" (Шифр 46/015/ПР/2011-ПОС1), заключение государственной экспертизы N 78-1-4-0511-12 от 26.06.2012.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 25.02.2014 N 3/290А4-14 при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
В связи с выявленными нарушениями ООО "Центр-Инвест-Строй" выдано предписание N 3/290Пр4-14 об устранении нарушений при стротельстве, реконструкции объекта капитального строительства от 25.02.2014.
На основании установленных нарушений в отношении ООО "Центр-Инвест-Строй" 26.02.2014 составлен протокол N 124-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 07.03.2014 N 132-14 ООО "Центр-Инвест-Строй" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава и события вменяемого ООО "Центр-Инвест-Строй" административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности не установил. В связи с изложенным, оспариваемое постановление СГСН признано законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с нарушением требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
Закон N 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
СанПиН 2.2.3.1384-03 предназначены для обеспечения создания оптимальных условий труда и трудового процесса при организации и проведении строительных работ, снижения риска нарушения здоровья работающих, а также населения, проживающего в зоне влияния строительного производства; устанавливают гигиенические требования к строительному производству и организации строительных работ, отдельным видам строительных работ, условиям труда и организации трудового процесса, организации работ на открытой территории в холодный период года и в условиях нагревающего микроклимата, вахтово-экспедиционному методу строительства, профилактическим мерам и охране окружающей среды, а также требования к проведению контроля за их выполнением; предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих организацию и производство строительных работ при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений (пункты 1.2-1.4 СанПиН 2.2.3.1384-03).
Согласно пункту 1.7 СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" работодатель несет ответственность за выполнение требований, изложенных в настоящих санитарных правилах.
В соответствии с пунктом 12.16 СанПиН 2.2.3.1384-03 санитарно-бытовые помещения оборудуются внутренним водопроводом, канализацией и отоплением.
Материалами дела, а именно актом проверки от 25.02.2014, протоколом об административном правонарушении от 26.02.2014, подтверждается факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения. ООО "Центр-Инвест-Строй" данный факт не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "Центр-Инвест-Строй" имело реальную и объективную возможность для соблюдения санитарных, экологических и эпидемиологических норм действующего законодательства Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, ул. Бутлерова, уч. 1а.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному вывод у о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Доводы подателя жалобы о наличии грубых процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности отклоняются апелляционным судом.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 N 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1747) и ГрК РФ Службой при осуществлении государственного строительного надзора применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии со статьей 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1 части 1). Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1 части 2).
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса (часть 3).
В силу части 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок: проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (подпункт "б" пункта 2).
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрены следующие основания проведения проверки: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено материалами дела, основанием для проведения проверки явилось обращение гражданина Тикунова С.Н. о несоблюдении санитарных, экологических и эпидемиологических требований безопасности, которое создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, обстоятельствами появления которых является неутилизация бытового мусора, отсутствие водоснабжения, антисанитарные условия. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательное согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требовалось.
Проверка проводилась СГСН в пределах полномочий, предоставленных ей Постановлением N 1747, с целью проверки сведений, содержащихся в обращении гражданина Тикунова С.Н. Тот факт, что административный орган вышел за доводы заявления гражданина не свидетельствует о нарушении Службой процедуры проведения проверки. Таким образом, проверка проведена Службой обоснованно и в соответствии с положениями ГрК РФ, а также Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, обоснованные на ошибочном толковании законодательства. Доводы ООО "Центр-Инвест-Строй" не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей подлежит возврату ООО "Центр-Инвест-Строй".
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июня 2014 года по делу N А56-15251/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" (ОГРН 1027809184798, место нахождения: 191024, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 117, лит. Б, пом. 6-Н, 7-Н) из федерального бюджета 2 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15251/2014
Истец: ООО "Центр-Инвест-Строй"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга