г. Тула |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А23-3833/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., в отсутствие представителей истца - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород) в лице филиала города Калуга (г. Калуга, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603), ответчика - городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2014 по делу N А23-3833/2013 (судья Глазкова С.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Городской Управе города Калуги (далее - ответчик, управа) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды от 05.04.2012 N 189/12.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации истце уточнил требования и просил об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, и принятии их в редакции истца, в том числе:
- пункт 3.1 договора аренды от 05.04.2012 N 189/12 изложить следующим образом:
"Размер и порядок расчета арендной платы указан в приложении N 2. Размер арендной платы не может быть выше 2 % от кадастровой стоимости земельного участка в год";
- пункт 3.5 договора аренды от 05.04.2012 N 189/12 изложить в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется "Арендодателем" в одностороннем порядке не чаще одного раза в год в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменением поправочных коэффициентов, а также изменением законодательства Российской Федерации, устанавливающего иной размер и порядок расчета арендной платы либо вводящим иные значения показателей, используемых для определения размера арендной платы, чем в настоящем договоре. "Арендатор" обязан принять новый порядок к исполнению.
Арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошли изменения".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, при заключении договора аренды находящихся в государственной собственности земельных участков под опорами ВЛ-10кВ от 05.04.2012 N 189/12 между обществом и управой возник спор по содержанию пункта 3.1 договора, устанавливающего размер и порядок расчетов арендной платы.
Неурегулирование сторонами разногласий по договору аренды в досудебном порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в таких случаях предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, а именно направление проекта договора стороне, для которой заключение договора обязательно.
В статье 446 ГК РФ установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) в статью 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ внесены изменения, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы арендуемых земельных участков на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости.
Внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Линейные объекты топливно-энергетического комплекса - это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрическое энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов (статья 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").
При этом в силу статьи 2 данного Закона к объектам топливно-энергетического комплекса отнесены, в числе иных, и объекты электроэнергетики.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Услуги по передаче электрической энергии (согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) оказывают сетевые организации.
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Как усматривается из материалов дела, истец является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии всем потребителям электрической энергии на территории Калужской области.
Общество включено в реестр субъектов естественных монополий (приказ Федеральной службы по тарифам от 27.06.2008 N 236-э) и является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению (пункт 3.2 устава).
При этом услуги по передаче электрической энергии филиал "Калугаэнерго" оказывает с использованием не только линий электропередачи, но также всех имеющихся у него объектов электросетевого хозяйства.
В силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, принимая во внимание особый характер этих объектов, внесенные Законом N 212-ФЗ изменения по существу, представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о необходимости изложения спорных пунктов договора в предложенной истцом редакции.
Доводы ответчика о том, что положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не подлежат применению, поскольку истцу предоставлены в аренду земельные участки под опорами ВЛ, являющимися движимым имуществом, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку положения данной статьи не содержат ограничения о том, что располагаемые на земельном участке объекты, относящиеся к линиям электропередачи, обязательно должны являться объектами недвижимого имущества.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие необходимости использования для эксплуатации линий электропередачи земельных участков под всей линией электропередачи (в виде полосы), построенной и введенной в эксплуатацию (а не только под опорами), подтверждается статьей 89 ЗК РФ, положениями которой предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки, а также Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Данные Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередач - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при расчетном номинальном классе напряжения до 1 кВ соблюдается расстояние 2 метра.
Согласно пункту 2 указанных Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Так, пунктом 8 Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.
Вместе с тем земельные участки, подпадающие в границы охранных зон линий электропередачи, у их собственников, землевладельцев землепользователей или арендаторов не изымаются, так как на них возможно осуществление определенных видов деятельности с соблюдением требований Правил.
При изложенных обстоятельствах не имеет правового значения тот факт, что истцу предоставлены в аренду земельные участки под опорами ВЛ, а не под всем линейным объектом.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что, не меняя приложение N 2 к договору аренды, внести изменения в пункт 3.1 не представляется возможным.
Как усматривается из материалов дела, в первоначальной редакции договора пункт 3.1 был изложен как: "Размер и порядок расчета арендной платы указан в Приложении N 2".
В исковом заявлении истец просил внести изменения в пункт 3.1 договора, изложив его в следующей редакции: "Порядок расчета арендной платы указан в приложении N 2". При этом само содержание приложения N 2 не менялось.
Согласно пояснениям истца внесение изменений в пункт 3.1 договора было обусловлено тем, что в приложении N 2 указан именно порядок (методика, формула) расчета арендной платы, но никак не размер арендной платы. В связи с этим, из содержания пункта 3.1 было исключено слово "размер".
Таким образом, внесение изменений в пункт 3.1 договора аренды никак не отражается на содержании приложения N 2.
Истец не имеет претензий к методике расчета арендной платы, указанной в приложении N 2 при условии того, что по результатам такого расчета годовой размер арендной платы не может превышать 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылка жалобы на то, что положения пункта 3.5 редакции истца, предусматривающие изменение размера арендной платы на основании корректировки индексов потребительских цен, противоречит пункту 3.3 редакции истца, отклоняется судом, поскольку требований о внесении изменений в пункт 3.3 договора аренды общество не заявляло.
В апелляционной жалобе ответчик также ссылается на постановление Городской Управы г. Калуги от 27.12.2012 N 448-п "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления в 2013 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", а также Закон Калужской области от 06.02.2008 N 402-03 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков", которые применяются им при расчете арендной платы.
Между тем указанные законодательные акты определяют порядок расчетов арендной платы, т. е. устанавливают формулу, согласно которой и определяется годовой размер арендной платы. При этом в данных законодательных актах четко не прописано, что годовой размер арендной платы может быть более 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 указанного постановления Городской Управы г. Калуги от 27.12.2012 N 448-п в случае, если определенный в соответствии с настоящим постановлением размер арендной платы будет отличен от установленного федеральным законодательством для ряда случаев размера арендной платы, арендная плата устанавливается в размере, определенном федеральным законодательством.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2014 по делу N А23-3833/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3833/2013
Истец: ОАО "МРСК Центра и Приволжья", филиал Калугаэнерго ОАО МРСК Центра и Приволжья
Ответчик: Городская Управа города Калуги