г. Хабаровск |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А73-7155/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 25.07.2014
по делу N А73-7155/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828)
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 26.05.2014 о наложении административного штрафа в рамках исполнительного производства N 6495/12/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов) от 26.05.2014 в рамках исполнительного производства N 6495/12/01/27 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 25.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
14.02.2012 в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 019366153, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 22.09.2011 по делу N 2-5104/11 на основании решения от 25.08.2011, возбуждено исполнительное производство N 6495/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Журавлевой Злате Викторовне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах п. Солнечный Солнечного района, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 6495/12/01/27 вручена должнику.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, Министерству неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства ЖКХ Хабаровского края в ответ на требования поступали информационные письма о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
03.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 6495/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
По состоянию на 16.12.2013 должником решение суда не исполнено, документов подтверждающих, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
16.12.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, должник обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2014 по делу N 15515/2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 N 06АП-1611/2014, постановление отдела судебных приставов от 16.12.2013 о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП по исполнительному производству N 6495/12/01/27 оставлено без изменения.
13.05.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска с целью исполнения указанного ранее исполнительного документа должнику под вх. N от 13.05.2014 было вручено очередное требование N 27001/14/60398 от 13.05.2014 об исполнении судебного решения в срок до 19.05.2014.
В требовании Министерство предупреждалось об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
В указанном требовании должнику указано о необходимости явки в ОСП по Центральному району города Хабаровска для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ - 20.05.2014 в 17 часов 00 минут.
Однако, в установленный срок требование N 27001/14/60398 от 13.05.2014 должником не исполнено.
В назначенное время представитель должника в ОСП по Центральному району города Хабаровска не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
В связи с чем, 20.05.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол N 012133/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
20.05.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 14 час. 30 мин. 26.05.2014 по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику под входящий N от 21.05.2014.
По состоянию на 26.05.2014 Министерством ЖКХ по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 012133/01 от 20.05.2014 исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении Министерства к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в адрес отдела судебных приставов не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено. 26.05.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 в отделе судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 019366153, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 22.09.2011 по делу N 2-5104/11 на основании решения от 25.08.2011, возбуждено исполнительное производство N 6495/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Журавлевой Злате Викторовне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах п. Солнечный Солнечного района, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 6495/12/01/27 вручена Министерству.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
03.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Министерство обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства ЖКХ об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 6495/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013.
По состоянию на 16.12.2013 должником решение суда не исполнено, документов подтверждающих, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
16.12.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
13.05.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска с целью исполнения указанного ранее исполнительного документа Министерству ЖКХ Хабаровского края под вх. N от 13.05.2014 было вручено очередное требование N 27001/14/60398 от 13.05.2014 об исполнении судебного решения в срок до 19.05.2014.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Журавлевой З.В. благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартиры для Журавлевой З.В. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, в бездействии Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании должника предоставить Журавлевой З.В. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, судом отклоняются ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела судебного пристава от 26.05.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.07.2014 по делу N А73-7155/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7155/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска