г. Москва |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А41-26768/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатоав В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области: Бурмистрова Т.А. по доверенности N 5953 от 16.07.14; Воронин Д.А. по доверенности N 5952 от 16.07.14;
от федерального государственного бюджетного учреждения Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Дутикова Е.М. - директор в соответствии с приказом N 93-кр от 04.05.12; Карпов Б.М. по доверенности N 01-26/333 от 25.08.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года по делу N А41-26768/14, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России) о взыскании 2 076 799 рублей 40 копеек денежных средств, использованных не по целевому назначению, а также 207 679 рублей 94 копеек штрафа и пени в размере 31 411 рублей 59 копеек за период с 15.03.14 по 08.05.14 (т. 1, л.д. 2-6).
Иск заявлен на основании статей 10, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года с ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области были взысканы средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в общей сумме 2 076 799 рублей 40 копеек, штраф в размере 207 679 рублей 94 копейки и пени в размере 31 411 рублей 59 копеек (т. 4, л.д. 40-42).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 4, л.д. 45-52).
В судебном заседании апелляционного суда представители ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 05.02.14 по 18.02.14 комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области в отношении ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России была проведена плановая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.12 по 31.12.13, по результатам которой 18.02.14 был составлен акт (т. 1, л.д. 81-101).
Согласно акту проверки расходования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России от 18.02.14 в ходе контрольных мероприятий было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 2 076 799 рублей 40 копеек на выплаты стимулирующего характера логопедам, в том числе:
1) в 2012 году: статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 1 143 991 рубль 90 копеек, из них:
Подстатья 211 "Заработная плата" - 878 624 рубля,
Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 265 349 рублей 90 копеек;
2) в 2013 году: статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 932 807 рублей 50 копеек, из них:
Подстатья 211 "Заработная плата" - 716 442 рубля,
Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 216 365 рублей 50 копеек.
Кроме того, в соответствии с актом от 18.02.14 ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.10 "Об обязательном медицинском страховании" был начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования - 207 679 рублей 94 копейки.
По факту выявленных нарушений 27.02.14 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области направил в адрес ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России предписание N 08-31/1875 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, оставление без удовлетворения которого послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском (т. 1, л.д. 102-103).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что факт нецелевого расходования ответчиком средств обязательного медицинского страхования подтвержден материалами дела.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.10 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.96 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Пунктом 1 названного Указом предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Между тем, ни нормами Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", ни положениями Указа Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.96 не предусмотрено право Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права фондов на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом ФФОМС N 73 от 16.04.12, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, указанным Положением также не предусмотрено право территориальных фондов обязательного медицинского страхования при выявлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 октября 2013 года N ВАС-14862/13 по делу N А26-7939/2012.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года по делу N А41-26768/14 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26768/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области
Ответчик: ФГБУ Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения РФ
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области